Цели:
- систематизировать и прокорректировать знания по теме “Птицы”, проверить уровень сформированности основных понятий темы:
- воспитывать чувство товарищеской взаимопомощи, доверия; умение организовать себя на выполнение поставленных задач; бережное отношение к природе;
- формировать умения обсуждать вопросы на уроке, развивать творческие способности, смекалку учащихся: развивать умение работать с дополнительной литературой, способствовать развитию монологической речи.
Оборудование: таблицы “Отряды хищные”, “Водоплавающие птицы”, “Охрана и привлечение птиц”, “Чучело”, звоночек, карточки.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Проверка знаний
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами должны систематизировать, закрепить знания, полученные при изучении раздела “Птицы”, а также узнать многое интересное из жизни птиц.
Вам нужно четко и правильно отвечать на вопросы и задания, проявляя смекалку.
Прежде чем начать урок, я хотела бы проверить ваш эмоциональный настрой. У вас на столах лежат перышки различных цветов, на ваше усмотрение, на ваш взгляд поднимите любое, какое хотите (красное – радостное, желтое – приятное, синее – грустное. Я показываю детям свое перышко (настроение).
Запишите в тетрадях число и тему “Птицы”.
Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем биологические раскопки на холмах, где скрыты различные задания.
Итак, в путь. Холм памяти (колокольчик).
Здесь мы обнаружили таинственную рукопись. Давайте прочтем, что здесь написано (разворачиваю план).
Други мои!
Нижайше просим вас изречь ответы на нижеуказанные вопросы:
А
- Каково значение птиц в природе и в жизни человека? Сколько видов птиц обитает в Астраханской области? (220 видов)
- Какие особенности внешнего строения отличают птиц от других наземных позвоночных животных?
- Учащиеся заканчивают рисунок на доске – строение яйца: почему диск зародышевый всегда располагается сверху?
- Объясните, почему у домашних уток грудные мышцы развиты хуже, чем у диких?
- Как развито зрение у птиц?
- Что такое инстинкт? Приведите примеры.
- Птицы распространены даже в районах с низкими температурами, где пресмыкающиеся встречаются очень редко, почему?
- Дайте общую характеристику класса птиц.
К СЕМУ РУКУ ПРИЛОЖИЛ ПТИЦА – СЕКРЕТАРЬ!
Б
Молодцы! Вы справились с первым заданием, а вас уже ждет второе. На столах у вас лежат карточки с немыми рисунками. Вам нужно их подписать, но не на карточках, а на листочках.
Для 1 варианта – строение сердца (1 – большие полушария(передний мозг), 2 – мозжечок, 3 – продолговатый мозг, 4 - средний мозг)
Для 2 варианта – строение головного мозга (1 – левое предсердие, 2 – левый желудочек, 3 – правое предсердие, 4 – правый желудочек)
Поменяйтесь с соседом по парте листочками, переверните карточки и проверьте задания, т.е., произведем взаимоконтроль и проставим оценки (во время работы на доске)
- 0 ошибок – оценка “5”
- 1 ошибка – оценка “4”
- 2 ошибки – оценка “3”
- 3 ошибки – оценка “2” соответственно этому:
Теперь поменяйтесь заново листочками, возьмите свои обратно. Приделать перышки к своим эмблемам:
- “5” - красное перышко
- “4” - желтое перышко
- “3” - синее перышко
- “2” - белое перышко.
А теперь отправляемся на холм знаний (колокольчик).
Первое задание, которое мы обнаружили, гласит, что вы знаете необычного о птицах.
Пожалуйста .....
А вот следующая находка – биологический диктант (самоконтроль).
Графический диктант – “да”, “нет” (объясняю).
- Грудные мышцы птиц развиты очень слабо.
- Зародыш птиц не имеет сходства с зародышем пресмыкающихся
- Ориентируются птицы во время полетов по Луне.
- Череп птиц из: черепной коробки, верхней и нижней челюстей.
- Скелет их легкий и прочный.
- Птицы поют больше всего весной.
- Причиной перелетов птиц является не холод, а отсутствие пищи.
- Птицы регулируют численность насекомых и мелких грызунов.
- В России первые массовые кольцевания птиц были начаты в 1917 году.
- Сова относится к дневным хищным птицам.
Вот и ключ к разгадке тайны биологического диктанта. Приложите их к вашим ответам.
Оцените себя:
Заранее на доске.
- 0 ошибок – оценка “5”
- 2 ошибки – оценка “4”
- 2–4 ошибки – оценка “3”
- 5 ошибок – оценка “2”.
Переделайте себе перышки (по тому же принципу).
И последний холм, на котором мы найдем новое задание – это холм памяти (колокольчик)
Первое задание – Найди название птицы
Вам нужно вытянуть свои счастливый билет (прохожу по рядам, а они вытягивают одну на парту).
Даны предложения:
а) найти название птицы.
б) определить отряд.
в) среда обитания, приспособленность.
г) роль и значение.
- Мой дядя телефон носит всегда при себе (дятел, дятлы).
- По утру ткачи принесли готовый ковер (утка, гусеобразные).
- В газете был напечатан приговор о бейрутском мафиозии (воробей, воробьиные).
- Мы принесли тете ревуна Мишу (тетерев, куриные).
- Вова нес ведро фасоли (дрофа, дрофы).
- “Переговор она вела решительно” - заметила телефонистка (ворона, воробьиные).
- В кармане у студента была шпаргалка (галка, воробьиные).
- Профессор ел не торопясь (орел, хищные).
- Мальчик нашел на карте в углу – Харьков - свой любимый город (глухарь, куриные).
- Мясо Валя положила в холодильник (сова, совы).
А теперь давайте поиграем. Игра называется “Третий лишний”. Выявим лишнего и из какого отряда. Два родственника и один лишний (на доске мелом заранее).
Тетерев, глухарь, орел, беркут (хищные)
Гриф-бородач, рябчик, черный коршун (лесные куриные)
Дрофа, утка, лебедь (дрофы)
Грач, гусь, сорока (гусеобразные)
Синица, воробей, журавль (журавли)
Галка, пингвин, скворец (пингвины)
А вот еще какое интересное задание, которое вы должны выполнить.
“С” (заранее на доске мелом перечислите)
Придумать пять названий птиц, каждое название больше предыдущего на одну букву:
- сова
- сокол
- синица (сорока)
- скворец (соловей)
- султанка
Следующее задание не менее интересное.
Даны пословицы в неправильном порядке, а вы должны их собрать. Оно называется “Знаете ли вы пословицы?”
Кулик не велик, а | (зима на дворе) а все-таки птица |
Грач на горе | (зимушку на хвосте тащит) весна на дворе |
Прилетел кулик из заморья | (все-таки птица) вывел весну из затворья. |
Гусь летит | (свое болото хвалит) зимушку на хвосте тащит |
Всяк кулик | (вывел весну из затворья) (свое болото хвалит) |
Синица в избе | (весна на дворе) зима на дворе |
Обобщение:
Сегодня мы с вами закрепили, проверили знания о птицах. Узнали много нового и интересного из жизни птиц, об охране птиц. Вы хорошо поработали с дополнительной литературой.
Сегодня хорошо справились с заданиями и были активными на уроке ....
По наличию перышек, а именно (сколько красных)
- “5” получают ....
(Сколько желтых перышек)
- “4” получают ....
(Сколько синих перышек)
- “3” получают ....
Эмоциональный настрой (сама показываю красное перышко)
Д/з.
- Составить кроссворд по теме “Птицы”
- Поискать загадки, пословицы, поговорки о них.
- Написать стихотворения собственного сочинения.
Спасибо вам! Вы очень хорошо и активно работали на уроке, я думаю, что и в дальнейшем вы будете любить биологию, а значит хорошо относиться к природе.
До свидания!