Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит.
Л.Н.Толстой
В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение вернулось в список обязательных экзаменов, став серьезным испытанием для выпускников 11 классов. В последние годы многие учителя сосредоточили свои усилия на планомерной подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, мало времени уделяя традиционному школьному сочинению. Писатель Александр Проханов считает: «ЕГЭ воспитывает не думающего человека. Сочинение воспитывает человека духовно богатого».
На уроках русского языка и литературы начиная с младших классов ведется работа по обучению написанию сочинений разных жанров. Практика показывает, что при этом даже старшеклассники сталкиваются с определенными трудностями:
- неточное понимание темы;
- расширение или сужение темы;
- неумение определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы;
- неумение подчинить композицию сочинения последовательному раскрытию содержания;
- ошибки в выборе литературного материала, необходимого для раскрытия темы. Сегодня одна из важнейших задач учителя - качественная подготовка школьников к успешному написанию итогового сочинения.
Метапредметное итоговое сочинение носит литературоцентричный характер, следовательно, в рамках выбранной темы выпускникам необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору. Это непростая задача, так как современные школьники мало читают. Следует отметить, что развитие читательской компетентности - умения использовать тексты разных стилей для работы над сочинением - это первоочередная задача.
Для успешного написания сочинения необходимо развивать следующие умения:
- рассуждать на предложенную тему, выбирать путь ее раскрытия;
- использовать литературный материал для построения письменного высказывания и для аргументации своей позиции;
- моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы;
- точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции;
- оценивать и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
Мною определены приоритетные направления работы, виды и формы заданий, используемые на практике. Приведу некоторые примеры из направлений прошлых лет.
Выбор темы и определение ее границ - это самый первый шаг на пути к созданию самостоятельного письменного высказывания.
Вопросы, которые волнуют выпускников: тема, вступление, аргументация, заключение.
Этап №1
Вопрос 1: Как выбрать тему сочинения?
Ребята, представьте, что, выйдя из дома, вы вдруг понимаете, что забыли ключи, а без них вы не можете попасть в дом. Так и ключевые слова помогают нам проникнуть в смысл текста, в данном случае, в смысл темы, предложенной для сочинения.
Давайте попробуем найти ключевые слова в предложенной теме и составить «магнитное поле» данных слов.
Приём «Слово - магнит»
Прочитайте внимательно тему сочинения и найдите ключевые слова. (Тема: «...Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой» (В.Г.Белинский) (Ключевые слова: разум и чувства - две силы, нуждающиеся друг в друге)
Как вы это понимаете? Давайте попробуем оформить ваши предположения в виде «магнитного поля», то есть запишем слова, которые притягиваются к понятиям РАЗУМ и ЧУВСТВА:
Мы выяснили, чем отличаются слова РАЗУМ и ЧУВСТВА. А что их объединяет, ведь в теме говорится о том, что эти две силы нуждаются друг в друге? (Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства в этом помогают)
Практикум
Коллективная работа класса
Попробует составить «магнитное поле» слов по теме «Конфликт разума и чувства» на примере одного произведения
Использую приём «облако мыслей»
1. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки предложенного направления итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно.
После того как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.
2. Работа над темами сочинений данного направления.
Ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» - всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.
Для моделирования оригинального сочинения, лишенного шаблонности, речевых штампов, необходимо иметь представление о видах вступления и заключения. Именно поэтому учащимся дается теоретическая информация, проиллюстрированная примерами из творческих работ, а затем предлагается написать разные вступления по какой-то определенной теме
Этап №2
Работа над вступлением.
II. Практическая работа в группах
1) Приём «Проба пера»
Ребята, перед вами тема сочинения, которая дана в форме высказывания немецкого мыслителя XX века
Тема: "Разум - счастливый дар человека и его проклятие" (Эрих Фромм)
Пишем вместе вступление. Работаем по группам.
- Группа 1 начнёт сочинение с записи высказывания Эрика Фромма и даст своё толкование этому афоризму.
- Группа 2 начнёт сочинение с вопросов, которые можно задать, чтобы ответить на высказывание Эрика Фромма.
- Группа 3 начнёт сочинение, вступив в диалог с воображаемым собеседником, или пригласит его к разговору.
- Группа 4 начнёт сочинение с обоснования причин обращения к этой теме, её актуальности
Выпускникам может быть предложено и такое задание.
Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения.
Тема _________________________
Чувства - неотъемлемая часть человеческого существа. Мы радуемся, когда добиваемся успеха, печалимся, когда к нам приходит беда, стыдимся своих слабостей, гордимся своими победами, страдаем от неразделённой любви… Иногда человек настолько погружается в мир переживаний, что просто перестаёт слышать голос разума и здравого смысла. Такие ситуации всегда были интересны писателям. В литературных произведениях разных веков рассказываются трагические истории о людях, одержимых своими страстями.
Домашнее задание. Продолжите работу над сочинением, используя прием «Цветные поля".Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:
- красный - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёный - «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий - «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
- чёрный - «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я ещё учусь»
Этап №3. Отбор литературного материала
Приём "Облака мыслей"
Задание 1: Запишите первые пришедшие в голову признаки предложенного направления итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно.
Задание 2:
- Ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение «человек чести»? Какого человека можно так назвать?
- Запишите рядом имена литературных героев, о которых можно сказать «человек чести» (укажите произведение).
Задание 3: Вспомните фразеологизмы и пословицы, в которых употребляется слово «честь».
Обдумайте темы сочинений:
- Выберите одну из них для написания сочинения
- Сформулируйте главную мысль, заключенную в этой теме, то есть сформулируйте тезис.
- Подберите аргументы к одной из тем, по которой будете писать сочинение.
Оформите свой материал в таблицу.
Выбранная тема |
Основная мысль |
Планируемые аргументы |
|
|
|
|
|
|
Этап №4. Как закончить сочинение?
Предлагаю выпускникам несколько правил завершения итогового сочинения.
- Во-первых, чтобы знать, что писать в заключительной части, перечитайте своё сочинение.
- Во-вторых, помните, что заключение должно быть логически связано со вступлением и основной частью, поэтому обратите внимание на тезис, проверьте, связана ли с ним основная часть, и обобщите сказанное в нескольких предложениях.
- В-третьих, хорошее, осмысленное заключение не должно быть большим (не более 5-6 предложений, оптимально - 3-4 предложения. Не забывайте о соотнесённости частей сочинения!)
- В-четвёртых, не нужно в заключении повторять высказанные ранее мысли.
Выпускникам предлагаю следующее задание:
Вариант заключения |
Тема |
Пример |
1. Афоризм, пословица, «умные мысли» известных людей |
Разум или чувство: кто кого? |
|
2. Иллюстрация, облегчающая понимание высказанного (-ых) положения (-ий) |
Стихия чувств и холод разума... |
|
3. Призыв
Совет: при такой концовке используйте слова «давайте»,
|
Что правит миром - разум или чувство? Совет: если тема-вопрос, можно повторить данный вопрос, а оттолкнувшись от него, призвать ... |
|
4. Зарисовка |
Чувства сильнее разума... |
|
5. Выражение надежды Совет: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. |
Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?
|
|
Давайте попробуем написать заключение, заполнив третий столбик таблицы.
Одним из видов работы, предлагаемых мною выпускникам, является практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения.
Проверка домашнего задания. Редактирование домашних сочинений
Ребята, на предыдущем занятии работали в группах над написанием вступления к сочинению. Дома вы завершили работу. Наша задача - проверить, что же получилось, а что не удалось сделать дома. Я предлагаю вашему вниманию четыре сочинения (от каждой группы), которые мы проанализируем по плану:
- Объём итогового сочинения (требование 1)
- «Самостоятельность написания итогового сочинения» (требование 2)
- Соответствие теме сочинения (критерий 1)
- Удачный (неудачный) выбор аргументов (критерий 2)
- Соблюдение соотнесённости частей сочинения (критерий 3: композиция и логика рассуждения)
- Качество письменной речи (критерий 4)
- Грамотность (критерий 5)
Общая тема для данных ниже сочинений: "Разум - счастливый дар человека и его проклятие" (Эрих Фромм)
Ученики оценивают качества вступления, основной части и заключения написанных дома сочинений
Оценка качества вступления к сочинению: 1. Поставлены ли во вступлении проблемы, которые будут раскрываться в главной части? 2. Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения? 3. Определен ли круг произведений, которые будут анализироваться в главной части? (Это возможно сделать и в начале главной части сочинения.) |
Оценка качества главной части сочинения: 1. Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении? 2. Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль? 3. Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли? 4. Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли? 5. Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой? 6. Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод? 7. Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению? 8. Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.? |
Оценка качества заключения: 1. Есть ли в заключении связь со вступлением? 2. Содержит ли заключение краткий и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения? |
Вместе с учащимся можно составить алгоритм работы над сочинением:
- Определить тему сочинения.
- Выделить ключевые слова темы.
- Сформулировать тему в виде вопросов.
- Ответить на эти вопросы - одним-двумя предложениями и записать их в черновике.
- Попробовать доказать правоту своего рассуждения.
- Вспомнить литературные произведения, которые раскрывают данную тему.
- Выстроить логическую последовательность своего суждения.
- Составить план сочинения.
- Вернуться к началу своих рассуждений, сравнить исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам.
- Сделать выводы, записать их
- Написать черновик.
- Отредактировать работу.
- Написать сочинение.
Подобные алгоритмы можно сформулировать совместно с детьми для работы над другими темами сочинений. Участие в составлении алгоритма поможет обучающимся лучше усвоить особенности различных сочинений.
Все написанные выпускниками работы тщательно проверяются, сопровождаются рецензией учителя, каждый ученик должен иметь индивидуальный план работы над допускным сочинением.
Именно рецензия, написанная учителем, является важнейшим средством формирования у учащихся навыков создания письменных текстов. Она дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении: учитель рецензирует каждое сочинение выпускника, учитывая психологические особенности ребенка, дает необходимые советы и рекомендации, ведет диалог с учеником, отмечая положительные стороны работы и наметившийся прогресс в знаниях и умениях учащегося. Задача учителя - не просто обосновать поставленную за сочинение оценку, а дать конструктивный анализ работы, выполненной учеником: оценить ее достоинства и недостатки, высказать рекомендации к совершенствованию.
Итоговое сочинение в 11 классе - нововведение, продиктованное временем. Умение самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание (в том числе и сочинение) поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.