Цель: сформировать основные понятия по теме. Закрепить знания о взаимодействии и закономерностях атмосферных процессов и явлений. Развивать умение самостоятельной работы с картами и текстом учебника. Познакомить учащихся с профессией метеоролога, синоптика. Воспитывать любовь к природе, гордость за Отечество.
Задачи: сформировать понятия “циклон”, “антициклон”, “синоптическая карта”. Закрепить знания о взаимодействии атмосферных процессов и явлений на примере связи давления воздуха, температуры, влажности, осадков. Познакомить учащихся со стихийными процессами, связанных с атмосферным давлением; синоптической картой и профессией метеоролога; с космическими снимками и научить работать с ними. Научить читать синоптическую карту и составлять прогноз погоды на ближайшее время. Продолжать формировать умения школьников самостоятельно работать с картами и текстом учебника.
Опорные знания и умения: погода и ее предсказания. Атмосферное давление. Восходящее движение воздуха в областях низкого атмосферного давления и нисходящее движение воздуха в областях высокого давления. Взаимосвязь температуры воздуха и атмосферного давления. Испарение и конденсация влаги; зависимость испарения и конденсации влаги от температуры. Умение читать и анализировать картосхемы и карты различного содержания.
Оборудование: рисунки на доске циклона и антициклона; космические снимки, метеорологическое оборудование: барометр, гигрометр, барограф и другие; материалы для мультимедиа (синоптическая карта на 11 января 1995 г, 19 января 1995 г., космические снимки за период с 23 октября по 28 октября 2006 г.)
Ход урока
(Урок изучения нового материала.)
I. Организационный момент.
Приветствие класса; постановка цели урока, проверка отсутствующих.
Сегодня мы с вами побываем в роли метеорологов и синоптиков. Но для начала нам необходимо вспомнить предыдущий материал.
II. Изучение нового материала.
1. Подведение к теме. (Разминка - цепочка.)
В течение 1-2 мин. составить вопросы по теме “Атмосфера”
- Что такое погода, климат?
- В чем сходство и различие погоды и климата?
- Что такое воздушная масса?
- Какие воздушные массы формируются на территории России?
- Какими свойствами отличаются воздушные массы, сформировавшиеся над сушей и океаном?
- Что такое трансформация воздушных масс?
- Почему на территории России происходит трансформация воздушных масс?
- Что такое теплый фронт?
- Что такое холодный фронт?
- В чем сходство и различие теплого и холодного фронтов?
- Выводы по опросу.
2. Исследовательский проект “Метеорологические наблюдения в Ватутинках” Еремин Стас.
А сейчас давайте подробно разберем взаимосвязь между атмосферным давлением, облачностью, температурой воздуха, выпадением осадков.
3. Циклоны и антициклоны. (Проведение опыта, объяснение с использованием рис. на доске, чтение космических снимков, мультимедиа)
В результате неровностей на земной поверхности, неравномерного нагревания земной поверхности при движении воздуха происходят завихрения воздуха против часовой стрелки. В центре образуется низкое давление, воздух поднимается вверх, охлаждается и растекается по окраинам, происходит конденсация влаги, возникают облака и выпадают осадки. Циклоны достигают в поперечнике 2-3 тыс. км и перемещаются обычно со скоростью 30-40 км.
Наблюдая из космоса за атмосферой можно увидеть циклоны, антициклоны, облачность в динамике. (Космические снимки с 23 по28 октября; использование мультимедиа).
Рассмотрите космический снимок циклона над о.Сахалин и ответьте на вопросы:
- В каком направлении движется воздух в циклоне?
- В какой части циклона облаков больше? Почему?
- Какое давление образуется в центре циклона? (Материал 7 класса. Воздух поднимается вверх, происходит конденсация, затем воздух движется к краям, затягивая новые порции воздуха в центр и образуется низкое давление)
Циклон – область пониженного давления воздуха, с вихревым движением против часовой стрелки. (Словарная работа.)
Может охватывать области на много тысяч квадратных километров, перемещаясь со скоростью 30-50 км в час. Какую погоду приносит циклон?
Циклональная погода (Заполнение таблицы совместно с учителем).
Циклональная погода всегда связана с облачностью. Что такое облако? Какие виды облаков вам известны? Почему на небе не бывают все виды облаков одновременно? (Проблемный вопрос, инсценировка сказки).
Типы погод. (Работа в парах).
Состояние погоды | Циклон |
Антициклон |
||
Лето |
Зима |
Лето |
Зима |
|
Давление | Пониженное | Пониженное | Повышенное | Повышенное |
Температура | Понижается | Повышается, оттепели | Очень высокая | Очень низкая |
Сила ветра | Значительная | Значительная | Незначительная | Незначительная, штили |
Влажность | Повышенная | Повышенная | Незначительная | Незначительная |
Облачность | Значительная | Значительная | Ясная | Ясная |
Осадки | Дожди | Обильные снегопады | Не выпадают | Не выпадают |
Выводы по таблице.
В результате прохождения циклона, значительно увеличивается сила ветра. Иногда это приводит к таким стихийным явлениям как: ураганы, тайфуны. Тем не менее, циклон способствует рассеиванию вредных примесей в г. Москве.
Антициклон – область повышенного атмосферного давления с движением воздуха по - часовой стрелки. (Словарная работа). В нем происходят нисходящие движения воздуха.
Скорость перемещения 30 – 40 (иногда до 50 км в час) км/ч.
В природе действуют разные законы. Один из них – закон единства и борьбы двух противоположностей.
Антициклон – абсолютно противоположный процесс циклону. Какую погоду он приносит? (Самостоятельное заполнение таблицы.)
Антициклон стоит долго, способствует накоплению вредных примесей в атмосфере Москвы, иногда может вызывать стихийные явления, такие как: засухи и суховеи, что губительно для растений и тяжело переносится человеком.
4. Синоптические карты. (Словарная работа, опережающее задание Потемкин Борис, Добрынина Юля).
Синоптические карты (карты погоды) – на которых специальными условными знаками обозначают состояние атмосферы на определенный момент времени для какой-то территории страны.
Сведения для составления карты погоды поступают по телеграфу, радио со всех метеорологических станций России и других государств, в центральное учреждение – службы погоды – Гидрометеорологический центр, находящийся в Москве.
Существуют разнообразные приборы для измерения элементов климата: (демонстрация приборов, принципа их действия)
- барометр,
- барограф,
- гигрометр.
В Гидрометеорологическом центре составляются синоптические карты. По ним определяется, как будет меняться циркуляция атмосферы и в связи с этим погода на ближайшие сутки или на более длительный период (прогноз погоды). Гидрометцентр РФ – один из трех мировых центров всемирной службы погоды.
5. Прогноз погоды.
а) Описание погоды.
(Работа с синоптической картой с использованием мультимедиа. Учебник стр.232, рис. 96; дифференцированное обучение)
- Назовите области, где находятся антициклоны; определите атмосферное давление в центрах антициклонов. Какими признаками характеризуется состояние погоды в антициклональных областях? Назовите причины, объясняющие состояние погоды.
- Назовите области, где находятся циклоны; определите величину атмосферного давления и опишите состояние погоды в антициклоне: температуру, облачность, осадки, силу и направление ветра, чем объяснить состояние погоды в циклоне.
- Опишите и сравните погоду в Чите и Омске; объясните причины различий.
б) составление прогноза погоды.
- Потемкин Б., Еремин С., Доброгорская Л., Новиков Э., Игтатьева С., Поляков А., Составьте прогноз погоды для города Чита на ближайшее время.
- Босенко Д., Ивахин С., Черных Н., Составьте прогноз погоды для города Омск.
- остальные составляют прогноз погоды для Москвы.
- Проверьте свои прогнозы, используя синоптическую карту на 19 января 1995 г.
- Определить погоду на 3.11.06 в п. Ватутинки и составить прогноз погоды на период каникул.
6. Итоги изучения данной темы.
- Ребята, так в чем же особенность работы метеоролога и синоптика?
- Источники дополнительных географических знаний по теме. (Выставка литературы)
Закрепление. (Тестовая работа).
(Использование компьютерной технологии, взаимопроверка и выставление оценок. Кто выполнил работу без единой ошибки, поднимите руки, получили оценку - “отлично”; кто допустил одну ошибку – получил оценку “хорошо”. Поскольку материал новый, то оценки ниже чем “хорошо в журнал не ставят).
IV. Домашнее задание.
П.15, определения, подобрать народные приметы, подтверждающие смену погоды. Почему на небе не бывает всех видов облаков одновременно?
Сказка
Автор – Макарова М.В.
Кучевые облака – Каримова Э.
Перистые облака – Киселева О.
Слоистые облака – Харламова Н.
Автор. Жил был царь Ветер, и были у него слуги Облака. Облака были разные: Кучевые, Перистые, Слоистые. И вот однажды, никто не знает от чего, затеяли они спор.
Кучевые. Мы красивее всех, мы выше всех! Мы появляемся на высоте 2-3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8 км. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы, башенки.
Автор. И они выпустили молнию, гром и полил дождь.
Перистые Нет! Это мы красивее всех. Мы поднимаемся на 8-10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи солнца, а сами мы напоминаем кружево.
Слоистые. Нет, мы самые красивые, мы будем царствовать над облаками, потому что мы умеем выпускать и дождь и снег.
Автор. Начался шум и крик. Рассердился ветер, задул в разные стороны и разогнал облака. С тех пор никогда не появляются на небе облака все вместе.