Цели:
- Повторить:
– типы стран по уровню развития
производительных сил и производственных
отношений;
– условия специализации.
- Изучить:
– мировое хозяйство;
– международное разделение труда;
– задачи и место России в международном разделении труда.
Форма проведения: групповая работа с элементами деловой игры.
Оборудование: “Политическая карта”, таблицы (типы стран, этапы развития общества, условия специализации, задачи разных типов стран), бумага, скрепки, степлер, 2 ножницы, иголки.
ХОД УРОКА
1. Деловая игра “Книжная фабрика”
Моделируется производство книг при различных способах организации производства (ручной труд, ручной труд и разделение труда и машинное производство). Для выполнения этих задач класс делится на группы и каждая группа представляет собой издательскую компанию. Часть группы получает скрепки, иголки, бумагу ножницы и вводят разделение труда. И последние группы получают бумагу, ножницы и степлеры, т.е. разделение труда и механизация.
Задача: каждая группа должна изготовить книжку из 8 листов, пронумеровать листы и подписать название фирмы.
Подведение итогов.
Доска:
- Фирма. Индивидуальный ручной труд.
- Фирма. Мануфактура (улучшение орудий труда) разделение труда.
- Фирма. Машинное производство, разделение труда.
Вопросы для обсуждения.
– Почему менялось количество произведенной продукции?
Предполагаемые ответы:
- Повышалась капиталовооруженность:
- игла, скрепки;
- игла, скрепки, ножницы;
- ножницы, степлер.
- Совершенствовались производственные отношения: от индивидуального труда к разделению труда и специализации.
- Возрастали производительные силы общества:
- специализация трудовых ресурсов;
- механизация (капитал).
2. Международная специализация
– Данные явления мы можем наблюдать на примере
одного предприятия, в рамках государства и всего
мирового хозяйства.
Но далеко не одновременно на очередную ступеньку
в развитии производительных сил вступают
государства. Их эволюционный путь, как вы знаете,
лежит от присваивающего хозяйства к аграрному,
от аграрного к индустриальному и затем к
постиндутриальному обществу. Но независимо от
того кто на какой ступеньке находится, все они
входят в состав мирового хозяйства и имеют свою
специализацию.
Мировое хозяйство – это система взаимосвязанных
национальных хозяйств, в основе которой лежит
международное разделение труда, различные
экономические и политические отношения.
Таким образом, специализация оказалась главным
способом повышения производительности труда,
как для отдельно взятого человека, для
предприятия, так и для страны.
Вопрос к группам:
– При каких условиях складывается специализация?
Результаты работы:
- Производство данной продукции обходится дешевле чем в других странах.
- Продукция может выпускаться в большем объеме, чем необходимо для удовлетворения внутренних потребностей.
- Выпуск такой продукции надолго обеспечен ресурсами и условиями.
- Есть потребность в данной продукции.
3. Типы стран
– Вы знаете, что страны можно разделить по
характеру специализации на группы: 1-ю, где
большую роль играют природные условия и ресурсы
и 2-ю, где основу специализации определяет
высокий уровень развития производительных сил,
что не мешает и им выходить на международный
рынок с сырьем, например, Канада, Австралия, США и
др.
Помимо деления по уровню развития
производительных сил на развитые и развивающие,
деление проводится по типам экономических
систем, т.е. по особенностям производственных
отношений.
Типы стран современного мира
Группы стран по уровню экономического развития |
Типы экономических систем (по особенностям производственных отношений) |
|||
|
||||
Традиционная |
Командная |
Рыночная |
Смешанная |
|
Промышленно развитые страны |
США, Япония, Германия и другие страны ОЭСР | |||
Развивающиеся страны |
Некоторые страны Африки и Азии | Куба, Северная Корея | Некоторые страны Латинской Америки, Африки и Азии | Индия, Мексика, Бразилия, Чили и другие |
Постсоциалистические страны |
4. Место России в международном сообществе
– Для того, чтобы определить место России в классификации по типу производственных отношений и типу развития производительных сил, нам необходимо проанализировать их особенности и задачи.
Характеристика экономических систем (работа с учащимися):
- Традиционная общинная собственность на экономические ресурсы и традиционные, переходящие от поколения к поколению способы производства.
- Командная – господствует государственная собственность на экономические ресурсы и решение основных экономических вопросов осуществляется государственным органами.
- Рыночная – основана на господстве частной собственности и частной инициативе при решении вопроса что и как производить, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.
- Смешанная экономическая система – господство частной собственности на экономические ресурсы при наличии других видов как коллективной государственной и других. Вопросы что и как производить решаются путем частной инициативы, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется рыночным путем.
Анализ задач стран с разным уровнем экономического развития
Задачи развитых стран – экономический рост |
Задачи развивающихся стран |
|
|
Обсуждение в группах.
- Какие задачи стоят у экономики России?
- Какому типу стран относится Россия?
- Какой группе стран мы можем отнести Россию по уровню экономического развития?
- Какие отрасли вы считаете наиболее перспективными для нашей страны и почему?
Работа в группах и обсуждение.
Подведение итогов.
Домашнее задание: стр.98–102, задание 2 стр.118 учебника географии.
Используемая литература:
- Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 изд-е. – М.: Вита-пресс, 2002.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. 12-е изд. – М.: Просвещение, 2004.