Урок по теме: "Население Северной Америки". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели урока:

  • рассмотреть особенности населения и его размещения на материке;
  • познакомиться с крупными странами материка Северная Америка;
  • закрепить знания о природе Северной Америки; развивать творческое воображение и логическое мышление;
  • воспитать активность и самостоятельность детей на уроке.

Оборудование: физическая карта полушарий, политическая карта Северной Америки, атласы.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы с вами выиграли путешествие, а вот на какой материк – неизвестно. Свое путешествие мы начнем с нашей станицы – Тбилисской (прикрепить флажок на карту путешествий). Это будет наш начальный пункт отправления. А первая станция, на которой мы сделаем остановку, будет город Краснодар – краевой центр Краснодарского края (прикрепить флажок на карту путешествий). Город Краснодар (Екатеринодар) был основан в 1861 году по приказу царицы Екатерины и до настоящего времени он является главным городом Кубани. Здесь очень много достопримечательностей: цирк, театры, парки культуры и отдыха. Но самое главное в краевом центре – это аэропорт. Отсюда мы и начнем свое летное путешествие.

А для начала нам нужно узнать, куда же мы отправляемся. Для этого у вас на столах лежат конверты с заданиями. В них находится разрезанный на несколько кусочков материк. Но даже, если вы уже догадались, куда мы отправляемся, важно правильно сложить очертания этого материка. Работать будем мы по парам. (Дети складывают очертания материка.)

Учитель. Правильно. Итак, тема нашего урока “Население Северной Америки”. Нам предстоит: рассмотреть особенности населения и его размещения на материке; познакомиться с крупными странами материка.

Чтобы было легче путешествовать по материку, давайте вспомним основные географические особенности Северной Америки: природу, растительный и животный мир.

Учитель. Двух человек, которые первыми сложили и угадали материк, я попрошу выйти к доске. Вам нужно выбрать из предложенных животных и растений разных материков те, которые обитают в Северной Америке, и прикрепить их к карте таким образом, чтобы каждый оказался на своем месте обитания (в своей природной зоне).

Некоторым учащимся выдаются задания-карточки, в предложениях которых нужно найти ошибки:

  1. Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.
  2. На юге материк Северная Америка омывает Тихий океан.
  3. Северная Америка самый жаркий материк.
  4. На западе материка расположены горы Анды.
  5. Самая большая река Северной Америки – Амазонка.

С остальными учащимся проводится блиц-опрос:

  1. Кто открыл Северную Америку?
  2. Какие океаны омывают берега Северной Америки?
  3. Какая крупная горная система располагается на западе материка?
  4. Какие природные зоны есть на материке?

После этого учитель проверяет карточки, а затем учащихся, которые работали у доски.

Учитель. Итак, мы отправляемся в путешествие в Северную Америку – страну Великих озер, грандиозных каньонов, вулканических массивов с гейзерами. А лететь мы будем через всю Россию до берегов Аляски. Так давайте же вычислим, сколько часов мы будем лететь, если скорость самолета 800 км/ч, а расстояние от Краснодара до Аляски – 10 000 км? (t = 1 / v = 13 ч).

Вот и сделаны все приготовления и вычисления, значит можно отправляться в путь.

Незаметно пролетели 13 часов и мы на Аляске. Но здесь нас ждет сюрприз. Коренное население приготовило вам послание, но на международном (английском) языке. Прежде чем мы продолжим путешествовать дальше, вам нужно его расшифровать.

Welcome to the North Amerika!

Учитель. Население Северной Америки составляет более 450 млн. человек и поэтому показателю она уступает Евразии и Африки. Заселение Северной Америки началось примерно 2,5–3 тыс. лет назад. Далекие предки североамериканских индейцев в поисках новых и богатых охотничьих угодий расселялись по территории Северной Америки. Одни занимались рыболовством на берегах Тихого океана, другие – охотой на берегах Великих озер. Предки современных эскимосов появились позднее. Так как южные районы уже были заняты, они начали осваивать арктические и субарктические территории. Эскимосы живут на Аляске, на севере Канады и в Гренландии. Всего их насчитывается около 60 тыс. человек. Эскимосы создали легкую и удобную охотничью лодку – каяк; создали глухую, без застежек, теплую одежду мехом внутрь. Они живут в особых домах – иглу, которые делают из больших и плотных снежных кирпичей, соединяющихся вверху в виде купола. Внутри зажигают лампу-плошку с тюленьим жиром, снег подтаивает и впитывается в стены. Затем в иглу впускают холодный воздух и дают ей промерзнуть. (Прикрепить жилище эскимосов на доску.)

Более многочисленную группу составляют индейцы (примерно 15 млн. человек).

Звучит музыка (“бой барабанов”)

Учитель. Не пугайтесь, под эту музыку индейцы танцуют свои танцы. Давайте и мы немножко разомнемся под их музыку.

Ребята выполняют упражнения, которые показывает учитель под музыку “бой барабанов”. Учитель. Живут индейцы в основном в горной местности в хижинах с интересным названием – вигвамы. (Прикрепить жилище индейцев на доску.)

Основную часть населения Северной Америки составляют выходцы из разных стран Европы, главным образом из Великобритании. Это американцы США, англо- и франко-канадцы.

Размещение населения в Северной Америке зависит прежде всего от истории заселения материка и его природных условий. Наиболее заселена южная половина материка. Высока плотность населения и в восточной части, где оседали первые поселенцы из европейских стран. В этой части Северной Америки располагаются и крупные города материка – Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия и другие. Редко заселены северные и горные области.

На материке находится самая развитая в мире страна – США. Ее территория состоит из трех частей: основная территория, Аляска и Гавайские острова.

К северу от основной территории США расположена страна кленового листа – Канада. К югу от США находится Мексика. На острове Куба и прилегающих к нему островах расположено государство Куба.

Учитель показывает все государства материка на политической карте Северной Америке.

Учитель. Вот мы и прошли всю территорию Северной Америки. Что вы узнали о населении этого материка, сейчас мы проверим.

На плакате написаны цифры, которые упоминались в ходе урока. Ребята должны назвать, что они означают. А один ученик, который лучше всех работал, у доски расселяет коренное население Северной Америки по жилищам.

Учитель. Молодцы! Справились с заданием. Пора вернуться и домой. Во время путешествия местные жители подарили каждому из вас открытки с достопримечательностями Северной Америки. Но это не простые открытки – на них с обратной стороны написано необычное творческое домашнее задание. Вам необходимо его выполнить.

Например, сочинить стих про эскимосов, отгадать кроссворд, решить ребус и т.д.

  1. Представлена разработка нетрадиционного урока-путешествия.
  2. На уроке осуществляется личностно-ориентированный подход к учащимся.
  3. Главные задачи – развивающие, учитывающие особенности отдельных групп учащихся.
  4. В разработке урока используются новые приемы педагогических технологий – игровая учебная деятельность, здоровьесберегающие технологии.
  5. На уроке осуществляется межпредметная связь с уроками кубановедения, математики, английского и русского языка.
  6. Применяются разнообразные методы и формы обучения: индивидуальная и коллективная работа, пары смешанного состава.