Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены…Ф.Тютчев.
Цели урока:
1. Закрепить знания о строении Вселенной, обобщить изученный материал.
2. Создать условия:
- для развития, умения применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе проблемных;
- для развития навыков работы с разнообразными источниками информации: текстом и иллюстрациями учебника, цифровым материалом;
- делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний.
3. Развивать познавательные интересы школьников, путем привлечения занимательного материала, интересных фактов.
4. Воспитывать любознательность, эмоционально-ценностное отношение к миру.
Средства обучения:
- Карта звездного неба.
- Магнитная доска, магниты.
- Фотографии, иллюстрации с изображением небесных тел.
- Карточки с названиями планет.
Этапы урока:
1. Мотивационно-целевой этап:
Определение темы урока.
Вступительное слово:
Ребята! Покажите мне человека, который ни разу не взглянул ночью на звездное небо. А каждый из вас, мне кажется, мечтает достать ее с неба. Но мы с вами знаем – это невозможно! Ведь они принадлежат безграничному миру, называемому Вселенная.
Звездное небо - Великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса. На протяжении веков люди любовались и изучали звездное небо – одно из величайших зрелищ Природы. Сейчас, говоря словами Циалковского, наступила “эра пристального изучения неба”.
Прочитайте тему урока, записанную с помощью значков (упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности).
(или с помощью цифр 6, 2, 5, 1, 7, 8, 3)
2. Организационно-деятельностный этап.
– Что такое Вселенная? (это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.)
– Сравните модели по Аристотелю и Копернику. Найдите в них черты сходства и различия? (вывешиваются изображения систем мира по Аристотелю и Копернику).
Подвести ответы учащихся к выводу: Николай Коперник создал модель Вселенной, согласно которой центром Вселенной является Солнце, а вокруг него обращаются Земля и другие планеты. Согласно современным представлениям, Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью гигантского скопления звезд - Галактики. В состав Солнечной системы входят 9 планет и их спутники.
– А какие планеты вращаются вокруг Солнца? (игра Раз-два-три планету назови). Игра в мяч.
– Подберите особенности, характерные для каждой планеты.
Меркурий | а/ имеет плотную, облачную атмосферу из углекислого газа; |
Венера | б/ не имеет атмосферы; |
Земля | в/ имеет белые полярные шапки из замерзшей смеси; воды и углекислого газа; |
Марс | г/ населена живыми организмами. |
– Найдите лишнее слово:
а/ Меркурий, Юпитер, Венера, Земля, Марс.
б/ Юпитер, Сатурн, Венера, Уран, Нептун.
– Смотрите, звезда упала? (показ фотографии метеорного потока).
– Верно? (Ответы учащихся)
На доске задание (дети работают по группам)
Группа А.
Что такое астероид?
Что вы знаете о метеоритах?
Группа Б.
Каково строение кометы?
Что такое метеор?
(дети в парах осуществляют взаимопроверку, затем проводится включенный контроль учителем):
– Можно ли наблюдать метеоры на Луне? (проблемный вопрос, который заставляет детей применить знания о метеорах и луне в новой, необычной ситуации).
– Что такое звезды? (после ответов учащихся появляется запись на доске):
“ЗВЕЗДЫ – ЭТО РАСКАЛЕННЫЕ ОГРОМНЫЕ ГАЗОВЫЕ ШАРЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ ОЧЕНЬ ДАЛЕКО ОТ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ”.
– Давайте составим по этому определению план повторения звезд.
О каком признаке звезд говорит первое слово, второе, третье и т.д.
- температура
- размеры
- состав
- форма
- удаленность от Земли.
Дети привлекаются, к “расшифровке” символов:
Удаленность звезд от Земли (учитель конкретизирует представление детей о расстоянии до звезд)
– Солнце от Земли находится на расстоянии 150 млн. км (на автомобиле -100 лет, на реактивном самолете -10 лет). Другие звезды – 50 трлн. км и больше.
Количество звезд:
На доске цифры:
6 тысяч ……. глаза
60 тысяч …….. бинокль
200 миллионов .. телескоп.
(Дети расшифровывают записи на доске. Высказывают свои впечатления)
– Утверждение “звезды не входят в состав Солнечной системы” является абсолютной истинной?
(Учащиеся догадываются, что одна звезда в составе Солнечной системы есть, это Солнце.)
Вывешиваю плакат с эпиграфом.
“Нет другой звезды, благороднее Солнца,
дающей столько тепла и блика в пустыне неба”. Пиндар, поэт, конец VI-V вв. до н.э. |
Диалог с учащимися:
– Когда жил автор этих слов?
– Как он относился к Солнцу?
– Как вы относитесь к Солнцу?
– Нужны ли вам знания о Солнце? Какие знания? Зачем?
– Как древние люди относились к Солнцу?
(ответы учащихся из курса “история древнего мира” §10. Религия древних египтян.).
– Изменилось ли отношение людей к Солнцу в наше время?
– Ребята, наше Солнце называют “желтым карликом”. Почему? Почему все планеты астероиды вращаются вокруг Солнца, а не наоборот? (Дети должны связать это с огромной массой Солнца и силой тяготения).
Демонстрирую фотографии, иллюстрации, на которых изображено одно из самых удивительных явлений - солнечное затмение.
– При каких условиях становится возможным солнечное затмение? (выслушиваются все версии. В хорошо подготовленном классе, ребята как правило знают, что солнечное затмение происходит тогда, когда Луна находится между Солнцем и Землей ).
Демонстрирую иллюстрацию разнообразие галактик.
– Что такое Галактика? (солнце и все видимые на небе звезды).
– Каково строение нашей Галактики? (уплощенный диск с ядром, диск состоит из спиральных ветвей расположенных вокруг ядра).
Цифры в галактике, привлекаю к “расшифровке” цифр?
300 тыс.км. в сек. (скорость света)
12 млрд.лет. (возникновение нашей Галактики)
50 трлн.км. (среднее расстояние между звездами)
1 млн. 500 тыс.км. (скорость вращения нашей Галактики)
200 млн.лет. (время на один оборот вращения Солнечной системы вокруг центра Галактики)
Останется время, можно провести конкурс загадок, пословиц о небе, звездах, Луне, Солнце, Земле.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Игра “Ассоциации”.
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “Солнце”,? “Метеор”? “Комета”? “Галактика”? (учащиеся называют одно или несколько слов, ассоциирующихся с небесными телами: “звезда”, “тепло”, “яркий хвост”, “поток света”, “падающая звезда” и т.д.).
– Кто из учащихся отличился сегодня на уроке и заслуживает отличных и хороших отметок?
– Кто не доволен своей работой на уроке? Почему? (Дети участвуют в процессе оценивания и выставления отметок.)
Домашнее задание (по желанию подготовить фантастический рассказ “Мое путешествие в космос”).