Цель: привлечение внимания учащихся к проблемам экологии на региональном уровне.
Задачи:
- образовательные: овладение теоретическими методами научного познания, прогнозированием, творческим осмыслением темы;
- развивающие: развитие у учащихся мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а так же творческих способностей;
- воспитательные: оказание влияния на формирование гражданской позиции, воспитание сознательного отношения к экологическим проблемам, здоровому образу жизни, умения работать в коллективе для достижения конечного результата, проводить рефлексию.
Курс общей биологии обладает широкими возможностями для внедрения регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс, для развития экологической культуры каждого члена общества. Экологическое образование обеспечивает обобщение теоретических концепций естествознания, обществознания, классической и социальной экологии. Оно призвано формировать бескорыстные и возвышенные мотивы деятельности по отношению к окружающей среде, уверенность в преодолении экологической опасности, убеждения во всесторонней ценности природы для человека и общества. Оно воспитывает человека, ответственного за принимаемые экологические решения. Познание экологических взаимодействий разных уровней, восприятие целостности мира должно идти параллельно с развитием ценностных отношений, основанных на понимании уникальности жизни и универсальной ценности среды обитания: гигиенической, эстетической, социальной, научной, образовательной, культурной, рекреационной, экономической.
Подготовка к зачетному уроку
На первом уроке по теме "Основы экологии", когда учитель ставит цели и задачи изучения данного раздела биологии, он ставит в известность учащихся о том, что итоговый – зачетный урок будет проходить в форме презентации экологического журнала, созданного учащимися самостоятельно. Участие в создание журнала должны принять все ученики и получить оценку. Из числа желающих ребят выбирается "главный редактор" и его заместители, которые и будут координировать деятельность одноклассников по созданию журнала, проводить совещания с учителем.
Совещание №1
(с главным редактором и его заместителем)
Цель: знакомство с основными рубриками журнала, выбор наиболее интересных; определение структуры журнала.
Предлагаются следующие рубрики - страницы:
- Название, эпиграф, эмблема.
- Передовая статья. Она может идти под названием "Экология – предмет. Интересно или нет?" А может быть об экологических проблемах региона, города, об истории развития экологии и т. д.
- Журналистское расследование. Его можно провести по разным проблемам, например Проблема бездомных собак в городе", "Использование отработанных автопокрышек", "Утилизация бытового мусора", "Влияние городского шума на здоровье человека" и др.
- Интервью с интересным человеком. Из числа родителей учащихся есть люди разных профессий, занимающих разные должности: руководители предприятий, работники районной или городской Администрации, ученые, медики и другие, с которыми можно побеседовать о том как на их предприятиях решаются экологические проблемы (Беседа с родителями одноклассников имеют большое воспитательное значение). Можно сходить и в Общество охраны природы, в Общество охотников и рыболовов, в Информационное экологическое агентство и взять интервью у сотрудников этих организаций.
- Фоторепортажи различной тематики, например: "Птицы в городе", "Промышленные пейзажи", Самый красивый двор", "Городские цветы", "Картинки с выставки" и т. д.
- Литературная страница. Предлагается написать сочинения – рассказы на темы: "Экология и бизнес – друзья или враги?", "Экологическое путешествие в будущее (прошлое)", а так же ребята могут на страницах журнала проявить и свой поэтический дар.
- Социологический опрос и его анализ. Для этого необходимо разработать анкету с вопросами на экологическую тему и предложить ответить на нее различным группам: учащимся разных классов, учителям, родителям.
- "С миру по нитке". В этой рубрике необходимо сделать подборку интересных фактов из различных источников.
- Занимательная страничка. Здесь помещаются экологические кроссворды, ребусы, загадки, задачи.
- Страница художника предполагает экологические плакаты и рисунки.
Совещание №2
(со всем классом)
Цель: определение ответственных за рубрики, назначение художника-оформителя.
Совещание №3
(с главным редактором, его заместителем, художником-оформителем и ответственными за рубрики)
Данное совещание проводится не раньше чем через две недели после первого совещания. Так как сбор материалов для журнала уже в основном завершен, то следующий этап – это собственно издание журнала. Поэтому на это совещание уместно пригласить руководителя школьного издательского центра, или редактора школьной стенгазеты, или школьного библиотекаря. Они дадут квалифицированные рекомендации по грамотному оформлению и размещению материала в журнале.
Совещание №4
(со всем классом)
Журнал уже готов. Необходимо дать разъяснения, как его представить на итоговом уроке. Для этого выбираются учащиеся с актерскими способностями и при помощи учителя музыки, или руководителя театральной студии, или самостоятельно готовят 5 – 7 минутное выступление – презентацию. Причем, журнал (или работу по его созданию) нужно представить так, чтобы его захотелось прочитать. А так как в параллели обычно несколько 10 (11) классов, то при презентации будет и соревновательный момент. Поэтому необходимо познакомить ребят с критериями оценки журнала: содержание, научность, эстетика представленных материалов, актуальность поднимаемых проблем и пути их решения.
Презентация
(урок-зачет)
К уроку оформляется актовый зал: выставка экологических плакатов и рисунков, поделок из природного материала, изготовленных учащимися 1 – 9 классов в ходе прошедшей ранее "Декады экологии". На стенде библиотекарем готовится выставка книг и периодических изданий по экологии.
Приглашены гости: администрация школы, ученые, родители, библиотекарь, руководитель издательского центра.
Начинает урок – зачет учитель биологии, приветствуя учеников, гостей, определяя ход урока: "Сегодня урок не совсем обычный. Хотя название урока "Зачет по теме "Основы экологии" звучит вполне обыденно. Но привычным будет лишь то, что каждый ученик получит оценку".
Классы один за другим представляют разножанровые миниспектакли, рекламируя свое детище, после чего журналы помещаются на специальный стенд, чтобы позже все желающие могли с ними познакомиться.
Учитель благодарит ребят за проделанную работу, за то что они оставили частицу своей души на страницах журнала. А наградой будут оценки за сданный зачет по теме. А тем, кто разгадает кроссворды, решит задачи с занимательных страничек, будет дополнительная оценка.
После официальной части в зале работает "свободный микрофон" и все желающие могут высказать свое впечатление от увиденного и услышанного.
Последнее совещание
(с главным редактором и его
заместителем)
Цель: выставление оценок.
С "руководителями" журнала обсуждается вклад каждого ученика в создание журнала и выставляются оценки. Журналы решено передать в школьную библиотеку.