Исследование русскими просторов Северного Ледовитого океана

Разделы: География


Оформление доски.

Эпиграф.

Кто желает знать человеческий дух в его благороднейшей борьбе с суеверием и мраком, пусть листает летопись арктических путешествий историю мужей, которые во времена,когда зимовка среди полярной ночи грозила верной смертью, все-таки бодро шли с развивающимися знаменами к неизвестному.

Фритьоф Нансен

Учитель. Что же заставляло идти людей на верную смерть?

В норвежском литературном памятнике XIII столетия “Королевское зерцало” кратко и образно повествуется о мотивах, звавших людей во льды. “…Знай же, что три свойства человеческой натуры побуждают их к тому: во-первых, соревнование и склонность к известности, ибо человеку свойственно устремляться туда, где грозит большая опасность, благодаря чему можно приобрести известность; во-вторых, любознательность, ибо также свойством человеческой натуры является стремление видеть и знать те местности, о которых ему рассказывали; в-третьих, человеку свойственно любостяжание, ибо люди постоянно жаждут денег и добра и идут туда, где, по слухам, можно иметь прибыли, несмотря на грозящую большую опасность”.

Первые морские суда русских людей, легендарные ко?чи и ло?дьи, год за годом, столетие за столетием продвигались все дальше и дальше на восток вдоль берегов “Студеного моря” – так они называли Ледовитый океан. Поморов манила величественная северная пустыня, а в ее туманной дымке их ждали “мягкая рухлядь” (пушнина), моржовая кость, шкуры и жир морского зверя, рыба, птица, олени, белые медведи… Они страдали и умирали от голода и холода, теряли свои пробитые льдами, опрокинутые волнами судёнышки, расставались с жизнью на пустынных безымянных берегах, исчезали бесследно, словно растворившись в безвестности. И неукротимо шли на восток.

С несколькими страницами покорения Северного Ледовитого океана мы познакомимся сегодня.

I страница устного журнала. Пётр I и морская наука.

Учащиеся делают сообщения по данной теме.

Мы не случайно начинаем знакомство с историей освоения русскими Северного Ледовитого океана с Петра I.

Благодаря усердию, старанию и настойчивости Петра I в 1686 году начал создаваться русский военно-морской флот. Он сам производил съемку части Азовского моря и его берегов, были выполнены первые прибрежные промеры Черного моря. В 1701 году в Москве была открыта специальная школа “Математических и навигационных наук” на ее базе в 1715 году была создана Морская академия в Петербурге. С более совершенным обучением геодезии и картографии, которая выпустила большое количество морских офицеров. Составлялись карты русских территорий и морей заграничных. В 1715 году Петр I отправляет экспедиции на Каспий. Он хотел найти удобные торговые пути в Среднюю Азию, Китай, Индию. В ходе экспедиции удалось установить, что Амударья не впадает в Каспийское море. Французские ученые высоко оценили деятельность царя, способствующую географическому познанию Каспийского моря и избрали его Почетным членом Парижской Академии наук. Царь-академик не оставлял без своего внимания и дальневосточные моря. Он распорядился в 1719 году послать геодезистов на Камчатку, чтобы описать ее и Курильские острова, попытаться узнать, “сошлась ли Америка с Азией”. В 1722 году карта с нанесенными очертаниями некоторых берегов Камчатки была вручена Петру I.

Добиваясь решения вопроса о возможном соединении Америки с Азией, царь 23 декабря 1724 года, за три недели до своей смерти, написал инструкцию; в качестве начальника экспедиции назначил опытного мореплавателя Витуса Беренга. В инструкции предписывалось:

1). Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами.

2). На оных ботах (плыть) возле земли, которая идет на Норд, и по чаянию, понеже оной конца не знает, кажется, что та земля часть Америки.

3). И для того искать, где оная сошлась с Америкой и чтоб до такого города Европейских владений, или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него как оной Кюст (т. е. берег) называют и взять на письме и самым побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды”.

В случае положительного решения вопроса предпринимаемая экспедиция связывалась Петром I с задумкой, о которой он сказал: “… вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, т. е. о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию”.

Михаил Васильевич Ломоносов прекрасно раскрыл мысли и чувства ПетраI в героической поэме “Перт Великий”.

Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
и наша досягнет в Америку держава;

Как видно из выше сказанного, царь задумывался и об исследованиях берегов Арктических морей, и об нахождении нового пути на восток. Но хотя и не успевал осуществить свою идею, она осуществилась в I и II Камчатской экспедициях. Огромное значение имело создание Морской академии-детища Петра I и Петербургской Академии наук, где был образован Географический департамент – картографический центр. Тем самым царь-академик и его сподвижники положили начало русской морской гидрографии и картографии.

Многие высказанные царем-академиком географические идеи получили дальнейшее развитие в трудах “птенцов гнезда Петрова” и их последователей.

“Благодаря поистине титанической деятельности царя – академика, русская географическая наука и сделала не просто шаг вперед в своем развитии, – подчеркивает известный историко-географ М. И. Белов, – что в значительной мере было подготовлено в предшествующие годы, но и перешла на качественно новый этап, заняв видное место в системе мировых географических исследований”. Несомненно прав был так же академик К. М. Бэр, сказавший о ПетреI: “История его географических предприятий является существенным дополнением к его жизнеописанию”.

II страница. Вклад М.В. Ломоносова в изучение Северного Ледовитого океана.

Михаил Васильевич внес огромный вклад в морскую науку, в изучение морей. Он мечтал, в мемуаре, написанном в 1762 году: “Северный Ледовитый океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользою через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку”. Причем, вопреки распространенному в то время мнению, что у Северного полюса находится обширная суша, он прозорливо расположил океанские просторы. И наметил схему течений в Северном Ледовитом океане около полюса с востока на запад. Он предвидел существование Северной Земли, открытой только в 1913 году (спустя 150 лет). Занимался разработкой учения о приливах. Уделял много внимания совершенствованию и созданию приборов для мореплавания. Уступая его настойчивым предложениям, в мае 1764 года Екатерина II дала согласие на высокоширотную экспедицию, возглавляемую Василием Яковлевичем Чичаговым.

Сама же экспедиция вышла в море в 1765 году, чтобы пройти от о. Шпицберген до Камчатки, через околополюсной район и Берингов пролив, в ходе экспедиции предполагалось вести наблюдения за состоянием погоды, воды, льда, берегов, описывать животный мир, камни и минералы, а также внешний вид и образ жизни встреченных жителей.

Летом 1764 года к западному побережью Шпицбергена ушел первый вспомогательный отряд, который вез избы, амбар, баню и запасы продовольствия по случаю зимовки основной экспедиции.

В мае 1765 года три корабля с экипажем 178 моряков, три кормщика и 26 поморов – промышленников вышли в море, но льды не дали продвинуться на север и пришлось возвращаться в Архангельск.

Вторая попытка позволила дойти до 800 30?, дальнейший путь закрыт был тяжелыми льдами и Чичагов вернулся в Архангельск, не выполнив поставленного перед ним задания.

Профессор Зубов так характеризовал эту экспедицию: “С морской точки зрения обе экспедиции Чичагова были проведены безукоризненно. Три парусных корабля среди льдов, в штормах и туманах все время держались вместе, не теряя один другого из виду. Что же касается маршрута, предложенного Чичагову, то теперь мы твердо знаем, что задача, поставленная ему Ломоносовым, невыполнима. Пройти через Северный Ледовитый океан в околополюсных районах не только на парусных судах, но даже на современных мощных ледоколах невозможно”. Маршрут, указанный Ломоносовым, стал реальностью только в XX веке, с появлением атомных ледоколов.

Историко-географ Д. М. Лебедев так оценил роль великого помора: “Труды М. В. Ломоносова, с одной стороны, являются вершиной, достигнутой русской географической наукой к середине 60-х годов XVIII века; с другой стороны – они послужили той необходимой научной базой, на основе которой стал возможен дальнейший подъем этой науки…”.

III страница устного журнала. Новая Земля и ее исследователи.

Эпиграф. “Я расскажу вам как было, а вы судите, как угодно”

Первые русские люди побывали на Новой Земле ещё в XIII и XIV веках. Исследования же начались в начале XIX века. Правда, впервые русские моряки отправились исследовать Новую Землю 10 июня 1768 года. Возглавлял экспедицию Федор Розмыслов.15 августа шхуна подошла к проливу Маточкин Шар, разделяющему северный и южный острова архипелага Новая Земля. Они произвели опись берегов пролива, шхуна вышла в Карское море, но путь преградили льды, на судне открылась течь, пришлось возвращаться в Архангельск.

В 1821 году предприняли новую попытку попасть на Новую Землю на бриге “Новая Земля” для описи берегов Новой Земли, под командой двадцатитрехлетнего лейтенанта Федора Петровича Литке, но приблизиться к берегам Новой Земли не удалось – мешали ледяные поля – и им пришлось вернуться в Архангельск.

В 1822 году, после описи Мурманского побережья, Литке подошел к Новой Земле. Направившись на север вдоль западного побережья, Литке через несколько дней дошел до ледяных полей, и им пришлось опять вернуться.

В 1823 году Литке третий раз отправился к Новой Земле, им удалось описать берега пролива Маточкин Шар, описать южные берега острова Южный, описать остров Колгуев, его северный берег. Было сделано очень много благодаря мужеству и трудолюбию матросов.

В 1824 году Литке в четвёртый раз отправился на Новую Землю. Но тяжелые льды не дали дойти до северной оконечности Северного острова и пройти дальше на север, не смог он проникнуть и в Карское море.

По прибытии на материк Ф,П.Литке пишет книгу о своем путешествии, которая принесла ему известность и признание в научном мире.

Только в 1832 году на частные средства торгово-промышленной компании архангельского купца Брандта и ученого лесничего Клокова были снаряжены для этих целей два судна – шхуна и карбас.

Шхуной командовал лейтенант Василий Андреевич Кротов, ему было дано задание – пройти к проливу Маточкин Шар, пройти им в Карское море, а затем следовать к устью Енисея.

На карбасе был командиром Петр Кузьмич Пахтусов, ему было дано задание описать восточное побережье Новой Земли.

Петр Кузьмич Пахтусов уже 10 августа начал опись берегов южного острова Новая Земля, но мешали лед, туманы и сильный ветер. Команда любила и уважала Пахтусова. Им удалось впервые обойти южный остров с востока после легендарного кормщика Саввы Лошкина, который был здесь в 1742 году.

В 1834 году Пахтусова вновь отправляют на Новую Землю. Он обходит северный остров с западной стороны и описывает его восточное побережье с севера на юг и наносит данные на карту. А так же проводил метеорологические и астрономические наблюдения, описывал животный и растительный мир, собрал коллекции геологических образцов.

Через месяц после возвращения, он умер в возрасте тридцати пяти лет в Авхангельске.

В Кронштадте высится бронзовая фигура Петра Кузьмича Пахтусова, в руке которого карта Новой Земли. Девиз его: “Польза, отвага, труд”.

В 1837 году на Новой Земле побывал Август Карлович Цивилько (бывший здесь в последней экспедиции Пахтусова) и Степан Андреевич Моисеев. Они существенно дополнили карту Новой Земли. В этом же году на Новой Земле побывал академик Карл Максимович Бэр.

Яркий вклад в исследование Арктики внес русский геолог и путешественник Владимир Александрович Русанов (его яркая и удивительная жизнь знакома нам по книге “Два капитана”).

За участие в социал-демократическом движении его несколько раз подвергали аресту, а затем последовала двухгодичная ссылка (1901-1903гг.) в Зыряновский край (ныне Республика Коми). Там он изучал быт, нравы и экономику народа коми, результатом чего стала монография “Зыряне”, опубликованная в 1905 году в Париже. После ссылки Русанов обучался на естественном отделении Сорбонны – университета в Париже. В 1907 году он блестяще окончил теоретический курс по специальности геология, что давало ему право на защиту докторской диссертации. Его же интересовали малообследованные острова Новой Земли. Начиная с 1907 года В.А. Русанов в течение пяти лет ежегодно летний сезон посвящал исследованиям на Новой Земле. Он исходил ее берега вдоль и поперек, нанес на карту неизвестные ранее заливы, бухты, острова, исследовал ледники и горы. Во время экспедиций были проведены наблюдения по распределению льдов и морских течений, собраны богатые коллекции по геологии, палеонтологии, ботанике, зоологии.

В 1912 году в министерстве внутренних дел России состоялось совещание по поводу организации экспедиции на Шпицберген для обследования запасов каменного угля и установки российских заявочных столбов на перспективные свободные участки земли. В качестве начальника экспедиции был назначен В. А. Русанов как “человек выдающихся нравственных качеств, смелости и увлечения делом, а также большой расчетливости в средствах при снаряжении экспедиции”.

Экспедиция на судне “Геркулес” с капитаном Кучиным успешно дошла до Шпицбергена, где была проведена колоссальная работа. За полтора месяца было обследовано в геологическом отношении около 1000 км. побережья Шпицбергена, составлена карта каменноугольных месторождений, что закрепило право России на разработку угля на этих участках, где и в настоящее время действуют совместно с норвежскими и российские рудники. Русанов и горный инженер Самойлович собрали богатую коллекцию горных пород и палеонтологических образцов. Велики были зоологические сборы, наблюдали за течениями, брали пробы морской воды, измеряли ее температуру на различных горизонтах; добывали пробы грунта с дна. Отправили с Самойловичем, зоологом-препаратором Сватошом и боцманом Поповым весь собранный материал на попутном судне.

Экспедиция Русанова намеревалась “как можно дальше пройти на восток ”. Русанов на “Геркулесе” решил пройти Северным морским путем до Тихого океана. 18 августа 1912 года Русанов передал телеграмму для организаторов экспедиции в Петербурге. “Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направляюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов”. Из этой последней экспедиции Русанов не вернулся. Следы экспедиции затерялись во льдах Арктики. Все поиски пропавшей экспедиции в 1914-1915 годах окончились безрезультатно. При плавании Амундсена в 1918-1920 годах по трассе Северного морского пути никаких следов экспедиции Русанова обнаружено не было. Только через двадцать два года в 1934 году у западных берегов Таймыра были обнаружены ее следы. Теперь известны три стоянки участников экспедиции: О. Вейзель (сейчас Геркулес) в архипелаге Мона, где был найден столб с надписью “Геркулес 1913г.”, подле него лежали остатки сломанных нарт и крышка от патронного ящика. (Столб сейчас находится в музее Арктики в Санкт-Петербурге).

Вторая стоянка была найдена в шхерах Минина. Здесь были найдены патроны, фотоаппарат, кружки, ложки, компас, а также некоторые документы, остров назвали о.Попова-Чукчина. Третья стоянка – мыс Русановцев к западу от полуострова Михайлова и о. Попова-Чукчина. Останки людей нигде не были обнаружены. Остается спорной гипотеза об открытии экспедицией Русанова в 1912-1913 годах архипелага Северная Земля (с запада).

Несмотря на непродолжительный период научной деятельности, В.А. Русанов оставил значительное научное наследие. Он внес вклад в современное представление о геологии Новой Земли, провел картографирование значительной части острова, исследовал ледники Новой Земли, что позволило наблюдать за их изменениями. Особое место в исследовательской деятельности В, А. Русанова занимала проблема освоения Северного морского пути. Его предложения имели практическое значение для развития этого пути. Он предлагал: организовать службу льда и погоды, причем с широким использованием радио; построить специальные транспортные суда для плавания во льдах. Ему принадлежит идея создания специализированной морской полярной организации, которая позднее была создана (Главсевморпуть). Всю жизнь Русанов руководствовался словами девиза: “Мной руководит только одна мысль: сделать все, что я смогу, для величия Родины”. Так он и прожил свою яркую, но короткую жизнь. В г. Орле, на родине исследователя открыт Дом-музей Русанова.

IV страница устного журнала. Женщины в Арктике.

В полярных экспедициях рядом с мужчинами были и женщины, которые делили с ними все тяготы трудных путешествий. Одной из первых женщин в Арктике была невеста Русанова Жюльетта Жан-Соссин, которая закончила Сорбонский университет по естественному циклу и готовилась на степень доктора естественных наук по геологии, в то же время она училась на медицинском факультете Сорбонны. Русанов писал родным о ней: “…Мне судьба дала очень ученую, красивую и молодую жену-француженку, ее зовут Жюльетта Жан. Она прекрасно воспитана, знает музыку, понимает живопись и знает иностранные языки, особенно хорошо английский. И при всем том, она нисколько не избалованна и умеет работать. По поисхождению она южанка, с черными, как смоль, волосами. Ростом она почти с меня. Иметь такую жену-счастье, которое далеко не всегда и не всякому может выпасть на долю. Франции я обязан всем: она мне дала знания, научила работать, и, наконец, теперь она мне дала одну из лучших дочерей своих”.

Свадьбу, которую Русанов и Жюльетта Жан намечали на октябрь-ноябрь 1911 года не состоялась, т. к. Русанова назначили начальником экспедиции и он уехал в Россию, чтобы подготовить эту экспедицию, а Жульетте необходимо было учиться. Встретились они в июне 1912 года и отправились в Россию, где Русанову разрешили взять ее в экспедицию в качестве натуралиста и медика. Она разделила трагическую судьбу Русанова.

28 августа 1912 года из Полярного (Александровска) на Кольском полуострове вышла шхуна “Святая Анна” под командой лейтенанта Георгия Львовича Брусилова. В числе членов экипажа шхуны была Ерминия Александровна Жданко, которой едва исполнилось двадцать один год. Как же попала Ерпиния Александровна Жданко на шхуну, отправляющуюся в полярные моря?

А попала на судно Ерпиния Александровна случайно, ей посоветовали после болезни сменить обстановку, она поехала в Петербург к подруге, сестре Г. Л. Брусилова, где они и познакомились, а он пригласил ее плыть с ним до Архангельска в качестве пассажирки. Она хорошо переносила качку . Ее обучили управлению рулем и несению вахты у штурвала. Так как много времени было потеряно на подготовку к плаванию, Г. Л. Брусилов решил отправиться в Арктику не из Архангельска, а из Александровска (ныне Полярный) в Кольском заливе. Туда должны были прибыть несколько членов экипажа и доктор, но они не появились. Туда же должны были прийти деньги Брусилову для расчета с поставщиками, но деньги задерживались. Ерминия Александровна становится судовой медсестрой.

Из Полярного путь лежал на восток к проливу Юкогирский Шар, к которому подошли второго сентября, здесь стояло несколько судов, т.к. они из за льдов не могли пройти в Карское море. Но лейтенант Брусилов смело направил шхуну во льды и ей удалось выйти в Карское море. Только у берегов полуострова Ямал шхуну зажало во льдах и она вмерзла в огромное ледяное поле. Брусилов приказал готовиться к зимовке. 15 октября окружавшие “Святую Анну” льды оторвало от берега, и с этого времени начался непрерывный ее дрейф на север Карского моря. Зимовка проходила очень тяжело. Многие из команды заболели. Слег и капитан. Предположительно болезнь была вызвана потреблением медвежьего мяса, зараженного личинками трихинеллеза. Самоотверженность медицинской сестры окупила себя – все больные выздоровели. Но психическое состояние капитана и его помощника (Альбанова) желало быть лучшим. Неприязнь все росла и усиливалась. Ерминия Александровна, наоборот, не раскаивалась в том, что пошла в экспедицию.

23 апреля 1914 года “Святая Анна” находилась в 160 км. к северу от Земли Франца-Иосифа. В этот день с разрешения капитана Альбанов с тринадцатью моряками покинули судно, чтобы по дрейфующим льдам добраться до Земли Франца-Иосифа. Брусилов передал Альбанову жестяную банку с документами для Главного Гидрологического управления и личными письмами оставшихся на судне. Из четырнадцати моряков, покинувших шхуну, трое вскоре вернулись, девять погибли. Через 77 суток после ухода со шхуны Альбанов и матрос Александр Конрад были сняты с мыса Флора подошедшим судном “Святой Фока” экспедиции Г.Я.Седова. Спасательные экспедиции направленные в 1914 и 1915 годах к Земле Франца-Иосифа, о. Шпицберген и в Карское море, не увенчались успехами.

Последнюю весть со “Святой Анны” доставила бутылочная почта в феврале 1915 года.

“В надежде больше не видать России мы с честью расстаемся с жизнью. Команда.

Мой последний привет с полосы вечных льдов. Брусилов, 13 февраля 1915г.”

Альбанов доставил бумаги Брусилова в Архангельск. Они были важнейшими документами, содержащими результаты метеорологических наблюдений и данные о линии дрейфа судна, также были указаны результаты измерений до того неизвестных глубин северной части Карского моря.

Известный полярный океанолог Владимир Юльевич Визе, проанализировав в 1924 году наблюдения Г. Л. Брусилова, пришел к заключению, что между 780 и 800с.ш. недалеко от линии дрейфа “Святой Анны” находится суша (т. к. судно отклонялось от направления ветра не вправо, а влево). В 1930 году на пароходе “Г. Седов” Визе обнаружил предсказанную сушу. Это был остров и его назвали о. Визе.

А судьба шхуны “Святая Анна” и ее команды осталась неизвестной. Хотя продовольствия хватило бы, по оценке Аьбанова, до конца 1915 года. Это еще одна загадка Севера.

Так трагически закончилась судьба еще одной русской девушки, показавшей преданность делу российских врачей и медицинских сестер.