Интегрированный урок географии и экономики по теме: "Мировое хозяйство"

Разделы: География, Экономика


Цели:

  • Повторить:

    – типы стран по уровню развития производительных сил и производственных отношений;
    – условия специализации.

  • Изучить:

– мировое хозяйство;
– международное разделение труда;
– задачи и место России в международном разделении труда.

Форма проведения: групповая работа с элементами деловой игры.

Оборудование: “Политическая карта”, таблицы (типы стран, этапы развития общества, условия специализации, задачи разных типов стран), бумага, скрепки, степлер, 2 ножницы, иголки.

ХОД УРОКА

1. Деловая игра “Книжная фабрика”

Моделируется производство книг при различных способах организации производства (ручной труд, ручной труд и разделение труда и машинное производство). Для выполнения этих задач класс делится на группы и каждая группа представляет собой издательскую компанию. Часть группы получает скрепки, иголки, бумагу ножницы и вводят разделение труда. И последние группы получают бумагу, ножницы и степлеры, т.е. разделение труда и механизация.

Задача: каждая группа должна изготовить книжку из 8 листов, пронумеровать листы и подписать название фирмы.

Подведение итогов.

Доска:

  1. Фирма. Индивидуальный ручной труд.
  2. Фирма. Мануфактура (улучшение орудий труда) разделение труда.
  3. Фирма. Машинное производство, разделение труда.

Вопросы для обсуждения.

– Почему менялось количество произведенной продукции?

Предполагаемые ответы:

  1. Повышалась капиталовооруженность:
    • игла, скрепки;
    • игла, скрепки, ножницы;
    • ножницы, степлер.
  2. Совершенствовались производственные отношения: от индивидуального труда к разделению труда и специализации.
  3. Возрастали производительные силы общества:
    • специализация трудовых ресурсов;
    • механизация (капитал).

2. Международная специализация

– Данные явления мы можем наблюдать на примере одного предприятия, в рамках государства и всего мирового хозяйства.
Но далеко не одновременно на очередную ступеньку в развитии производительных сил вступают государства. Их эволюционный путь, как вы знаете, лежит от присваивающего хозяйства к аграрному, от аграрного к индустриальному и затем к постиндутриальному обществу. Но независимо от того кто на какой ступеньке находится, все они входят в состав мирового хозяйства и имеют свою специализацию.
Мировое хозяйство – это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежит международное разделение труда, различные экономические и политические отношения.
Таким образом, специализация оказалась главным способом повышения производительности труда, как для отдельно взятого человека, для предприятия, так и для страны.

Вопрос к группам:

– При каких условиях складывается специализация?

Результаты работы:

  1. Производство данной продукции обходится дешевле чем в других странах.
  2. Продукция может выпускаться в большем объеме, чем необходимо для удовлетворения внутренних потребностей.
  3. Выпуск такой продукции надолго обеспечен ресурсами и условиями.
  4. Есть потребность в данной продукции.

3. Типы стран

– Вы знаете, что страны можно разделить по характеру специализации на группы: 1-ю, где большую роль играют природные условия и ресурсы и 2-ю, где основу специализации определяет высокий уровень развития производительных сил, что не мешает и им выходить на международный рынок с сырьем, например, Канада, Австралия, США и др.
Помимо деления по уровню развития производительных сил на развитые и развивающие, деление проводится по типам экономических систем, т.е. по особенностям производственных отношений.

Типы стран современного мира

Группы стран по уровню экономического развития

Типы экономических систем (по особенностям производственных отношений)

    1. Форма собственности.
    2. Что производить?
    3. Как производить?
    4. Для кого производить?

Традиционная

Командная

Рыночная

Смешанная

Промышленно развитые страны

      США, Япония, Германия и другие страны ОЭСР

Развивающиеся страны

Некоторые страны Африки и Азии Куба, Северная Корея Некоторые страны Латинской Америки, Африки и Азии Индия, Мексика, Бразилия, Чили и другие

Постсоциалистические страны

       

 4. Место России в международном сообществе

– Для того, чтобы определить место России в классификации по типу производственных отношений и типу развития производительных сил, нам необходимо проанализировать их особенности и задачи.

Характеристика экономических систем (работа с учащимися):

  1. Традиционная общинная собственность на экономические ресурсы и традиционные, переходящие от поколения к поколению способы производства.
  2. Командная – господствует государственная собственность на экономические ресурсы и решение основных экономических вопросов осуществляется государственным органами.
  3. Рыночная – основана на господстве частной собственности и частной инициативе при решении вопроса что и как производить, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.
  4. Смешанная экономическая система – господство частной собственности на экономические ресурсы при наличии других видов как коллективной государственной и других. Вопросы что и как производить решаются путем частной инициативы, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется рыночным путем.

Анализ задач стран с разным уровнем экономического развития

Задачи развитых стран – экономический рост

Задачи развивающихся стран

  1. Рост капиталовооруженности труда.
  2. Совершенствование технологии производства на основе использования достижений науки и техники
  3. Повышение образовательного уровня работников
  4. Улучшение методов распределения ограниченных ресурсов.
  1. Создание промышленности (индустриализация)
  2. Развитие городов и поселков городского типа (урбанизация)
  3. Повышение культурного и образовательного уровня населения
  4. Строительство экономической инфракструктуры
  5. Развитие6 хозяйственных механизмов рыночного типа
  6. Формирование хорошо образованного и состоятельного среднего класса в лице предпринимателей
  7. Обеспечение хорошо функционирующей системы правовой защиты бизнеса

Обсуждение в группах.

  1. Какие задачи стоят у экономики России?
  2. Какому типу стран относится Россия?
  3. Какой группе стран мы можем отнести Россию по уровню экономического развития?
  4. Какие отрасли вы считаете наиболее перспективными для нашей страны и почему?

Работа в группах и обсуждение.
Подведение итогов.

Домашнее задание: стр.98–102, задание 2 стр.118 учебника географии.

Используемая литература:

  1. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 изд-е. – М.: Вита-пресс, 2002.
  2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. 12-е изд. – М.: Просвещение, 2004.