Цели учителя:
- расширить знания о различных формах размножения организмов, о значении размножения для поддержания численности популяций в природе, для повышения продуктивности с/х растений и животных; сформировать знания о жизненном и митотическом циклах клетки;
- воспитывать материалистические взгляды на биологические процессы и явления, экологическое мышление, сформировать убежденность в материальном единстве органического мира на основе установления универсальности процесса митоза в растительной и животной клетках;
- продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, применять полученные знания на практике.
Цель для учащихся:
изучить вопросы о формах размножения организмов, митотическом делении клеток.
Задачи |
Оценка |
1. Изучат вопросы о формах размножения организмов | 1.Назовут способы бесполого и полового размножения (заполнят схему), определят особенности, значение форм размножения. |
2.Обыяснят следующие биологические понятия: жизненный и митотический циклы клетки, интерфаза, веретено деления, про-, мета-, ана-,телофазы. | 2. Опишут жизненный цикл клетки, интерфазу, период митоза, механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками. |
3.Раскроют причины и последствия нарушения хода митоза. | 3. Покажут необходимость охраны природной среды от загрязнения мутагенами. |
Методы: рассказ, беседа, проблемный, поисковый.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Средства: стенд кабинета “Современная схема классификации”, таблица, диаграмма “Клеточный цикл”, дидактические карточки-задания для работы в группах, эпидиаскоп, материалы для эпипроекции: диаграмма “Клеточный цикл” (Приложение1), схема “Формы размножения организмов”, микроскопы, микропрепараты, модель динамическая, шаблоны для построения диаграмм.
План урока.
- Орг. момент, психологический настрой, побуждение интереса к теме, целеполагание.
- Реализация значения.
- Размножение и его значение, уровни размножения организмов (фронтальная беседа).
- Формы размножения организмов, клеточный цикл, интерфаза, митоз (работа в группах).
- Рефлексия.
Ход и содержание урока
1. Орг. момент, психологический настрой, побуждение интереса к теме, целеполагание.
Это число имеет разное значение в жизни людей: исторические события, рок, постоянство.
Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.
- Что необходимо выяснить на уроке ? (Слова на доску: размножение, уровни, формы способы, митоз, его биосмысл и значение.
- Реализация значения.
- Размножение и его значение, уровни размножения организмов Вопросы фронтальной беседы:
- Что называют размножением?
Размножение - увеличение числа особей.
- Каково значение данного процесса?
Основное условие существования вида
Размножение живых организмов происходит на разных уровнях.
Уровни размножения:
а) молекулярный – репликация ДНК;
б) органоидный – деление митохондрий, хлоропластов
( “полуавтономные” органоиды);
в) клеточный – деление клеток (митоз, мейоз).
- Какие клетки различают в многоклеточном организме, какой набор хромосом они имеют? (эпипроекция схемы).
Схема “Формы размножения организмов”
2) Формы размножения организмов, клеточный цикл, интерфаза, митоз (работа в группах).
Эти вопросы вам предстоит изучить самостоятельно, а затем сообщить одноклассникам – 12-15 минут.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 1.
Задание.
1. Внимательно изучите предложенный материал.
2. Каковы особенности бесполого размножения?
3. Внесите в схему названия способов бесполого
размножения.
4. Охарактеризуйте способы бесполого
размножения.
5. Какие организмы размножаются данными
способами?
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 2
Задание.
1. Внимательно изучите предложенный материал.
2. Каковы особенности полового размножения?
3. Внесите в схему названия способов полового
размножения.
4. Охарактеризуйте способы полового
размножения.
5. Какие организмы размножаются данными
способами?
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 3
Задание.
- Что называют клеточным циклом?
- Рассмотрите диаграмму “Клеточный цикл”.
- Назовите периоды клеточного цикла (А, Б -?).
- Охарактеризуйте процессы, протекающие в периоде А.
- Сколько и какие фазы выделяют в периоде Б?
- Какова продолжительность периодов клеточного цикла?
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 4.
Задание.
- Внимательно изучите предложенный материал и рис. 86 с. 182.
- Дайте характеристику профазы митоза:
- Какие процессы происходят в метафазе?
- Где располагаются хромосомы.
- Куда прикрепляются нити веретена деления.
- какие изменения претерпевают хромосомы, центриоли, ядерная оболочка, ядрышко?
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 5
Задание.
- Внимательно изучите предложенный материал и рис. 86 с. 182.
- Дайте характеристику анафазы:
- Что происходит с центромерами и хроматидами?
- Каково значение нитей веретена деления?
- Какая энергия используется при движении хромосом?
- Какие процессы происходят в телофазе?
- В чем отличие телофазы в растительной клетке от телофазы в животной клетке?
Физминутка
4. Рефлексия.
1) Отчеты групп
а) 1-я и 2-я группы – эпипроекция и заполнение схемы в тетрадях.
б) отчеты групп 3-5, эпипроекция диаграммы, динамическая модель, таблица.
- Почему дочерние клетки являются точными копиями материнской?
В этом и заключается биологический смысл митоза.
Значение митоза:
- основа размножения для одноклеточных;
- рост и развитие многоклеточных;
- регенерация клеток и тканей.
4. Просмотр микропрепаратов. Предварительное задание: определить фазу митоза на микропрепарате.
5. Подведение итогов учителем.
- Что нового узнали на уроке?
- Что поняли?
- Где можете применять знания, полученные на уроке?
- Задача: Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6•10-9 мг. Чему равна масса молекулы ДНК в: а) метафазе, б) телофазе?
Оценка работы учащихся
Возвращаемся к числу 23
23 пары включает
Маленький этот зал,
Музыка не играет,
но не смолкает бал.
6. Домашнее задание: параграфы 47-48 (тест).
Список использованной литературы.
- Кулев А.В. Общая биологи. 11 класс: Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001. с. 115, 117.
- Пименов А.В. Уроки биологии в 10(11) классе. Ярославль: Академия развития, 2001. с. 146-147.
- Учебник “Общая биология” для 10-11 классов под редакцией Полянского Ю.И. М.Просвящение, 1996 г., с. 182
Приложение 1.