Тема урока: "Формы размножения организмов. Митоз"

Разделы: Биология


Цели учителя:

  • расширить знания о различных формах размножения организмов, о значении размножения для поддержания численности популяций в природе, для повышения продуктивности с/х растений и животных; сформировать знания о жизненном и митотическом циклах клетки;
  • воспитывать материалистические взгляды на биологические процессы и явления, экологическое мышление, сформировать убежденность в материальном единстве органического мира на основе установления универсальности процесса митоза в растительной и животной клетках;
  • продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, применять полученные знания на практике.

Цель для учащихся:

изучить вопросы о формах размножения организмов, митотическом делении клеток.

Задачи

Оценка

1. Изучат вопросы о формах размножения организмов 1.Назовут способы бесполого и полового размножения (заполнят схему), определят особенности, значение форм размножения.
2.Обыяснят следующие биологические понятия: жизненный и митотический циклы клетки, интерфаза, веретено деления, про-, мета-, ана-,телофазы. 2. Опишут жизненный цикл клетки, интерфазу, период митоза, механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками.
3.Раскроют причины и последствия нарушения хода митоза. 3. Покажут необходимость охраны природной среды от загрязнения мутагенами.

Методы: рассказ, беседа, проблемный, поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства: стенд кабинета “Современная схема классификации”, таблица, диаграмма “Клеточный цикл”, дидактические карточки-задания для работы в группах, эпидиаскоп, материалы для эпипроекции: диаграмма “Клеточный цикл” (Приложение1), схема “Формы размножения организмов”, микроскопы, микропрепараты, модель динамическая, шаблоны для построения диаграмм.

План урока.

  1. Орг. момент, психологический настрой, побуждение интереса к теме, целеполагание.
  2. Реализация значения.
  • Размножение и его значение, уровни размножения организмов (фронтальная беседа).
  • Формы размножения организмов, клеточный цикл, интерфаза, митоз (работа в группах).
  1. Рефлексия.

Ход и содержание урока

1. Орг. момент, психологический настрой, побуждение интереса к теме, целеполагание.

  • Какие ассоциации возникают у вас с числом 23? (Варианты ответов).

Это число имеет разное значение в жизни людей: исторические события, рок, постоянство.

Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.

  • Что необходимо выяснить на уроке? (Слова на доску: размножение, уровни, формы способы, митоз, его биосмысл и значение.
  1. Реализация значения.
  1. Размножение и его значение, уровни размножения организмов Вопросы фронтальной беседы:
  • Что называют размножением?

Размножение - увеличение числа особей.

- Каково значение данного процесса?

Основное условие существования вида

Размножение живых организмов происходит на разных уровнях.

Уровни размножения:

а) молекулярный – репликация ДНК;

б) органоидный – деление митохондрий, хлоропластов

( “полуавтономные” органоиды);

в) клеточный – деление клеток (митоз, мейоз).

  • Какие клетки различают в многоклеточном организме, какой набор хромосом они имеют? (эпипроекция схемы).

Схема “Формы размножения организмов”

2) Формы размножения организмов, клеточный цикл, интерфаза, митоз (работа в группах).

Эти вопросы вам предстоит изучить самостоятельно, а затем сообщить одноклассникам – 12-15 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 1.

Задание.

1. Внимательно изучите предложенный материал.
2. Каковы особенности бесполого размножения?
3. Внесите в схему названия способов бесполого размножения.

 

 4. Охарактеризуйте способы бесполого размножения.
5. Какие организмы размножаются данными способами?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 2

Задание.

1. Внимательно изучите предложенный материал.
2. Каковы особенности полового размножения?
3. Внесите в схему названия способов полового размножения.

  

4. Охарактеризуйте способы полового размножения.
5. Какие организмы размножаются данными способами?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 3

Задание.

  1. Что называют клеточным циклом?
  2. Рассмотрите диаграмму “Клеточный цикл”.
  3. Назовите периоды клеточного цикла (А, Б -?).
  4. Охарактеризуйте процессы, протекающие в периоде А.
  5. Сколько и какие фазы выделяют в периоде Б?
  6. Какова продолжительность периодов клеточного цикла?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 4.

Задание.

  1. Внимательно изучите предложенный материал и рис. 86 с. 182.
  2. Дайте характеристику профазы митоза:
  3. - какие изменения претерпевают хромосомы, центриоли, ядерная оболочка, ядрышко?

  4. Какие процессы происходят в метафазе?
    - Где располагаются хромосомы.
    - Куда прикрепляются нити веретена деления.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 5

Задание.

  1. Внимательно изучите предложенный материал и рис. 86 с. 182.
  2. Дайте характеристику анафазы:
  • Что происходит с центромерами и хроматидами?
  • Каково значение нитей веретена деления?
  • Какая энергия используется при движении хромосом?
  1. Какие процессы происходят в телофазе?
  2. В чем отличие телофазы в растительной клетке от телофазы в животной клетке?

Физминутка

4. Рефлексия.

1) Отчеты групп

а) 1-я и 2-я группы – эпипроекция и заполнение схемы в тетрадях.

б) отчеты групп 3-5, эпипроекция диаграммы, динамическая модель, таблица.

  • Почему дочерние клетки являются точными копиями материнской?

В этом и заключается биологический смысл митоза.

Значение митоза:

  • основа размножения для одноклеточных;
  • рост и развитие многоклеточных;
  • регенерация клеток и тканей.

4. Просмотр микропрепаратов. Предварительное задание: определить фазу митоза на микропрепарате.

5. Подведение итогов учителем.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что поняли?
  • Где можете применять знания, полученные на уроке?
  • Задача: Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6•10-9 мг. Чему равна масса молекулы ДНК в: а) метафазе, б) телофазе?

Оценка работы учащихся

Возвращаемся к числу 23

23 пары включает
Маленький этот зал,
Музыка не играет,
но не смолкает бал.

6. Домашнее задание: параграфы 47-48 (тест).

Список использованной литературы.

  1. Кулев А.В. Общая биологи. 11 класс: Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001. с. 115, 117.
  2. Пименов А.В. Уроки биологии в 10(11) классе. Ярославль: Академия развития, 2001. с. 146-147.
  3. Учебник “Общая биология” для 10-11 классов под редакцией Полянского Ю.И. М.Просвящение, 1996 г., с. 182

Приложение 1.