Цели урока:
- Формирование знаний об особенностях населения региона и причинах, повлиявших на эти особенности;
- Совершенствование умений учащихся анализировать тематические карты;
- Развитие коммуникативных способностей.
Ход и содержание урока:
1. Объявление темы урока, постановка УЗ
Дать характеристику населения региона и на основе её выделить особенности и причины, повлиявшие на эти особенности.
Результатом изучения нового материала станет заполненная таблица.
Особенности населения | Причины |
По численности регион занимает первое место в мире: 60 % мирового населения | Большинство стран региона имеет 2 тип воспроизводства населения и находится на стадии “демографического взрыва” |
Этнический состав населения крайне сложный: 1 тыс. народов – возникновение межэтнических конфликтов | Население региона относится к различным языковым семьям |
Азия – родина мировых религий и крупных национальных – возникновение конфессиональных конфликтов | История возникновения религий |
Размещение населения региона отличается большой неравномерностью | А) природа региона Б) влияние трудовой миграции В) ” городской взрыв” |
2. Составление плана характеристики и определение хода урока.
План характеристики:
- численность
- народы
- размещение, плотность
- религии
- миграции
- городское и сельское население
Ход урока
- работа в группах (задания прилагаются)
- прослушивание результатов работы, заполнение таблицы в тетрадях
- проверочная работа по изученному материалу (прилагается)
3. Подведение итогов работы на уроке. Оценивание учащихся. Домашнее задание не предполагается.
Задание 1 группе
1. Используя различные источники географической информации, определите:
- количество населения Земли
- количество населения Азии
- % населения региона от мирового
- страны численностью более 100 млн. человек
- прогноз численности населения Азии к 2025 году
2. Пользуясь данными таблицы, докажите, что в Азии ещё продолжается “демографический взрыв”. Назовите три азиатские страны с самым высоким ЕП населения. Можно ли отнести страны Азии только к одному типу воспроизводства населения?
Результаты выполненного задания “оформите” в виде рассказа. Используйте текст учебника на стр. 259 (№5)
Задание 2 группе
По карте атласа “Языковые семьи и народы мира” определите:
- к каким языковым семьям относится население Азии;
- наиболее крупные народы, представляющие языковые семьи;
- примеры стран региона со сложным этническим составом.
Результаты выполненного задания “оформите” в виде рассказа.
Задание 3 группе
По карте атласа “Религии мира” определите:
- какие мировые религии исповедует население Азии, приведите примеры стран;
- какие национальные религии исповедует население Азии, приведите примеры стран;
Результаты выполненного задания “оформите” в виде рассказа. Используйте текст учебника на стр. 259 (№6)
Задание 4 группе
По карте атласа “Размещение населения мира” определите:
- как размещается население по территории региона;
- районы и страны с наибольшей плотностью населения;
- “супергорода” численностью от 5 и более млн. человек
- причину большой численности, особенно мужского, населения в странах Персидского залива.
Результаты выполненного задания “оформите” в виде рассказа. Используйте текст учебника на стр. 260 (№9)
1 группа
В настоящее время на Земле проживает более 6,2 млрд. человек, из них в регионе Зарубежная Азия (без стран СНГ) - 3,75 млрд. человек (данные 2003 года), что составляет примерно 60 % мирового населения. Это значит, что регион Зарубежная Азия – самый заселённый. Зная площадь региона и его количество населения, можно высчитать среднюю плотность. 135 чел. / км. (средняя плотность населения мира - 45 чел. /км. )
Китай и Индия с численностью более 1 млрд. в каждой, а также: Индонезия (206 млн. ). Пакистан (145 млн. ), Бангладеш (133 млн. ) и Япония (127 млн. ) .
На территории региона расположены 6 из 10 стран мира с численностью более 100 млн. человек. Это Согласно прогнозам демографов, население Азии к 2025 году составит 4,6 млрд. человек.
Такая большая численность населения объясняется тем, что большинство стран региона находится на стадии демографического взрыва, хотя в 90-х годах он пошёл на убыль. Это можно подтвердить данными из таблицы: рождаемость во многих странах региона очень высока, например, Оман-53 чел. на 1000 жителей, Палестина -52, Йемен и Афганистан – 50, Камбоджа-44, Ирак-43 и т. д.
Но не все страны региона можно отнести ко 2 типу воспроизводства населения, которому характерны высокие показатели рождаемости и естественного прироста. К 1 типу воспроизводства населения относятся Япония, республика Корея, Израиль и Китай, где активно проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости.
2 группа
Анализируя карту “Языковые семьи и народы мира”, мы определили, что население Азии относится к нескольким крупным языковым семьям: Юго-Западная часть к афразийской семье, её представляют арабы и индоевропейской семье, которую представляют курды, персы, афганцы и самый многочисленный народ хиндустанцы.
Население Центральной Азии и частично Восточной относится к алтайской семье – это уйгуры, монголы, корейцы и японцы.
На востоке региона проживают представители сино-тибетской семьи- это тибетцы и китайцы.
Юго-Восточную Азию населяют вьеты (австроазиатская семья), лао (паратайская семья), яванцы (австронезийская семья) .
В Индии, кроме хиндустанцев, на юге страны проживают тамилы, относящиеся к дравидийской семье.
На основе данной характеристики можно сделать следующий вывод, что этнический состав населения Зарубежной Азии очень сложный т. к. население относится ко многим языковым семьям. Для примера, население Европы, в основном, относится к индоевропейской семье.
3 группа
Анализируя карту “Религии мира” мы определили, что население региона исповедует различные религии: мировые и национальные (для сравнения, в Европе население исповедует одну мировую религию – христианство) .
На юго-западе региона распространён ислам (мировая религия), подразделяющийся на два направления:
Мусульмане-сунниты (кроме священной книги Корана признают ещё Сунну) проживают в Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане, Индонезии, Йемене, Пакистане, Афганистане, Турции, Сирии и др. странах.
Мусульмане-шииты (признают только Коран) проживают в Иране и немногочисленными группами в других мусульманских странах.
Мировую религию буддизм исповедует население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. На его основе возникли национальные религии в Монголии – ламаизм, в Китае – конфуцианство, в Японии – синтоизм, в Индии – индуизм. Одна из причин немногочисленного населения Монголии – религия, 40% мужского населения - это ламаистские монахи и священнослужители и поскольку они дают обет безбрачия, это сильно влияет на прирост населения. Демографы считают, что если бы не последствия ламаизма, то население Монголии могло бы составить в наши дни не 2,6 и 10 млн. человек
В Израиле исповедуют иудаизм. Христианство, третья мировая религия, также имеет своих приверженцев в странах Азии, но в сравнении с исламом и буддизмом – христиан не много.
На основе данной характеристики можно сделать вывод, что религиозный состав населения Азии сложный. Азия – родина мировых и национальных религий.
4 группа
Анализируя карту “Размещение населения мира” мы определили, что по территории региона население размещено неравномерно и первой причиной этого является природа региона. Горные и пустынные районы заселены крайне редко, а равнинные территории и долины рек –наоборот.
Наиболее плотно заселена Южная и Восточная Азия, это Индия, Китай и Япония,Бангладеш.
Большая часть населения Азии – это сельское население, 65 %, но на территории региона находится самое большое в мире число супегородов . Это Токио, Сеул, Пекин, Шанхай, Джакарта, Бангкок, Бомбей(Мумбаи), Дели, Дакка, Тегеран. Карачи и другие города с миллионом жителей. В странах Персидского залива плотность населения также высока. Вследствие трудовой миграции население данного района велико, особенно, мужчин. Например, в ОАЭ каждый местный житель имеет право “заполучит” четырёх иностранных рабочих Коренные жители составляют 1\6 населения страны, но это привилегированное меньшинство.
На основе данной характеристики можно сделать следующий вывод: население размещено крайне неравномерно; Бангладеш- это страна региона с наибольшей средней плотностью населения. Причинами этого являются природные условия региона, трудовые миграции и увеличение численности населения в крупных городах.
Проверочная работа
урок “Население Азии”
1. Примерная численность населения Зарубежной Азии…… человек.
А) 3 млрд.
Б) 4 млрд.
В) 5 млрд.
Г) 6 млрд.
2. Расставьте страны в порядке убывания величины ЕП
А) Йемен
Б) Япония
В) Палестина
Г) Оман
3. Выберите три высказывания, в которых говорится о демографической политике:
А) самый низкий ЕП населения характерен для стран Восточной Азии;
Б) в отдельных странах мира государство вводит пособие на детей в зависимости от их количества;
В) в некоторых странах законодательно увеличивается возраст вступления в брак, пропагандируются преимущества малодетной семьи;
Г) естественное движение населения обеспечивает постоянный процесс смены поколений и возобновление человеческого рода;
Д) в развивающихся странах при сохранении традиционно высокой рождаемости, снизилась смертность, благодаря достижениям медицины и повышению уровня жизни населения;
Е) в Индии главной формой контроля над рождаемостью стала стерилизация мужского населения, причём, зачастую, принудительная.
4. Установите соответствие между народом Азии и языковой семьёй, к которой он относится:
А) хиндустанцы Б) китайцы В) монголы |
|
5. Наиболее распространённым языком в мире является…
А) русский
Б) арабский
В) хинди
Г) итальянский
6. Установите соответствие между религией и страной, население которой её исповедует:
А) синтоизм Б) иудаизм В) конфуцианство Г) ламаизм Д) индуизм |
|
7. Выберите три народа Азии, которые исповедуют ислам:
А) турки
Б) вьеты
В) лао
Г) афганцы
Д) курды
Е) корейцы
8. Ниабольшее число городов-миллионеров Азии насчитывается в…
А) Индии
Б) Индии и Китае
В) Индии, Китае и Кувейте
9. Выберите три высказывания, в которых говорится о процессе урбанизации:
А) численность населения населённого пункта, после которого он считается городом, неодинакова в различных странах;
Б) в начале 21 века городское население растёт примерно в три раза быстрее, по сравнению с сельским;
В) многие люди, проживая в сельской местности, работают в городах;
Г) наиболее высокими темпами увеличивается численность населения крупных городов;
Д) в настоящее время в мире существуют две формы расселения: городская и сельская;
Е) темпы прироста городского населения составляют примерно 2% в год, при этом они значительно различаются в отдельных регионах и странах.