Урок географии в 8-м классе по теме: "Циклоны и антициклоны"

Разделы: География


Цель: сформировать основные понятия по теме. Закрепить знания о взаимодействии и закономерностях атмосферных процессов и явлений. Развивать умение самостоятельной работы с картами и текстом учебника. Познакомить учащихся с профессией метеоролога, синоптика. Воспитывать любовь к природе, гордость за Отечество.

Задачи: сформировать понятия “циклон”, “антициклон”, “синоптическая карта”. Закрепить знания о взаимодействии атмосферных процессов и явлений на примере связи давления воздуха, температуры, влажности, осадков. Познакомить учащихся со стихийными процессами, связанных с атмосферным давлением; синоптической картой и профессией метеоролога; с космическими снимками и научить работать с ними. Научить читать синоптическую карту и составлять прогноз погоды на ближайшее время. Продолжать формировать умения школьников самостоятельно работать с картами и текстом учебника.

Опорные знания и умения: погода и ее предсказания. Атмосферное давление. Восходящее движение воздуха в областях низкого атмосферного давления и нисходящее движение воздуха в областях высокого давления. Взаимосвязь температуры воздуха и атмосферного давления. Испарение и конденсация влаги; зависимость испарения и конденсации влаги от температуры. Умение читать и анализировать картосхемы и карты различного содержания.

Оборудование: рисунки на доске циклона и антициклона; космические снимки, метеорологическое оборудование: барометр, гигрометр, барограф и другие; материалы для мультимедиа (синоптическая карта на 11 января 1995 г, 19 января 1995 г., космические снимки за период с 23 октября по 28 октября 2006 г.)

Ход урока

(Урок изучения нового материала.)

I. Организационный момент.

Приветствие класса; постановка цели урока, проверка отсутствующих.

Сегодня мы с вами побываем в роли метеорологов и синоптиков. Но для начала нам необходимо вспомнить предыдущий материал.

II. Изучение нового материала.

1. Подведение к теме. (Разминка - цепочка.)

В течение 1-2 мин. составить вопросы по теме “Атмосфера”

- Что такое погода, климат?

- В чем сходство и различие погоды и климата?

- Что такое воздушная масса?

- Какие воздушные массы формируются на территории России?

- Какими свойствами отличаются воздушные массы, сформировавшиеся над сушей и океаном?

- Что такое трансформация воздушных масс?

- Почему на территории России происходит трансформация воздушных масс?

- Что такое теплый фронт?

- Что такое холодный фронт?

- В чем сходство и различие теплого и холодного фронтов?

- Выводы по опросу.

2. Исследовательский проект “Метеорологические наблюдения в Ватутинках” Еремин Стас.

А сейчас давайте подробно разберем взаимосвязь между атмосферным давлением, облачностью, температурой воздуха, выпадением осадков.

3. Циклоны и антициклоны. (Проведение опыта, объяснение с использованием рис. на доске, чтение космических снимков, мультимедиа)

В результате неровностей на земной поверхности, неравномерного нагревания земной поверхности при движении воздуха происходят завихрения воздуха против часовой стрелки. В центре образуется низкое давление, воздух поднимается вверх, охлаждается и растекается по окраинам, происходит конденсация влаги, возникают облака и выпадают осадки. Циклоны достигают в поперечнике 2-3 тыс. км и перемещаются обычно со скоростью 30-40 км.

Наблюдая из космоса за атмосферой можно увидеть циклоны, антициклоны, облачность в динамике. (Космические снимки с 23 по28 октября; использование мультимедиа).

Рассмотрите космический снимок циклона над о.Сахалин и ответьте на вопросы:

  • В каком направлении движется воздух в циклоне?
  • В какой части циклона облаков больше? Почему?
  • Какое давление образуется в центре циклона? (Материал 7 класса. Воздух поднимается вверх, происходит конденсация, затем воздух движется к краям, затягивая новые порции воздуха в центр и образуется низкое давление)

Циклон – область пониженного давления воздуха, с вихревым движением против часовой стрелки. (Словарная работа.)

Может охватывать области на много тысяч квадратных километров, перемещаясь со скоростью 30-50 км в час. Какую погоду приносит циклон?

Циклональная погода (Заполнение таблицы совместно с учителем).

Циклональная погода всегда связана с облачностью. Что такое облако? Какие виды облаков вам известны? Почему на небе не бывают все виды облаков одновременно? (Проблемный вопрос, инсценировка сказки).

Типы погод. (Работа в парах).

Состояние погоды

Циклон

Антициклон

Лето

Зима

Лето

Зима

Давление Пониженное Пониженное Повышенное Повышенное
Температура Понижается Повышается, оттепели Очень высокая Очень низкая
Сила ветра Значительная Значительная Незначительная Незначительная, штили
Влажность Повышенная Повышенная Незначительная Незначительная
Облачность Значительная Значительная Ясная Ясная
Осадки Дожди Обильные снегопады Не выпадают Не выпадают

Выводы по таблице.

В результате прохождения циклона, значительно увеличивается сила ветра. Иногда это приводит к таким стихийным явлениям как: ураганы, тайфуны. Тем не менее, циклон способствует рассеиванию вредных примесей в г. Москве.

Антициклон – область повышенного атмосферного давления с движением воздуха по - часовой стрелки. (Словарная работа). В нем происходят нисходящие движения воздуха.

Скорость перемещения 30 – 40 (иногда до 50 км в час) км/ч.

В природе действуют разные законы. Один из них – закон единства и борьбы двух противоположностей.

Антициклон – абсолютно противоположный процесс циклону. Какую погоду он приносит? (Самостоятельное заполнение таблицы.)

Антициклон стоит долго, способствует накоплению вредных примесей в атмосфере Москвы, иногда может вызывать стихийные явления, такие как: засухи и суховеи, что губительно для растений и тяжело переносится человеком.

4. Синоптические карты. (Словарная работа, опережающее задание Потемкин Борис, Добрынина Юля).

Синоптические карты (карты погоды) – на которых специальными условными знаками обозначают состояние атмосферы на определенный момент времени для какой-то территории страны.

Сведения для составления карты погоды поступают по телеграфу, радио со всех метеорологических станций России и других государств, в центральное учреждение – службы погоды – Гидрометеорологический центр, находящийся в Москве.

Существуют разнообразные приборы для измерения элементов климата: (демонстрация приборов, принципа их действия)

- барометр,

- барограф,

- гигрометр.

В Гидрометеорологическом центре составляются синоптические карты. По ним определяется, как будет меняться циркуляция атмосферы и в связи с этим погода на ближайшие сутки или на более длительный период (прогноз погоды). Гидрометцентр РФ – один из трех мировых центров всемирной службы погоды.

5. Прогноз погоды.

а) Описание погоды.

(Работа с синоптической картой с использованием мультимедиа. Учебник стр.232, рис. 96; дифференцированное обучение)

- Назовите области, где находятся антициклоны; определите атмосферное давление в центрах антициклонов. Какими признаками характеризуется состояние погоды в антициклональных областях? Назовите причины, объясняющие состояние погоды.

- Назовите области, где находятся циклоны; определите величину атмосферного давления и опишите состояние погоды в антициклоне: температуру, облачность, осадки, силу и направление ветра, чем объяснить состояние погоды в циклоне.

- Опишите и сравните погоду в Чите и Омске; объясните причины различий.

б) составление прогноза погоды.

- Потемкин Б., Еремин С., Доброгорская Л., Новиков Э., Игтатьева С., Поляков А., Составьте прогноз погоды для города Чита на ближайшее время.

- Босенко Д., Ивахин С., Черных Н., Составьте прогноз погоды для города Омск.

- остальные составляют прогноз погоды для Москвы.

- Проверьте свои прогнозы, используя синоптическую карту на 19 января 1995 г.

- Определить погоду на 3.11.06 в п. Ватутинки и составить прогноз погоды на период каникул.

6. Итоги изучения данной темы.

- Ребята, так в чем же особенность работы метеоролога и синоптика?

- Источники дополнительных географических знаний по теме. (Выставка литературы)

Закрепление. (Тестовая работа).

(Использование компьютерной технологии, взаимопроверка и выставление оценок. Кто выполнил работу без единой ошибки, поднимите руки, получили оценку - “отлично”; кто допустил одну ошибку – получил оценку “хорошо”. Поскольку материал новый, то оценки ниже чем “хорошо в журнал не ставят).

IV. Домашнее задание.

П.15, определения, подобрать народные приметы, подтверждающие смену погоды. Почему на небе не бывает всех видов облаков одновременно?

Сказка

Автор – Макарова М.В.

Кучевые облака – Каримова Э.

Перистые облака – Киселева О.

Слоистые облака – Харламова Н.

Автор. Жил был царь Ветер, и были у него слуги Облака. Облака были разные: Кучевые, Перистые, Слоистые. И вот однажды, никто не знает от чего, затеяли они спор.

Кучевые. Мы красивее всех, мы выше всех! Мы появляемся на высоте 2-3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8 км. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы, башенки.

Автор. И они выпустили молнию, гром и полил дождь.

Перистые Нет! Это мы красивее всех. Мы поднимаемся на 8-10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи солнца, а сами мы напоминаем кружево.

Слоистые. Нет, мы самые красивые, мы будем царствовать над облаками, потому что мы умеем выпускать и дождь и снег.

Автор. Начался шум и крик. Рассердился ветер, задул в разные стороны и разогнал облака. С тех пор никогда не появляются на небе облака все вместе.

Приложение 1

Приложение 2