Учебно-воспитательные задачи:
- через деловую игру расширить и углубить географические знания по зарубежным странам с применением элементов математики, информатики;
- учить учащихся самостоятельно познавать мир, взаимообучаться, усваивать информацию разных наук и применять творчески;
- активизировать учебную деятельность, используя игровые элементы (соревнование в работе менеджеров, возможность посоветоваться брокерам, дефицит времени (как в реальной жизни));
- совершенствовать умения и навыки в работе с дополнительной литературой;
- способствовать формированию и развитию деловых качеств современного человека, культуре общения, профориентации школьников;
- применение вычислительных навыков, чтение диаграмм, нахождение среднего арифметического;
- применение ПК для обработки полученных данных и построение диаграмм с помощью электронных таблиц.
Оборудование: физические, экономические карты стран, атласы, символика стран, дополнительная литература, репродукции, информация о продукции стран, образцы товаров, национальное блюдо, менеджеры в национальных костюмах, компьютеры, таблицы учета сделок.
Ход урока
1ый урок
I. Вступительное слово учителя географии
- Обратить внимание на новые термины: маркетинг, менеджер, инвестиции, брокер и т.д.
- “Визитная” карточка стран на международной выставке-ярмарке 2003 года: США, ФРГ, Японии, Индии.
(Рассказ менеджеров о стране с целью заинтересовать брокеров в закупке продукции больших объемов.)
II. Предложение-спрос
- Брокеры закупают товары, предложенные странами: стартовый капитал — 10 млн. дол. Цены установлены странами. (10 мин)
- Интересные вопросы по странам (фиксируют и
суммируют эксперты, стоимость одного вопроса —
300 тыс.$)
США:
- Что означают звезды на флаге стране, сколько их?
- Назовите жителей-аборигенов страны
- Национальная гордость США в машиностроении?
Германия:
- Назовите знаменитые марки легковых автомобилей ФРГ.
- Крупнейший морской порт ФРГ?
- Назовите денежную единицу ФРГ.
Япония:
- К числу традиций японцев относятся: икебана, бонсай, кимоно, дзюдо. Что это?
- Что символизирует красный солнечный круг на японском флаге?
- Какой национальный цветок японцев изображен на гербе страны?
Индия:
- Назовите денежную единицу Индии.
- Какое место в мире занимает по численности населения? После какой страны? Численность приближенно равна …
- Назовите самые крупные промышленные центры(города) страны.
- Супер-вопрос (цена: 1млн.$)
Этот термин ввёл в научный оборот философ Древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает “законы хозяйства”.
2ой урок
I. Вступительное слово учителя математики и информатики (пояснение по работе с таблицами, повторение видов диаграмм, повторение ТБ работы в компьютерном классе)
- Работа с таблицей № 1
- Построение столбчатых диаграмм на ПК (диаграмма по каждой группе товаров и услуг, диаграмма объема закупки товаров и услуг по странам).
- Итог работы (чтение диаграмм каждой группой).
- Работа экспертов:
(Объем закупки товаров в долларах заносят в таблицу.) Работа по группам. Данные таблицы нужны для построения столбиковой диаграммы, отражающей работу менеджеров и брокеров по предложению и спросу товаров США, ФРГ, Японии, Индии.
а) Какие страны продали свои товары, получив прибыль? Почему?
б) Какие страны понесли убытки, какой продукции? Почему?
II. Выставление оценок по предметам
III. Заключительное слово учителя географии
- Наш урок проходил в форме деловой игры, где вы (учащиеся) углубили географические знания по странам с применением математики и информатики на практике. Самостоятельно учились обрабатывать на компьютере данные, полученные при торге с финансовыми менеджерами стран, познакомились с новыми экономическими терминами и профессиями;
- Использовали игровые элементы: соревнование в работе менеджеров, брокеров, дилеров, возможность посоветоваться, ощущали дефицит времени, то есть всё, как в реальной жизни делового человека;
- Учились культуре общения, самообразованию, самоутверждению. Таким образом задачи урока выполнили.