Пояснительная записка
Программа факультативного курса “Кладовая Авиценны”, составлена на основании программы В.В. Пасечника “Биология” 7 класс, рассчитана на 16 часов для учащихся 7 класса. Эта педагогическая разработка направлена на изучение природных богатств родного края. Познакомятся учащиеся наряду с дикорастущими и с культивируемыми в регионе овощными, крупяными, полезными садовыми растениями, а также животными и минералами, имеющими лекарственное значение. Узнают об их распространении, способах и времени сбора, об обработке и хранение, об применение в народной медицине.
Важно научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с лекарственными веществами, применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи.
Цель программы: развитие и углубление экологического воспитания школьников.
Задачи:
- расширение кругозора знаний у учащихся;
- воспитание бережного отношения к лекарственным растениям;
- формирование навыков рационального грамотного использования лекарственных препаратов;
- приобретение практических умений и навыков приготовления лекарственных препаратов;
Новизна факультативного курса в пропедевтике химических знаний, так как лекарственные препараты являются химическими соединениями, а практические навыки приготовления – химическими процессам. Введя учеников в круг химических знаний и умений, позволит пробудить интерес к науке и выбору учащимися профиля обучения.
Актуальность программы “Кладовая Авиценны” заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Программа курса включает следующие разделы:
- общие сведения;
- полезные дикорастущие растения;
- культивируемые пищевые лекарственные растения;
- животные и продукты животного и минерального происхождения.
- заготовка и хранение лекарственного растительного сырья;
- способы приготовления лекарственных препаратов;
- лекарственные сборы и чаи.
После изучения учебной программы факультативного курса учащиеся должны знать:
- основные понятия (“лекарственный сбор”, “лекарственный чай” и др.);
- пищевые и лекарственные ценности сборов;
- природные, культивируемые пищевые лекарственные растения,
уметь:
- готовить простые лекарственные препараты;
- заготавливать и хранить лекарственные растения;
- работать в сотрудничестве.
Формы итоговой работы:
- Сообщения, доклады.
- Творческие работы.
- Презентация творческих работ.
Содержание программы
(всего 16 ч., 1 ч. - в неделю)
Тема 1. Общие сведения. (3 часа)
Народная медицина. Состав лекарственных растений. Ядовитые растения. Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья. Способы приготовления лекарственных препаратов.
Тема 2. Полезные дикорастущие растения. (3 часа)
Общие сведения о полезных дикорастущих растениях. Хвойные деревья: пихта, ель, лиственница, сосна, можжевельник. Лиственные деревья: осина, ива, береза. Травы: хвощ, крапива, щавель, ревень.
Тема 3. Культивируемые пищевые лекарственные растения.
(3 часа)
Кукуруза. Пшеница. Лук. Свекла. Редька. Петрушка. Календула. Подсолнечник. Тыква.
Тема 4. Животные и продукты животного и минерального происхождения. (3 часа)
Губки: бадяга. Насекомые: клоп зеленый, пчела медоносная, рыжий лесной муравей. Животные: барсук обыкновенный, кабарга. Минералы: каменное масло, мумие-брагшун.
Тема 5. Лекарственные сборы и чаи. (2 часа)
Витаминные сборы. Грудные сборы. Успокоительные чаи. Аппетитные сборы.
Тема 6. Фармако-терапевтический указатель. (1 час)
Абсцессы, фурункулы. Возбуждающие аппетит. Вяжущие. Жаропонижающие. Заболевание дыхательных путей. Кровотечения. Простудные заболевания.
Календарно-тематическое планирование
(всего 16 часов, 1ч в неделю)
№ | Тема урока | часы | дата | Формы методы |
Тема 1. Общие сведения. (3 часа) |
||||
1 | Введение. Народная медицина. Состав лекарственных растений. Ядовитые растения. | 1 | Игра-путешествие | |
2 | Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья. | 1 | Рассказ, д/о | |
3 | Способы приготовления лекарственных препаратов | 1 | П/р | |
Тема 2. Полезные дикорастущие растения. (3 часа) |
||||
4 | Общие сведения о полезных дикорастущих растениях. Хвойные деревья: пихта, ель, лиственница, сосна, можжевельник. | 1 | Рассказ, сообщения учащихся | |
5 | Лиственные деревья: осина, ива, береза. | 1 | Беседа | |
6 | Травы: хвощ, крапива, щавель, ревень. | 1 | Беседа | |
Тема 3. Культивируемые пищевые лекарственные растения. (3 часа) |
||||
7 | Кукуруза. Пшеница. | 1 | Рассказ, сообщения учащихся, работа в группах | |
8 | Лук. Свекла. Редька. Петрушка. Тыква. | 1 | Рассказ, сообщения учащихся | |
9 | Календула. Подсолнечник. | 1 | Викторина “Здоровье в саду и на грядке” | |
Тема 4. Животные и продукты животного и минерального происхождения. (3 часа) | ||||
10 | Губки: бадяга. Минералы: каменное масло, мумие-брагшун. | 1 | Рассказ, сообщения учащихся | |
11 | Насекомые: клоп зеленый, пчела медоносная, рыжий лесной муравей. | 1 | полилог | |
12 | Животные: барсук обыкновенный, кабарга. | 1 | беседа | |
Тема 5. Лекарственные сборы и чаи. (2 часа) | ||||
13 | Витаминные сборы. Успокоительные чаи. Аппетитные сборы. Грудные сборы. | 1 | Беседа, п/р, экскурсия в аптеку | |
14 | Приготовление отваров, настоек, чаев | 1 | п/р | |
Тема 6. Фармако-терапевтический указатель. (1 час) |
||||
15 |
Абсцессы, фурункулы. Возбуждающие аппетит. Вяжущие. Жаропонижающие. Заболевание дыхательных путей. Кровотечения. Простудные заболевания. | 1 |
Полилог, беседа с шк. фельдшером |
|
Итоговый урок (1 час) |
||||
16 |
Приглашение к витаминному столу | 1 |
Презентация |
Используемая литература
- Багрова Л.А. Я познаю мир: детская энциклопедия: Растения.- М.: АСТ, 1999.
- Зимин В.М. Библиотечка лекарственных растений: собрание народной и научной медицины. – Санкт-Петербург: Довраль, 1992
- Кощеев А.А. Дикорастущие растения.
- Лившиц И.А. Природы мудрые советы. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992.
- Талызин Ф.Ф. Ядовитые животные суши и моря. – М.: Знание, 1970.
- Телятьев В.В. Полезные растения Центральной Сибири. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995.
- Телятьев В.В. Целебные клады. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991.
- Свиридонов Г.М. Родники здоровья. – М.: Молодая гвардия, 1996.
- Свиридонов Г.М. Лесной огород. - М.: Молодая гвардия, 1986.
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
- Входящая диагностика
- Темы творческих, исследовательских работ.
- Лекарственные сборы.
- Наглядность: рисунки, гербарий, фотографии.
Темы творческих, исследовательских работ.
- Фоторепортаж “Посеял я семечку” (наблюдение за развитием целебного растения).
- Гербарий дикорастущих полезных растений.
- Шиповник – кладезь витаминов.
- Смородина – рекордсмен витамина С.
- Красота и польза полевых цветов.
- Пчелиный яд.
- Радиопередача “Осторожно грипп - Народные средства на страже”.
- Реклама “Осторожно грипп - Народные средства на страже”. “Простудные заболевания. Средства профилактики”.
Лекарственные сборы и чаи (species)
Лекарственные сборы и чаи являются смесями нескольких видов резанного или крупно измельченного растительного материала, иногда с добавлением солей, эфирных масел и других компонентов. При приготовлении сборов и чаев для внутреннего употребления и для полоскания горла сырье измельчают до частиц размером не более 4-6 мм, для ванн и для мягчительных сборов, для припарок – 2 мм. Пыль, образующуюся в процессе измельчения растительного материала, отсеивают сквозь сито с размером отверстий 0,2 мм. Цветки и мелкие цветочные корзинки, а также некоторые семена и ягоды берут цельными.
Сырье, входящее в состав сборов, тщательно и осторожно перемешивают для получения равномерной смеси. Добавляемые в состав сборов и чаев соли вводят в виде насыщенных растворов опрыскиванием из пульверизатора при перемешивании с последующим подсушиванием смеси при температуре не выше 600 С.
Витаминные сборы
- Плодов шиповника и плодов черной смородины по 25 г. 2 чайных ложки смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 1 час. Пить по 1/4 – 1/2 стакана 3-4 раза в день.
- Плодов шиповника и плодов рябины по 25 г. 2 чайных ложки смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 1 час. Пить по 1/4 – 1/2 стакана 3-4 раза в день.
- Плодов шиповника и ягод брусники по 25 г. Столовую ложку смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 10 минут на слабом огне, затем 4 часа в темном, прохладном месте, плотно укупорив. Процедить и пить по полстакана 2-3 раза в день.
- Плодов шиповника, листьев крапивы и корня моркови по 30 г., ягод черной смородины 10 г. 1 чайную ложку смеси заварить стаканом кипятка. Пить как чай.
- Листьев крапивы 30 г. и ягод рябины 70 г. Столовую ложку смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 10 минут на слабом огне, затем 4 часа в темном, прохладном месте, плотно укупорив. Процедить и пить по полстакана 2-3 раза в день.
- Плодов шиповника и ягод брусники по 10 г., листьев крапивы 30 г. Столовую ложку смеси заварить двумя стаканами кипятка, прокипятить 10 минут, затем настоять 4 часа в темном, прохладном месте, плотно укупорив. Процедить и пить по полстакана 2-3 раза в день.
Грудные сборы
- Травы душицы 10 г., листьев мать-и-мачеха и корня алтея по 20 г.. 2 чайных ложки смеси залить стаканом кипятка, настоять 15-20 минут, процедить и пить теплым по полстакана 3-4 раза в день (как отхаркивающие).
- Листьев мать-и-мачеха 40 г., листьев подорожника и корня солодки по 30 г. 1 столовую ложку смеси залить стаканом кипятка, настоять 15 минут, процедить и пить по полстакана через 3 часа.
- Листьев мать-и-мачеха, плодов аниса, корня солодки и корня алтея по 20 г. Столовую ложку смеси залить стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить и пить по полстакана через 3 часа (как отхаркивающие).
- Листьев шалфея, плодов аниса, сосновых почек, корня солодки и корня алтея по 10 г. Столовую ложку смеси залить стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить и пить по ? стакана через 3 часа.
- Листьев шалфея, плодов аниса, и почек сосны по 10 г., корня солодки и корня алтея по 20 г. Столовую ложку смеси залить стаканом кипятка, настоять до охлаждения и пить в течение дня.
Общие правила заготовки лекарственного сырья и изготовления препаратов в домашних условиях.
Химические соединения, называемые действующими веществами, накапливаются в растении неравномерно в течение года, даже суток. В разное время года растения могут содержать разное количество химических компонентов, иногда до полного их отсутствия.
Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами, и подвергать заготовке те части растений, в которых они содержатся. Как правило, в надземных частях растений (листья, цветки, травянистые стебли) биологически активные вещества накапливаются максимально в начал цветения и период полного цветения до начала плодоношения. Корни и корневища содержат наибольшее количество действующих веществ ранней весной, до начала роста, или поздней осенью, после увядания надземных частей; плоды и семена – в период полного созревания (спелости).
ТРАВУ (все надземные части растения) собирают во время цветения в сухую ясную погоду, после того как высохнет роса. Растения обычно подрезают серпом, ножом, ножницами или скашивают косой. Не следует выдергивать растение с корнем из почвы, необходимо срезать на уровне нижних листьев или у основания растения. Цветущие верхушки растений чаще всего обрабатывают вручную или срезают длиной не более 40-50 см. растения с толстыми стеблями, обычно лишенных целебных свойств, подвергают обмолачиванию, и стебли выбрасывают. Собранную траву укладывают рыхло в корзину или кучи, перекладывая сухими веточками.
ПОЧКИ собирают в момент их сильного набухания, перед появлением зеленых листочков, так как распустившиеся почки лекарственной ценности не представляют. Срезают их вместе с кусочками ветвей. При заготовке сосновых почек вместе с ними острым ножом срезают 2-3 мм побегов прошлого года.
ЛИСТЬЯ лучше всего обрабатывать вручную. Сбору подлежат вполне развившиеся листья, зеленые, не поврежденные и не пораженные заболеваниями. Не следует собирать поблекшие, объеденные насекомыми листья.
ЦВЕТКИ следует заготавливать в начале цветения, когда они содержат больше действующие веществ, меньше осыпаются, имеют яркую окраску. Цветки собирают вручную, обрабатывая вместе с цветоножками или ощипывая отдельно венчики, обязательно в сухую погоду.
ПЛОДЫ И СЕМЕНА собирают выборочно, по мере их полного созревания. Если зрелые плоды легко осыпаются, то надземные части растения срезают вместе с плодами до их полно созревания и связывают в снопы. Снопы сушат, подвешивая их в помещении, а затем обмолачивают и отсеивают плоды.
КОРУ собирают только с молодых (обычно с двухлетних) ветвей в период сокодвижения, т.е. в период набухания почек. Для снятия коры делают острым ножом два поперечных полукольцевых надреза на расстоянии 20-30 см друг от друга и соединяют их двуми-тремя продольными надрезами.
Затем полосы коры слегка отслаивают в направлении к нижнему надрезу и, не доведя до него, оставляют на ветке для провяливания, после чего кора легко снимается. Состругивать кору не следует, т.к. при этом на ней остаются ненужные куски древесины. С веток, пораженных лишайниками или имеющих наросты, кору не собирают.
КОРНИ, КОНЕВИЩА И КЛУБНИ, как правило, выкапывают осенью или ранней весной, когда они содержат максимум действующих веществ и набирают большой вес. Корни и корневища выкапывают лопатами на расстоянии 10-15 см от стебля растения, после чего их отряхивают или очищают от почвы, в воде мыть нельзя. Их очищают от земли, снимают ножом верхнюю кожицу и подсушивают, после чего отрезают надземные части, а иногда и тонкие боковые корешки.