Русский язык
-
Эссе на тему «Мои методические находки. Путевые заметки молодого учителя» 2020
Первую «методическую находку» я «выдумала», будучи еще студенткой. Принесла в класс две красивые картонные коробки в форме карандаша с глазками, носиком, ушками и треугольной шляпкой-крышкой (эти коробки достались мне после поедания сладких новогодних подарков). Они отдаленно напоминали человека, возможно, героя из книги А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дети очень удивились происходящему. Я поставила эти коробки на самое видное место около доски, раздала каждому по листку бумаги и попросила написать те слова, которые ребята ежедневно используют в своей речи.
-
Эстетические и нравственные возможности художественного текста в развитии культуры речи обучающихся на уроках русского языка по теме "Лексика". 10-й класс 2014
Овладеть знаниями о языке как системе, её устройстве, развитии и функционировании поможет художественный текст. Кроме того, художественный текст имеет большие эстетические и нравственные возможности, несёт в себе воспитательный заряд, способный пробудить мысль, подействовать на чувства обучающихся. Из него можно извлечь максимум информации о строении языковых единиц, их значениях, связях, сфере употребления, выразительных возможностях.
-
Эта сложная часть С 2011
Материал статьи предназначен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ. Автор в доступной форме дает ценные методические и практические советы для написания сочинения-рассуждения части С и приводит конкретные примеры сочинений-рассуждений.
-
Этапы работы по подготовке к сочинению-рассуждению 2012
Урок-презентация знакомит учащихся с этапами подготовки к сочинению и ЕГЭ по части С.
-
Этимологический анализ на уроках русского языка в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся (3-й класс) 2008
Применение этимологического анализа как методический прием направляет способность младших школьников к этимологизации (т.е. к естественной языковой способности школьника, подсознательно опираясь на которую, он усваивает значение новых для него слов) в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок.
-
Этимологический анализ слов в русском языке 2019
Готовя детей к олимпиаде по русскому языку, необходимо опираться на языковое чутье и смекалку школьника. Подготовка детей к олимпиаде предполагает серьезную, планомерную работу по совершенствованию всех видов компетенции в области языка: лингвистической, культурологической, коммуникативной. Особое внимание следует обратить на этимологию.
-
Этимологический словарик словарных слов для 9-го класса 2009
В статье представлен примерный этимологический словарь.
-
"Этимологический словарик" слов с непроверяемым написанием 2010
Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Такая методика не обеспечивает быстрого и прочного их запоминания. Одним из средств, повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ.
-
Этимология на службе орфографии 2016
Проблема, заключённая в основополагающий вопрос: Как знание истории языка помогает грамотно писать?
-
Этимология на службе орфографии (факультативный курс). 9-й класс 2006
Неистребимы в человеке желание проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатлённую в нём. Этимологическая справка при обучении родному языку помогает удовлетворить эту языковую потребность детей. При этом ярче и точнее раскрывается глубинный смысл, стёршийся и потухший за многие столетия жизни слова в языке.
-
Этимология фразеологизмов на уроках русского языка в 5–9-х классах 2005
Фразеология- это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты. Фразеологические обороты делают нашу речь образной, яркой, выразительной. Цель данной работы-осветить этимологию некоторых фразеологизмов в целях активизации их на уроках русского языка. Фразеологические обороты - это благодатный материал для закрепления разделов грамматики, обогащения словарного запаса, развития речи учащихся. Знание этимологии повышает познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и расширяет их кругозор.
-
Это непростое сложное предложение (трудные случаи пунктуации в сложных союзных предложениях) 2007
"Это непростое сложное предложение" – один из уроков по подготовке учащихся к ЕГЭ, на котором закрепляются знания по орфоэпии, лексике, пунктуации. Кроме того, это интегрированный урок: дидактический материал взят из романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита", который изучается на уроках литературы. Притча "Все в твоих руках", рассказанная в начале урока, должна помочь учащимся психологически подготовиться к уроку.
-
Это сказочное слово – глагол. 5-й класс 2011
Тема урока связана с предыдущими темами курса литературы – изучением литературных сказок и ранее с изучением народных сказок. Урок опирается на знание особенностей жанра сказки, при изучении русского языка – на знание значения глагола. Материал урока расширяет знания учащихся о группах глаголов по значению, об особенностях повествования как типа речи, раскрывает некоторые особенности жанра сказки, вдохновляя учащихся на самостоятельное творчество.
-
"Этот приглуповатый Хлестаков". Интегрированный урок (русский язык + литература) 2009
Интегрированный урок разработан для учащихся 8-х классов, изучивших тему "Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по русскому языку, и урок обучения чтению пьесы по ролям, и урок обучения составлению характеристики литературного героя.
-
"Этот удивительный мир фразеологизмов". Открытый урок русского языка в 6-м классе 2010
Задачами данного урока являются повторение, закрепление, обобщение материала по теме «Фразеология». А также обогащение словарного запаса учащихся, развитие дифференцированных навыков и развитие интереса к творчеству. Шестиклассники недавно изучили тему «Фразеологизмы» и этот урок рассматривается как обобщение изученного материала.
-
Эффективность использования информационных технологий в процессе преподавания филологических дисциплин 2008
В статье рассматриваются вопросы эффективности использования на уроках русского языка информационных технологий. Самым доступным на сегодня остается создание презентаций средствами Microsoft Power Point. Дидактические материалы такого формата применимы на всех этапах любого типа урока. Варианты применения Power Point также можно найти на страницах данной статьи.
-
Эффективность использования опорных ассоциативных образов-символов в изучении правил орфографии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 2012
У детей с отклонениями в развитии страдают все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая. Наиболее нарушена у учащихся семантика речи, т.е. понимание значения тех слов, которые используют окружающие. Чувственно-образное представление учебной информации по изучению правил орфографии лежит в основе моей работы на уроках русского языка. Этой цели могут служить иллюстрации к учебным правилам, понятиям и определениям - своеобразные опорные ассоциативные образы - символы.
-
Эффективность применения комплексного подхода в рамках задачи по формированию и развитию языковой компетенции учащихся 2018
В статье рассмотрены основные аспекты комплексного подхода. Можно сделать вывод, что именно использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся, развивает кругозор, повышает интерес к предмету. В процессе работы с художественным текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.
-
Эффективность формирования орфографических навыков как развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся в самостоятельной работе 2012
Представлена аудиторная урочная форма, где в совокупности взаимосвязанных, взаимообусловленных, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ, учащиеся достигают поставленной преподавателем цели: повторение и систематизация информационных возможностей орфографии в письменном общении между людьми.
-
Эффективные виды работ над ошибками в словарных словах 2020
В статье предлагаются упражнения на отработку навыков по теме урока, тщательное выполнение которых может способствовать расширению словарного запаса учащихся, усвоению грамматических форм слов и закреплению навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Прилагается памятка «Работа над ошибками».
-
Эффективные методы и приёмы обучения как средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка 2018
В данной статье представлен материал, раскрывающий эффективные методы и приёмы обучения как средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка. В работе раскрыты основные принципы преподавания, средства обучения, технология работы по активизации познавательной деятельности обучающихся.
-
Эффективные методы работы в подготовке к ЕГЭ по русскому языку 2010
Занятие направлено на восстановление в памяти учащихся основных правил правописания приставок.
-
Эффективные методы работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 10–11-х классах 2024
Русский язык – это обязательный предмет для сдачи на Едином государственном экзамене. Результаты ЕГЭ являются одним из главных показателей поступления учащихся в высшие учебные заведения, а значит, выбора профессии на всю жизнь. По мнению большинства учителей, проблема этого экзамена в том, что он слишком специфичен и не совсем соответствует школьной программе, т.е. изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это не одно и то же! При подготовке к ЕГЭ используется простая методика, в основе которой алгоритмы рассуждения.
-
Эффективные приемы запоминания правописания словарных слов в начальной школе 2020
"Грамотно писать должен каждый образованный и уважающий себя человек, - часто можно услышать от учителей. От чего зависит грамотность? К сожалению, не только от знания правил. В русском языке существует множество слов, которые не подчиняются никаким правилам. Их нужно просто запомнить! Это словарные слова, то есть слова, к которым мы не можем подобрать проверочное слово и правописание которых нужно проверять по словарю или запомнить. От учеников начальной школы требуется запомнить большое количество словарных слов. Проблема заучивания слов с непроверяемым написанием существует в каждом классе. «Кто придумал эти словарные слова? И откуда они взялись?» - ворчат ребята, готовясь к очередному зачету. Как сделать эту работу менее скучной и монотонной? Попробуем разобраться и ответить на поставленные вопросы.
-
Эффективные приемы и методы работы, способствующие повышению грамотности учащихся (из опыта работы) 2006
Первое правило успешной работы по повышению грамотности – это отработанный алгоритм объяснения и закрепления темы. Второе правило – диагностика успешности обучения. Я провожу опросы при помощи системы карточек. Группа карточек охватывает вопросы по целой теме и включает задания, тесты. Ученик должен подготовить ответы на уровне, выбранном им. Работа с карточками требует системности. Для наглядности я представляю урок русского языка в 7-м классе.
-
Эффективные пути подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку 2024
В статье рассмотрены современные методы и стратегии подготовки, учащихся к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Проведен анализ традиционных и инновационных подходов, включая использование онлайн-ресурсов, методических пособий, репетиторства и групповых занятий. Подробно освещены преимущества и недостатки каждого метода, а также предложены рекомендации по их эффективному применению. Статья адресована преподавателям, репетиторам и учащимся, стремящимся к успешной сдаче экзамена.
-
Эффективные способы повышения грамотности учащихся 2020
Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение ее определяет, в частности, уровень орфографической подготовки школьников. Однако не секрет, что снижение уровня речевой культуры нашего общества негативно сказывается на качестве письма учащихся. Поэтому повышение орфографической грамотности – одна из главных задач, стоящих перед учителями-словесниками. Что делать, если время идёт, а ребёнок продолжает ошибаться в хорошо знакомых словах, хотя правила давно выучены наизусть, написаны десятки диктантов и сделаны все упражнения из школьного учебника?
-
Эффективные формы и методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2020
Системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Для эффективной подготовки к ЕГЭ нужна постоянная тренировка. Автор делится опытом работы по подготовке учащихися к ЕГЭ с использованием дистанционных технологий.
-
Эффективные формы, методы и приёмы работы с учащимися при подготовке к итоговому сочинению в 11-м классе (из опыта работы) 2022
Метапредметное итоговое сочинение носит литературоцентричный характер, следовательно, в рамках выбранной темы выпускникам необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору. Это непростая задача, так как современные школьники мало читают. Следует отметить, что развитие читательской компетентности – умения использовать тексты разных стилей для работы над сочинением – это первоочередная задача.
-
Ю.Гагарин – герой и "любимец века". Урок подготовки к сочинению-рассуждению 2009
Урок подготовки к сочинению разработан с учетом требований новой формы письменного экзамена по русскому языку в 9-м классе. Урок направлен на формирование коммуникативных умений, носит интегрированный характер: используются материалы об истории освоения космоса, о выдающихся личностях эпохи, разные источники информации. По итогам урока учащиеся пишут сочинение, выполняют тест.