Цели:
- Проверить и закрепить усвоение основных понятий по теме “Корень”.
- Продолжить воспитание чувства ответственности за порученное дело.
- Развить умение фантазировать, сочинять произведения, использовать народное творчество, на основе биологических знаний.
- Дать минимум эколого-технических знаний и умений для практического применения в жизни.
К этому уроку готовились долго; посмотрели материал по данной теме, делали опыты к урокам, вели аналитические наблюдения. Искали крылатые фразы, пословицы, поговорки, загадки, стихи, сказки по теме урока. Учащиеся выучили басни Крылова И.А. “Свинья под дубом” и “Листья и корни”, делали рекламные проспекты о растениях, чьи корни используются в пищу или в медицинских целях. Собрали полезные советы – районированные сорта корнеплодных растений, как сохранить урожай.
Приготовили дл себя листья контроля с красивыми рисунками, где обозначили фамилию, имя, класс, № задания.
Тема и № задания | оценка | роспись | Замечание |
Доска украшена оконцем в народном стиле, между шторками магнитная доска на ней черный фон почвы /бумага за ней спрятана нарисованная на твёрдом ватмане большая красивая репа, которая по мере выполнения задания будет расти – “вытаскиваться” из почвы/. На левом крыле доски записаны слова песни для физминутки /мотив “Калинка”/ завешены красивым полотенцем с рисунком домашних животных. На правом крыле доски – слова по теме, которые помогут детям по ходу урока лучше вспомнить и закрепить в памяти материал.
Агроном | Мелиоратор | Механизатор |
Тракторист | Агротехника | Пикировка |
Сухой полив | Корневое давление | Удобрения |
У доски стол, где бюллетени, книги, брошюры, книги-малютки по теме “Корень”, пакеты с семенами и рекомендациями. Над доской портрет Пришвина.
Под столом учителя спрятана большая красивая “репка”, а внутри её спрятаны подарки детям от спонсоров.
На столе учителя – на подносе красивые крупные корнеплоды репы, проращенные семена двудольных /бобы и горох/ и пшеница,
проращенные луковицы, опыт по корневому давлению, красивое комнатное растение и леечка.
Жюри и помощники учителя - учащиеся 8 класс, члены экологического актива школы. (см. <Рисунок 1>)
Ход урока
Введение.
Учитель: Мы закончили изучение темы “Корень”, сегодня у нас необычный урок – сказка. Сказка на новый лад, в которой участвую все присутствующие. Сколько в сказке действующих лиц столько и заданий.
Далее учитель напоминает правила заполнения листа контроля, представляются гости и объявляются цели на урок.
Учитель: Вспахал дед прогретую землю и посеял репку. Вот тут то его и выбрали депутатом в Государственную думу. А вернее, сам дед надумал возродить русское народное хозяйство. Дед уехал в Москву, а выращивать репку поручил мне /бабке/, да и вас просил привлечь к этому делу, авось пригодится, ведь жизнь ваша долго продлится.
Так вот, дед велел спросить:
- Значение корня в жизни растений? /жюри оценивает и ставит баллы/
- А какие виды корневых систем бывают и чем они отличаются?
- Зоны корня, и их характеристика?
Учитель: Молодцы, выполнили задания дедки, оценки поставили в лист контроля; /выдвигая репку на доске/.
Репка, репонька! Родись крепенька, ни мала ни долга до мышиного хвоста.
Учитель: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Некогда мне тут с вами. Парёнки вот репные да морковные деду готовлю, да носки тёпленькие шерстяные вяжу /в руках спицы и носок/, да за ростом репки слежу. А вы пока детки моё задание выполните:
Расскажите-ка друг другу правила полива растений, поставте оценку и распишитесь рядышком с ней. А один ученик, по желанию, рассказывает у доски и показывает, как правильно поливать растение с использованием леечки.
Учитель: Внучка-то в Париж укатила, фирму “О,РЕПАЛЬ” открыла. Просит написать диктант, кто успешно с её заданиями справится, того она к себе в Париж пригласит на учебу и на работу к себе пристроит.
/на магнитофоне записан красивый девичий голос/
Диктант.
- По имеющимся гербарным пособиям определите: какая корневая система у предложенных экземпляров?
- Скажите, ребятки, а что вы едите у моркови?
- Почву необходимо рыхлить, а как этот процесс называют агрономы?
- Корневая система состоит из разных частей, определите какие части у корней традесканции?
- Что можно определить при рассмотрении опыта “Корневое давление”?
- Когда ваши бабушки и мамы высаживают в грунт рассаду капусты, они всегда прищипывают верхушку корня, для чего они это делают?
- При производстве сельскохозяйственной продукции главную роль играет один человек, назовите его профессию?
Помощники оценивают работу и помогают выставлять оценки. Проверка проводится при помощи двух учеников, которые выполняли работу на крыльях доски.
Учитель: Внучке очень понравилась выполненная работа, и она просит выполнить второе её задание.
Сделать рекламу корнеплодным овощам и полезным корневым растениям. /Дети выполняют на альбомном листе небольшие рекламные проспекты и готовят по ним выступления/.
Жюри оценивает работу детей.
Бабка репку подправляет и приговаривает:
наша репка подрастает, мне ребята помогают.
Что-то ноги отекли, чего-то руки онемели, знать зарядки захотели.
Физ.пауза проводится под мотив песни “Калинка”, дети поют песню о репке, и выполняют упражнения совместно с бабкой и гостями.
Учитель: Отдохнули, а теперь за работушку. Жучка, ты где? Тебе же в дозор идти, репу полоть да рыхлить. Ты где? /ищет собачонку/.
Опять лень матушка одолела – ни учиться, ни трудиться, а за стол вперед всех садиться. /звонит сотовый телефон/
Бабка берёт трубку:
- Алло, это ты Жучка? Где ты? В Москве уже. Дедку охраняешь, мафию к нему не подпускаешь. Ладненько. Провести за тебя биотир говоришь и оценить его, за это гостинцы московские пришлёшь, хорошо согласная я !!!
Бабка объясняет условия проведения биотира./кто больше баллов наберет, тот больше репок вырастит/.
Биотир.
- Назовите верхний, рыхлый плодородный слой Земли, на котором растут растения? /почва/
- Самый главный, из методов обработки почвы? /рыхление/
- Самый верхний слой почвы? /перегной/
- Самая распространенная профессия в с/х, которую можно получить в Талицком агролицее? /механизатор/
- При помощи каких частей корневая система всасывает растворенные в воде минеральные соли? /корневые волоски/
- Для какой цели окучивают картофель?/для образования придаточных корней/
- Какая структура почвы лучше всего приспособлена для жизни растений? /мелкокомковатая/
Каждый вопрос оценивается в 4 балла. Общая сумма баллов – 28.
Биотир проверяется вместе, баллы зан6осятся в лист контроля.
Учитель: Наша репка подрастает, а мы сказку продолжаем./бабка высовывает репку /
За дверью раздается шорох, скребок.
- Ребята, кто это? /бабка открывает дверь и охает/
-Ох, Васька, что это с тобой и живот такой большой! Где ты был? Все гуляешь, нам совсем не помогаешь.
Васька: На краю поля мешок большой, красивый с мышами и овощами. Сначала было очень вкусно, а теперь мне очень больно и грустно. Ох помогите, помогите!/бабка подводит кота к стулу, усаживает, проверяет пульс/. Пульса нет, температура, придется ставить укол и пить горькую микстуру. Ребята, что с ним? Что могло произойти?
/Дети правильно отвечают, что кот не мыл овощи, поэтому в его организм попали микробы и яйца глистов, ядохимикаты, удобрения/
Учитель: Что же делать, как поступать, чтобы с вами такой беды не произошло?
/Дети говорят о правилах гигиены, мыть руки и овощи, правильно использовать и хранить ядохимикаты и удобрения, правильно варить хранить овощи/.
Учитель: обращает внимание на таблицу, где показано накопление нитратов в разных овощах.
Васька всех благодарит и уходит, а репка на глазах подрастает. (см. <Рисунок 2>)
/Слышны шорохи, писк, возня в углу класса за гостями/.
Выскакивает мышка-норушка, бегает по классу, хвалит ребятишек за знания и хорошие ответы, говорит, что без неё не обойтись.
Мышка: А теперь выполните мои задания, ваши ответы помогут вытащить репку.
Загадки, вопросы, задания.
1. Кругла, да не луна. Зелена, да не дубрава. С хвостиком, да не мышь?
2. Красный сапог в земле горит?
3. Каким овощем называют плохого человека?
4. У какого овоща, человека и куклы каменное имя?
5. Сидит красная девица, а коса на улице?
6. Какие крылатые фразы по теме “Корень” вы знаете?
- Проще пареной репы.
- Дешевле пареной репы.
- Каков корень, таков и плод.
- Зри в корень.
- Корень учения горек, да плрод его сладок.
7. Какие литературные произведения, вы знаете, где говорится о корнях?
/Девочка или мальчик читает басню И.А.Крылова “Свинья под дубом”/
Далее имеет смысл объяснить эту басню, её понимание детьми.
8. Единственный овощ, который может произрастать в Гренландии.
9. Как вот это все назвать одним словом? /демонстрируется поднос с овощами/.
Звучит музыка, бабка вытаскивает нарисованную репку, а мышка большую тряпичную из под стола. Происходит награждение – подарки от дедки, которые находятся в большой репке.
Учитель:
Вот и сказке конец,
А кто слушал и участвовал в ней – молодец!
Знаний этих не теряйте, в своей жизни применяйте!
Бабка, Васька и мышка кланяются и прощаются с детьми и гостями.