Таким образом, из войны природы, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, какой ум в состоянии себе представить, - образование высших животных.
Ч.Дарвин
Тема: Обобщающий урок по теме “Развитие жизни на Земле”
Образовательные задачи:
- Создать условия для обобщения и закрепления знаний учащихся о развитии жизни на Земле.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательную активность учащихся через творчество, умение анализировать, обобщать, делать логические выводы, сравнивать, фантазировать.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать стремление к знаниям, совершенствовать навыки работы в группе, умение осуществлять взаимоконтроль.
Оборудование:
- рисунки учащихся; модели динозавров;
- выставка книг, журналов о динозаврах;
- карточки;
- другой иллюстрационный материал.
Форма урока: Урок-игра.
Ход урока
Урок начинается с формулирования темы и постановки задач урока.
Учитель: Чтобы справиться с поставленными задачами, я предлагаю вам отправиться вместе со мной в путешествие во времени. (Предлагает разделиться на три команды и придумать название своим машинам "времени")
На доске вывешивается игровое поле. Устанавливаются машины "времени" на старте. Проверяется готовность экипажей к путешествию.
Задание для разминки:
Объяснить биологические термины: мамонт, фороракос, трилобит.
Учитель: Итак, команды готовы, машины в исправности, я объявляю старт.
Учащимся предлагается закрыть глазки, и представить, что они садятся в машину и давят на газ. Их машина стремительно мчится по ленте времени. Первая остановка "Архейская" (название остановки вывешивается на доске).
Проводится игра "Кот в мешке" (ребята достают по одному вопросу и отвечают)
Вопросы:
1. Когда началось развитие жизни на Земле?
2. Где началось развитие жизни на Земле?
3. Какие из живых существ самые знаменитые?
За правильный ответ машинки продвигаются на игровом поле.
Путешествие продолжается дальше. Следующая остановка "Протерозойская" (Название остановки вывешивается на доске).
Учитель: На этой остановке вам предлагается узнать обитателей Древнего океана по картинкам (на карточке по три рисунка).
По количеству правильных ответов машинки перемещаются на игровом поле.
Учащиеся опять садятся в свои машины и машины стремительно летят вперёд, оставляя позади миллионы лет.
Следующая остановка "Палеозойская"
Выполнить тест.
1. Пышные леса, образованные гигантскими папоротниками, хвощами, плаунами характеризуют:
а) юрский период;
б) триасовский период;
в) каменноугольный период.
2. Стегоцефал - представитель древних:
а) земноводных;
б) рептилий;
в) рыб;
г) птиц.
3. Динихтис - представитель:
а) древних раков;
б) насекомых;
в) рыб;
г) динозавров.
4. Псилофиты - это древние:
а) папоротники;
б) первые наземные растения;
в) водные растения.
5. Динозавры - это:
а) древние земноводные;
б) древние пресмыкающиеся;
в) древние млекопитающие.
Для проверки экипажи меняются карточками и сверяют с ответами на доске.
По количеству правильных ответов машинки продвигаются на игровом поле.
Машины "времени" мчаться вперёд.
Следующая остановка "Мезозойская"
Игра "Третий лишний"
На карточке даны три названия, два из них, названия динозавров. Зачеркните лишнее слово.
Работают по цепочке, т. е. один член экипажа выполняет одну строчку; другой - вторую и т. д.
- Стегоцефал, брахиозавр, эвоплоцефал.
- Стегозавр, комсогнат, трилобит.
- Диплодок, трицератопс, динихтис.
- Брахиозавр, стегоцефал, диплодок.
- Тиранозавр, эвоплоцефал, птерозавр.
- Фороракос, стегозавр, комсогнат.
Проверяют ответы с ответами на доске. Продвигают машинки.
Выполняется физкультминутка.
Учитель предлагает выполнить ещё одно задание в группе.
Соединить стрелками название динозавра и его перевод:
а) тиранозавр двуотростковый; б) диплодок плечистый ящер; в) комсогнат ящер-разбойник; г) брахиозавр изящная челюсть; д) стегозавр ящер под крышей.
Машины "времени" ещё продвигаются на несколько миллионов лет и приближаются к конечной остановке "Кайнозойская"
Раздаются карточки на которых изображены животные.
Задание:
Подписать животных на карточке и пронумеровать в порядке появления на Земле:
Мамонт, трилобит, брахиозавр, динихтис, стегоцефал.
Учитель: Сколько, ребята, мы с вами сделали остановок?
- А кто знает сколько выделяют эр в истории развития жизни на Земле?
- Названия этих эр даны на доске. Они соответствуют названию наших остановок.
Учитель: Ребята многие из животных, которые мы встречали во время путешествия, уже давно вымерли. А как называется наука, занимающаяся изучением ископаемых организмов?
Палеонтология (слово вывешивается на доске и записывается в словарик).
Подведение итогов (пока подводятся итоги урока учащиеся заполняют листы рефлексии).
Награждение.