Обобщающий урок по теме: "Птицы"

Разделы: Биология


Цели:

  • систематизировать и прокорректировать знания по теме “Птицы”, проверить уровень сформированности основных понятий темы:
  • воспитывать чувство товарищеской взаимопомощи, доверия; умение организовать себя на выполнение поставленных задач; бережное отношение к природе;
  • формировать умения обсуждать вопросы на уроке, развивать творческие способности, смекалку учащихся: развивать умение работать с дополнительной литературой, способствовать развитию монологической речи.

Оборудование: таблицы “Отряды хищные”, “Водоплавающие птицы”, “Охрана и привлечение птиц”, “Чучело”, звоночек, карточки.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка знаний

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами должны систематизировать, закрепить знания, полученные при изучении раздела “Птицы”, а также узнать многое интересное из жизни птиц.

Вам нужно четко и правильно отвечать на вопросы и задания, проявляя смекалку.

Прежде чем начать урок, я хотела бы проверить ваш эмоциональный настрой. У вас на столах лежат перышки различных цветов, на ваше усмотрение, на ваш взгляд поднимите любое, какое хотите (красное – радостное, желтое – приятное, синее – грустное. Я показываю детям свое перышко (настроение).

Запишите в тетрадях число и тему “Птицы”.

Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем биологические раскопки на холмах, где скрыты различные задания.

Итак, в путь. Холм памяти (колокольчик).

Здесь мы обнаружили таинственную рукопись. Давайте прочтем, что здесь написано (разворачиваю план).

Други мои!

Нижайше просим вас изречь ответы на нижеуказанные вопросы:

А

  1. Каково значение птиц в природе и в жизни человека? Сколько видов птиц обитает в Астраханской области? (220 видов)
  2. Какие особенности внешнего строения отличают птиц от других наземных позвоночных животных?
  3. Учащиеся заканчивают рисунок на доске – строение яйца: почему диск зародышевый всегда располагается сверху?
  4. Объясните, почему у домашних уток грудные мышцы развиты хуже, чем у диких?
  5. Как развито зрение у птиц?
  6. Что такое инстинкт? Приведите примеры.
  7. Птицы распространены даже в районах с низкими температурами, где пресмыкающиеся встречаются очень редко, почему?
  8. Дайте общую характеристику класса птиц.

К СЕМУ РУКУ ПРИЛОЖИЛ ПТИЦА – СЕКРЕТАРЬ!

Б

Молодцы! Вы справились с первым заданием, а вас уже ждет второе. На столах у вас лежат карточки с немыми рисунками. Вам нужно их подписать, но не на карточках, а на листочках.

Для 1 варианта – строение сердца (1 – большие полушария(передний мозг), 2 – мозжечок, 3 – продолговатый мозг, 4 - средний мозг)

Для 2 варианта – строение головного мозга (1 – левое предсердие, 2 – левый желудочек, 3 – правое предсердие, 4 – правый желудочек)

Поменяйтесь с соседом по парте листочками, переверните карточки и проверьте задания, т.е., произведем взаимоконтроль и проставим оценки (во время работы на доске)

  • 0 ошибок – оценка “5”
  • 1 ошибка – оценка “4”
  • 2 ошибки – оценка “3”
  • 3 ошибки – оценка “2” соответственно этому:

Теперь поменяйтесь заново листочками, возьмите свои обратно. Приделать перышки к своим эмблемам:

  • “5” - красное перышко
  • “4” - желтое перышко
  • “3” - синее перышко
  • “2” - белое перышко.

А теперь отправляемся на холм знаний (колокольчик).

Первое задание, которое мы обнаружили, гласит, что вы знаете необычного о птицах.

Пожалуйста .....

А вот следующая находка – биологический диктант (самоконтроль).

Графический диктант – “да”, “нет” (объясняю).

  1. Грудные мышцы птиц развиты очень слабо.
  2. Зародыш птиц не имеет сходства с зародышем пресмыкающихся
  3. Ориентируются птицы во время полетов по Луне.
  4. Череп птиц из: черепной коробки, верхней и нижней челюстей.
  5. Скелет их легкий и прочный.
  6. Птицы поют больше всего весной.
  7. Причиной перелетов птиц является не холод, а отсутствие пищи.
  8. Птицы регулируют численность насекомых и мелких грызунов.
  9. В России первые массовые кольцевания птиц были начаты в 1917 году.
  10. Сова относится к дневным хищным птицам.

Вот и ключ к разгадке тайны биологического диктанта. Приложите их к вашим ответам.

Оцените себя:

Заранее на доске.

  • 0 ошибок – оценка “5”
  • 2 ошибки – оценка “4”
  • 2–4 ошибки – оценка “3”
  • 5 ошибок – оценка “2”.

Переделайте себе перышки (по тому же принципу).

И последний холм, на котором мы найдем новое задание – это холм памяти (колокольчик)

Первое задание – Найди название птицы

Вам нужно вытянуть свои счастливый билет (прохожу по рядам, а они вытягивают одну на парту).

Даны предложения:

а) найти название птицы.
б) определить отряд.
в) среда обитания, приспособленность.
г) роль и значение.

  1. Мой дядя телефон носит всегда при себе (дятел, дятлы).
  2. По утру ткачи принесли готовый ковер (утка, гусеобразные).
  3. В газете был напечатан приговор о бейрутском мафиозии (воробей, воробьиные).
  4. Мы принесли тете ревуна Мишу (тетерев, куриные).
  5. Вова нес ведро фасоли (дрофа, дрофы).
  6. “Переговор она вела решительно” - заметила телефонистка (ворона, воробьиные).
  7. В кармане у студента была шпаргалка (галка, воробьиные).
  8. Профессор ел не торопясь (орел, хищные).
  9. Мальчик нашел на карте в углу – Харьков - свой любимый город (глухарь, куриные).
  10. Мясо Валя положила в холодильник (сова, совы).

А теперь давайте поиграем. Игра называется “Третий лишний”. Выявим лишнего и из какого отряда. Два родственника и один лишний (на доске мелом заранее).

Тетерев, глухарь, орел, беркут (хищные)

Гриф-бородач, рябчик, черный коршун (лесные куриные)

Дрофа, утка, лебедь (дрофы)

Грач, гусь, сорока (гусеобразные)

Синица, воробей, журавль (журавли)

Галка, пингвин, скворец (пингвины)

А вот еще какое интересное задание, которое вы должны выполнить.

“С” (заранее на доске мелом перечислите)

Придумать пять названий птиц, каждое название больше предыдущего на одну букву:

  • сова
  • сокол
  • синица (сорока)
  • скворец (соловей)
  • султанка

Следующее задание не менее интересное.

Даны пословицы в неправильном порядке, а вы должны их собрать. Оно называется “Знаете ли вы пословицы?”

Кулик не велик, а (зима на дворе)

а все-таки птица

Грач на горе (зимушку на хвосте тащит)

весна на дворе

Прилетел кулик из заморья (все-таки птица)

вывел весну из затворья.

Гусь летит (свое болото хвалит)

зимушку на хвосте тащит

Всяк кулик (вывел весну из затворья)

(свое болото хвалит)

Синица в избе (весна на дворе)

зима на дворе

Обобщение:

Сегодня мы с вами закрепили, проверили знания о птицах. Узнали много нового и интересного из жизни птиц, об охране птиц. Вы хорошо поработали с дополнительной литературой.

Сегодня хорошо справились с заданиями и были активными на уроке ....

По наличию перышек, а именно (сколько красных)

  • “5” получают ....

(Сколько желтых перышек)

  • “4” получают ....

(Сколько синих перышек)

  • “3” получают ....

Эмоциональный настрой (сама показываю красное перышко)

Д/з.

  1. Составить кроссворд по теме “Птицы”
  2. Поискать загадки, пословицы, поговорки о них.
  3. Написать стихотворения собственного сочинения.

Спасибо вам! Вы очень хорошо и активно работали на уроке, я думаю, что и в дальнейшем вы будете любить биологию, а значит хорошо относиться к природе.

До свидания!