Тема урока: "Приамурье мое, ты – частица великой России"

Разделы: География


Цели урока:

  • Закрепить и углубить знания, полученные в ходе изучения темы “Амурская область. Экономическое развитие”.
  • Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.
  • Повышать интерес к “малой Родине”.

Оборудование:

  • атлас “Люби и знай свой край”,
  • книга “Только в песне да в сердце уместится”,
  • видеофильм “Уссурийская тайга”,
  • выставка “Что даёт Амурская область стране”,
  • магнитные знаки полезных ископаемых,
  • гербарий,
  • магнитная доска,
  • межотраслевые схемы Амурской области.

ХОД УРОКА

Эпиграф:

Только в песне да в сказке уместится, Приамурье моё!

П. Комаров

I. Вступление

У каждого есть Родина своя,
У каждого есть маленькое солнце.
На Родине заботы не томят,
На Родине и радостней поётся.
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть дом,
Где он родился
А где родился там
И пригодился –
Вот так у нас в народе
Говорят
У каждого есть Родина своя,
А Родина для каждого святая

Н. Дружков

Учитель: В нашей огромной богатой самыми разными ландшафтами стране есть много своеобразных областей. Вот одна из них. Расположена она на юго-западе Дальнего Востока. Климат этой области континентальный: летом жарко, зимой – холодно. Летние муссоны, дующие с юго-востока, несут много влаги и вызывают сильные разливы рек в июле – августе. Юг области низменный, богат плодородными почвами, здесь растёт соя – важнейшая масличная культура. Она занимает 600 тыс. га. пахотных земель.
Вы уже догадались, что речь идёт об Амурской области? На протяжении нескольких уроков вы знакомились со своей “малой Родиной”. Давайте повторим пройденный материал.

II. Экспресс-опрос

– Составной частью какого географического региона является Амурская область?

Землепроходцы пришли босые,
Топором прорубая путь.
Не забудь их, моя Россия
Добрым именем помянуть.

– О ком повествует в своём четверостишии поэт П.С. Комаров.
– В какой часовой пояс входит Амурская область?
– В каком году наша область была учреждена как административная единица России?
– С какими субъектами федерации граничит Амурская область?
– Какова территория Амурской области?
– Какие государства могли бы поместиться на территории Амурской области вместе взятые?
– Каково административное деление области?
– Какие виды транспорта развиты в области?
– А.Ф. Миддендорф, Р.К. Маак, В.А. Комаров – о чём говорят эти фамилии?
– Кто населяет Амурскую область?

Ученики: Это фамилии выдающихся русских учёных, изучавших природу Амурской области.

Видеофильм “Уссурийская тайга”.

Учитель: Обилие летних осадков, умеренное испарение, водоупорные грунты на значительной части территории – всё это причины того, что в Амурской области много рек и озёр. И одна из них – “Амур-батюшка”.

Отрывок из поэмы К. Овечкина “На высоком берегу Амура”

Амур! Тебя и в дальней дали
Я не забуду никогда.
Здесь берега в зеленой шали
И в алых отблесках вода.
Рассвет струится, свеж и ясен,
Кусты и травы в серебре.
В жемчужных росах дремлет ясень,
Как изваянье, на горе.
Здесь на заре под ветром тихо
Играют волны на песке,
Когда с детенышем лосиха
На водопой идет к реке.
И озирается пугливо, и наклоняется к волне,
И с невысокого обрыва
Ее отлично видно мне.
И хоть ружье при мне – сторонкой
Я дальше свой продолжу путь.
Пройду на цыпочках тихонько,
Чтобы лосиху не спугнуть…
Растет и крепнет край мой милый,
Всю ночь горят в цехах,
В тайге поют электропилы,
И аммонал гремит в горах…

II. Работа с магнитными знаками на контуре Амурской области

Учитель: Какими природными богатствами богата область?

Демонстрируются образцы полезных ископаемых.

Учитель: Какие отрасли производства развиваются на основе местной базы полезных ископаемых?

  1. Добыча золота – старейшая отрасль Амурской области. Золото добывают в Селемджинском и Тындинском районах.
  2. Добыча угля (угольная) – Огоджинское месторождение каменного угля. Ерковецкое, Райчихинское, Архаро – Богучанское – (добываются открытым способом).
  3. Энергетика – 2 крупных ТЭС (г.Благовещенск, п.Огоджа, г.Райчихинск – ГРЭС), 2 ГЭС: Зейская, Бурейская. Единая энергосистема Амурской области, Хабаровского и Приморского краёв и Восточной Сибири.
  4. Машиностроение и металлообработка – горно-шахтное, кузнечно-прессовое оборудование, мостовые и автомобильные краны, силовые трансформаторы, электроизмерительные приборы, рыболовные сейнеры.
  5. Лесная и деревообработка – заготовка древесины.
  6. Строительная . Бузули – крупнопанельное домостроение и керамика, п. Белогорье – кирпичный завод.
  7. Пищевая – кондитерские и макаронные изделия, соевое масло и овощные консервы.
  8. Сельское хозяйство:
    • Растениеводство: пшеница, гречиха, овёс, ячмень. Соя – амурская жемчужина. Выращивают рапс.
    • Животноводство: разведение крупного рогатого скота, свиней, кур. Оленеводство – север, на юге пчеловодство.
    • Охото-промысловые хозяйства заготавливают пушнину соболя, ондатры, колонка, белки, лисицы, норки, рыси. Мясо диких зверей: лося, изюбря, оленя, кабана, косули.

Учитель:

  1. Какие отрасли имеют российское значение? (добыча пушнина, добыча золота, электротехническая).
  2. Какие отрасли промышленности необходимо развивать в нашей области и где?

Проводится работа с контуром Амурской области.

Вывод: До революции Амурская область была отсталой окраиной царской России со слаборазвитым сельским хозяйством и промышленностью; её природные богатства почти не осваивались. Ведущее место занимала добыча золота. Важную роль в экономике Амурской области играла также пищевая промышленность. В период с 1917г. По 1965г. Сложились современные отрасли производства и сельского хозяйства, в настоящее время за счёт растущих экономических связей область развивает новые отрасли (например, рекреационные услуги и т.д.). В одном из выступлений Белоногова, глава администрации Амурской области прозвучали слова о том, что область ждёт дополнительных средств от федерального бюджета на развитие сельского хозяйства, т.к. Амурская область – житница ДВ и “валютный цех страны” – наравне с Якутией и Магаданской областью.

III. Закрепление материала

Учитель: А сейчас проверим, как вы усвоили материал, полученный в результате дополнительного изучения области и на уроках, посвящённых родному краю. О каких экономических округах идёт речь?

Вопросы:

  1. Его ЭГП удобно, пересекается Транссибом, крупные речные порты Благовещенск и Поярково, выход к Амуру и Зее. В этом округе сосредоточено большое количество автомобильных дорог.
  2. Самое главное полезное ископаемое округа – каменный уголь. На S округа размещается оленеводческий совхоз. Золотодобыча развивается в бассейне Селемджи ещё со второй половины 19 века.
  3. Здесь чётко выделяется две отрасли промышленности – лесная и гидроэнергетика, заготавливается много древесины, сельское хозяйство развито слабо.
  4. Этот округ – сосед Якутии. Развиты лесная, деревообрабатывающая промышленность, недра гор содержат залежи полиметаллических руд. На территории округа – БАМ, связавшая Амурскую область с Хабаровским краем и разгрузившая Транссиб.
  5. Почвенно-климатические условия данного округа сложные. Переработка сельско-хозяйственного сырья осуществляется в г. Свободном. Здесь имеется мельница, мясокомбинат, маслозавод. Заводы машиностроения сосредоточены в г.Шимановске.
  6. В округе заготавливается много древесины, которую перерабатывают на заводах в г. Зее, посёлках Сиваки, Тыгде, Ушумуне, Овсянке, Хвойном. В этом округе действует ГЭС, дающая электроэнергию Дальнему Востоку.
  7. Округ специализируется на полеводстве. Здесь производится 88% зерновых и 94% сои. Развивается животноводство. Вторая специализация округа – добыча бурого угля на Ерковецком, Архаро-Богучанском месторождениях.
  8. В этом округе находится пограничная станция Амурской области – Ерофей Павлович, он (округ) – сосед Читинской области. Здесь выделяются две отрасли промышленности – лесная и золотодобывающая.

IV. Выставка “Что даёт Амурская область стране”

– А теперь давайте обратимся к нашей выставке. Экскурсовод познакомит вас с продукцией, которая выпускается в Амурской области.

V. Викторина “Люби и знай свой край”

– Продолжим наш урок викториной, посвящённой Амурской области

  1. Недалеко от памятника В.И. Ленину поставлен другой памятник – кому? (М. Лермонтову)
  2. Какое население преобладает в Амурской области? (Городское – 67%)
  3. В реке водится одноимённая рыба? (Амур)
  4. Какую птицу изучают японские орнитологи, ежегодно посещая Амурскую область?
  5. В Амурской области растёт кустарник – сосательная конфета на витрине магазина? (Барбарис)
  6. Два сладких города Амурской области (Благовещенск и Белогорск)
  7. Дерево – ткань (Бархат)
  8. Один из населённых пунктов – название красивого цветка (садовый), но сорняк во ржи? (Васильки)
  9. Одно из сёл Амурской области – день недели. (Воскресеновка)
  10. Птица, фамилия русского писателя. 6 букв. (Гоголь)
  11. Растение, убивающее своим названием животных наповал. (Зверобой)
  12. Название одного из отделов скелета человека – птица Амурской области. (Копчик)
  13. Птицы, один из атрибутов хоккеиста. (Коньки)
  14. Самые трудолюбивые животные, семейство насекомых дали название селу Тамбовского района. (Муравьевка)
  15. Одна из уток во второй половине названия имеет фрукт. (Мандаринка)
  16. Какие заповедники существуют в Амурской области? (Зейский, Хинганский, Норский)

Награждаются победители викторины.

VI. Заключение

– Наша “малая Родина” – Амурская область. От её экономического потенциала и развития зависит наше будущее. Сегодня пришло время, когда все амурчане, где бы они не находились и кем бы они не работали, должны объединиться ради того, чтобы сделать свою область одним из лучших субъектов РФ и Дальнего Востока. Вы будущие граждане России и именно вам творить и приумножать богатства Родины.

Благословенен наш край, и в нём – наш труд,
Наш дом, где всё знакомо.
Я нитка в знамени твоём
Над черепичной крышей дома.

А. Романенко

Выставляются оценки за урок.

Литература.

  1. Амурская область на рубеже веков. Фотоочерк в цифрах и фактах. 2000.
  2. География Амурской области. Учебное пособие для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Н.Г.Павлюк. Благовещенск 2004.
  3. Социально-экономическое положение Амурской области. Г. Благовещенск, январь-декабрь 2002.
  4. Ром В.Я., Дронов В.П. “География России. Население и хозяйство”. 9 класс, М., Дрофа, 1997.
  5. География России: Энциклопедический словарь под ред. А.П.Горкина, М., Большая Российская энциклопедия, 1998.