Цели урока:
- Закрепить знания о разнообразии водоемов нашей страны, их изображение на географической карте.
- Продолжить формирование представления о водоёмах, раскрыть их классификацию (естественные, искусственные), значение для живых существ.
- Раскрыть роль водоёмов в жизни человека и необходимость их охранять.
Оборудование: Физическая карта России, карта рек Московской области, рисунки учебника, кроссворд на доске.
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
Вот прозвенел звонок.
Начнем мы познавательный урок
Сегодня вы отправитесь туда,
Где пресная течет вода.
На доске и в тетрадях тема урока: Водоемы нашего края.
II. Проверка знаний и умений
Перед тем как приступить к изучению темы: Водоемы нашего края, давайте вспомним и повторим пройденный материал:
- Какие ярусы различают в лесу? (Верхний - деревья, средний - кустарники и подрост, ещё ниже кустарнички, самый нижний мхи лишайники).
- Назовите по два растения и животных леса. (Ель - верхний ярус, брусника - ярус кустарнички, дятел, короед - в любом ярусе, полевка - в нижнем ярусе).
- В чем их приспособленность к жизни в лесу? (Брусника - вечно зеленная, что позволяет ей более длительное время пользоваться светом. Ель - ветроопыляемое дерево. Рябина, орешник - насекомоопыляемые, цветут после распускания листьев. Дятел - тонкий, сильный клюв, длинный крючковатый язык.)
- На основании рисунка приведенного на стр. 125 укажите, с какими обитателями леса тесно связан дятел, полёвка. Составьте цепь питания. (Полевка - поедает плоды и семена деревьев, ее - ласка, лиса. Короед - поедает кору деревьев, его - дятел лиса.)
- Какие грибы встречаются в смешанном лесу? (подосиновики подберёзовики).
- Каково их значения в жизни леса? (грибницы срастаются с корнями деревьев, помогают им всасывать из почвы воду с солями, грибами питаются животные леса).
- Что такое лесная подстилка? Какую роль она играет в лесу? (это опавшие листья, отмершие части растений, под действием микробов они перегнивают, пополняя почву перегноем).
- Почему смешанный лес считается природным сообществом? (Живут совместно, тесно связаны между собой животные и растения.). Что необходимо для жизни животных и растений?(солнце, воздух, питание и вода)
III. Работа над новой темой
- Вспомните, какое значение имеет вода для растений, животных, человека?
(ничто живое на земле не может обходиться без воды).
- Как вы думаете, что такое водоемы? (Хранилища воды, местообитание живых организмов).
- Что вы можете сказать о водных просторах нашей страны – России? (Показ на карте Берега России омывают моря трех океанов: Северно-Ледовитого, Тихого, Атлантического). Какая вода в Каспийском море? (соленая), в Байкале? (пресная).
- Какие реки России вы знаете? ( Волга, Обь, Лена, Енисей).
- Назовите классификацию рек по месту их протекания. Если река течет в горах, то это какая река, (горная), а если по равнине? (равнинная)
- Запишите классификацию озер и рек в тетрадь.
- Ребята, чем озеро отличается от рек? (У реки есть исток, устье, притоки, течение).
- Как вы думаете, перечисленные вами водоемы естественные, т. е. созданные природой или искусственные – созданные человеком? (Моря и озера созданы природой).
- Правильно, это естественные водоемы. Давайте дадим определение естественных водоемов – это природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.
- Перечислите, какие водоемы относятся к естественным? (океаны, моря, озера, болота, реки, ручьи).
- Как вы думаете, что такое искусственные водоемы? (ответы учащихся).
- Искусственные водоемы – это искусственное углубление на суше заполненное водой. Что к нему можно отнести? (Пруды, водохранилища, каналы).
- А теперь поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории Московской области?
- Назовите естественные водоемы.
Ведется работа с картой области. Ответы обобщаются и дополняются учителем и учениками.
IV. Физкультминутка
Музыкальная пауза.
V. Продолжение изучения новой темы
- Какие водоемы нашего города Зеленограда вы знаете? Какие из них естественные? (Река Сходня - естественная, Черное озеро - естественное, пруды: Быково болото, Водокачка - искусственные, Чудиново озеро - естественное).
А знаете ли вы, ребята, в XVI-XVII в.в. река Сходня была судоходна и многоводна, называли ее тогда Восходня, т.к. торговые суда восходили по ней, т. е. поднимались из Москвы-реки и волоком перетаскивались через деревни Черкизовое, Подрезково в реку Клязьму.
У реки Сходни два притока: река Горетовка, река Саминка. Река Сходня – левый приток Москвы-реки, которая впадает в Оку. А Ока впадает в полноводную Волгу.
Работа с учебником.
Прочитайте, какие бывают водоемы (стр.154). Опишите нашу реку Сходню по плану учебника.
Беседа о значении водоемов.
Значение водоемов в природе велико. Они – хранилище воды, которое необходимо всему живому. А для некоторых растений и животных – единственный дом. Велико значение водоемов в жизни людей:
- Радует красотой, украшает землю
- Люди отдыхают у воды
- Перевозят груз, путешествуют
- Берут воду, необходимую как для быта, так и для производства
Воду загрязняют фабрики, заводы, фермы; через удобрения и ядохимикаты; люди моют машины, бросают мусор, и тогда водоем становится опасен для купания и отдыха людей, а также для жизни животных и растений. Значит, водоемы надо охранять, заботиться об их чистоте.
VI. Закрепление.
Работа с кроссвордом на доске.
- Водный поток, имеющий исток, устье.
- Река протекающая по Зеленограду.
- Природное углубление на поверхности суши заполненное водой и заросшее осокой, водорослями, мхом.
- Природное углубление на поверхности суши заполненное стоячей водой, пригодной для житья рыб.
- Искусственный водоем.
- Самое большое водное пространство на земле.
Все ли перечисленные водоемы в кроссворде являются природными?
Почему?
VII. Подведение итогов урока
Сегодня познакомились с новой темой “Водоемы нашего края”. Мы выяснили, что водоемы бывают естественные и искусственные. Они имеют большое значение в природе, жизни всего живого. В водоемы не должны попадать сточные воды, ядохимикаты, мусор.
Выставление оценок с комментарием.
Домашнее задание: стр. 154 – 158. Составление рассказа об охране водоема.