Задачи урока:
- Контроль и учет знаний и умений учащихся; помочь учащимся дать самооценку своим знаниям по теме: “Межотраслевые комплексы”, мотивировать активную познавательную деятельность учащихся, используя технологию дифференцированной оценкой знаний.
- Формировать диалектико-материалистические взгляды на производство – главный элемент любой общественной системы (природные ресурсы оказывают влияние на развитие хозяйства, но не определяют его уровень).
- Интеграция географических и экономических компонентов содержания.
- Развитие экономического мышления.
- Углубление и конкретизация знаний по географии.
- Воспитывать чувство хозяина, ответственность за будущее страны.
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Форма проведения урока: Бизнес-игра “Аукцион”.
Учебно-наглядный комплекс: Карты России; атласы, лицевые счета, условия проведения торгов и характер предлагаемых лотов, аукционный молоток, таблицы.
Содержание урока
I. Накопление авансированного (первоначального, стартового) капитала.
Тест.
Задания:
- Какой фактор является ведущим при размещении предприятий точного машиностроения? | (стоимость каждого вопроса – 50 у.е) |
а) трудовой;
б) потребительский;
в) наукоемкий;
- Тип электростанций наиболее широко распространенных на территории РФ.
а) ПЭС;
б) ТЭС;
в) АЭС;
- К какой группе стран по уровню урбанизации можно отнести РФ?
а) высокоурбанизированные > 70%
б) среднеурбанизированные 30-50%
в ) слабоурбанизированные < 30 %
- Назовите районы зерновой специализации России.
а) тайга;
б) степь, лесостепь;
в) пустыни, полупустыни;
- Назовите самую низкую себестоимость добываемого в России угля (какой бассейн? почему?)
а) Подмосковный;
б) Канско-Ачинский;
в) Печерский;
- При территориальной, географическом разделении труда , отраслью специализации района считается отрасль, если показатель - К:
а) К=1;
б) К<1;
в) К>1;
- Назовите руды, которые по содержанию основного элемента относятся к категории богатых:
а) содержащие 5% основного элемента;
б) 55 %;
в) 30%
- В какой металлургической базе находится завод, где получают металл способом электролиза?
а) в Центральной;
б) Уральской;
в) Сибирской;
– Назовите ведущие факторы размещения цветной металлургии:
а) энергетический;
б) топливный;
в) сырьевой;
г) водный;
– Какой вид транспорта в России имеет самый высокий грузооборот
а) железнодорожный;
б) трубопроводный;
в) авиационный;
– На каком месте в мире находится России по тоннажу и численности судов :
а) на 1-ом
б) на 2-ом;
в) на 3- ем;
- Какие из экономических районов могут в перспективе перейти на самофинансирование, благодаря развитию в них точного машиностроения и нефтеперерабатывающей промышленности?
а) Центральная Россия и Кавказ;
б) Поволжье и Западная Сибирь;
в) Северо-Запад и Ц.Р
- Назовите форму производственной организации, широко используемую в черной металлургии:
а) комбинирование;
б) специализация;
в) кооперация;
- Вид топлива, который, при высокой калорийности имеет низкую себестоимость:
а) уголь;
б) газ;
в) горючие сланцы;
– Назовите регион России, в котором есть условия для выращивания сои:
а) Московская область;
б) Белгородская область;
в) Амурская область.
II. Аукцион
Условия проведения торгов и характер предлагаемых лотов.
1 тур открытый лот - Аудитории задает аукционист (учитель) конкретный вопрос.
2 тур полузакрытый лот - Аудитории задается не конкретный вопрос, а определенная область знаний. (Указывается тема)
3 тур закрытый лот - Участники покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какой области географии будет вопрос в этом лоте
1. Право на ответ может купить любой из участников, имеющих номер, заплатив небольшую сумму в ходе открытых торгов.
2. Первоначальноя стартовая цена каждого лота составляет 10монет, (у.е) а аукционный (торговый) шаг 5 монет. Значит, торг ведется суммами кратными 5-м.
3. Участник, называя свою цену, должен поднять и показать аукционисту номер.
4. За правильный ответ на вопрос участник получает денежное вознаграждение в зависимости от сложности вопроса.
5. Участник, ответивший неверно платит в банк штраф в размере 15 монет, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конец тура для повторной продажи.
Деньги, уплаченные в банк за вопрос, участнику не возвращаются.
По окончании торгов все участники:
А) Определяют сумму подоходного налога по ставке 13%
Б) Возвращают в банк кредит, если кто-то из участников не смог заработать в начале урока начальный капитал и воспользовался кредитом. Платят за пользование кредитом 15%
В) Считают чистую прибыль
Учащиеся на протяжении всей игры заполняют свой ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ
Лицевой счет____________________
Участник Иванова Катя_______________________________________
Номер участника 13
_________________________________________
№п/п | Приход | Расход | Остаток |
1. | 200 | 45 | 155 |
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. |
Итоги торгов:
Прибыль -
Чистая прибыль - (после уплаты налога и расчета с кредиторами)
Подпись аукциониста:
Открытый тур.
Задания для торгов. Вознаграждение за задания от 50 - до 200 у.е (в зависимости от сложности вопроса)
№ | Задание по теме “Межотраслевые комплексы” | Вознагр. |
1. | Что такое межотраслевые комплексы? Какие вы знаете? | 50 у.е |
2. | Кокой комплекс в хозяйстве страны имеет приоритетное значение. Какая главная задача этого комплекса? | 100 |
3. | Что такое факторы размещения? Какие факторы могут влиять на размещение межотраслевых комплексов. Приведите конкретные примеры | 200 |
4. | Назовите центры металлоемкого и трудоемкого машиностроения | 150 |
5. | Сколько процентов машиностроительной продукции дает Западная экономическая Зона, а сколько Восточная экономическая Зона? | 50 |
6. | Рассказать о составе и структуре машиностроительного комплекса. | 200 |
7. | Проблемы машиностроительного комплекса. | 150 |
8. | Какова специализация машиностроительных предприятий вашей области? | 200 |
9. | Что такое ТЭК? Если бы ты работал в этом комплексе … | 50 |
10. | Что такое специализация и кооперирование? | 50 |
11. | Сколько средств затрачивает государство на ТЭК? Сколько продукции других межотраслевых комплексов ТЭК использует в работе? | 200 |
12. | Разные виды топлива имеют разную теплоту сгорания. Какой вид топлива самый эффективный? | 100 |
13 | Характеристика нефтяной промышленности | 200 |
14. | Что такое себестоимость? Добыча какого вида топлива имеет самую высокую себестоимость? | 150 |
15. | Процентное соотношение разных видов энергии, вырабатываемых в России | 100. |
16. | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса | 150 |
17 | Назовите металлургические базы страны | 50 |
18. | Почему в цветной металлургии более выгодно создавать комбинаты с комплексной переработкой сырья, нежели в черной металлургии? | 200 |
19. | Приведите примеры комплексного использования угля, нефти, газа, древесины | 150 |
20. | Факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса | 100 |
21. | Назовите химические базы, развивающиеся на собственных крупных запасах сырья | 100 |
22. | Основные химико-лесные базы России | 50 |
23. | Что такое АПК? Как ты считаешь, он хорошо у нас развит? | 50 |
24. | Где в России находятся центры производства минеральных удобрений? | 100 |
25. | Чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного? | 150 |
26. | Состав и структура инфраструктурного комплекса | 200 |
27. | Что такое услуга? Какими услугами вы пользуетесь? | 50 |
28. | Какие вы знаете услуги по характеру и видам | 100 |
29. | Назовите рекреационные центры и районы России. Вашей местности | 150 |
Полузакрытый тур.
Тема: Транспортный комплекс
Задания полузакрытого тура.
1. | Что такое транспортная система? | 50 |
2. | Доля видов транспорта в грузообороте транспорта России | 100 |
3. | Виды транспорта. Что ты можешь предложить для улучшения работы транспорта в нашей местности? | 50 |
4. | Как можно попасть из Каспийского моря в Персидский залив? | 200 |
5. | Как транспорт влияет на географию населения? | 150 |
Тема: Комплекс конструкционных материалов
1. | Комплекс конструкционных материалов. Его состав и значение | 150 |
2. | От чего зависит производство конструкционных материалов? | 100 |
3. | Перечислите особенности металлургического комплекса | 100 |
4. | Чем отличается география предприятий, производящих черные, тяжелые и легкие цветные металлы? | 200 |
5. | Что такое конструкционные материалы? | 50 |
Закрытый тур
(учащиеся покупают “кота в мешке”, т.е покупают не зная вопроса, темы; вопрос аукционист задает только тогда, когда за него уплачены деньги)
1. | Экологические проблемы, связанные с сухопутным транспортом | 100 |
2. | Что такое химизация? | 50 |
3. | Характеристика Центральной металлургической базы | 200 |
4. | Дайте характеристику угольной промышленности | 200 |
5. | Главные факторы размещения пищевой промышленности | 100 |
6. | Главные задачи инфраструктурного комплекса | 150 |
7. | Приведите конкретные примеры взаимосвязи производства конструкционных материалов с добывающей промышленностью | 200 |
8. | Какие вы знаете города, выросшие у металлургических предприятий? | 100 |
9. | Сколько широтный железный дорог проходит через Урал, по территории Сибири , Дальнего Востока? | 50 |
10. | Зачем нужны дороги в Сибири и на Дальнем Востоке | 150 |
Подведение итогов. Расчет прибыли. Оценки за урок.