"Грамотно писать должен каждый образованный и уважающий себя человек, - часто можно услышать от учителей. От чего зависит грамотность? К сожалению, не только от знания правил. В русском языке существует множество слов, которые не подчиняются никаким правилам. Их нужно просто запомнить! Это словарные слова, то есть слова, к которым мы не можем подобрать проверочное слово и правописание которых нужно проверять по словарю или запомнить. От учеников начальной школы требуется запомнить большое количество словарных слов. Проблема заучивания слов с непроверяемым написанием существует в каждом классе. «Кто придумал эти словарные слова? И откуда они взялись?» - ворчат ребята, готовясь к очередному зачету. Как сделать эту работу менее скучной и монотонной? Попробуем разобраться и ответить на поставленные вопросы.
На сегодняшний момент считаются действенными следующие способы запоминания правописания словарных слов:
- этимологический
- "усиление" запоминаемой буквы
- выстраивание сюжета (группировка по написанию гласных букв или сочетаний букв)
- ассоциативный графический
- ассоциативный звуковой (фонетический)
Давно доказанный факт, что этимология - помощник в проверке словарных слов.
Этимологический анализ слова помогает не только лучше усвоить значение слова, но и запомнить его правописание. Информацию о происхождении слова ученик начальных классов без труда сможет отыскать в этимологическом словаре.
Проведя этимологический анализ некоторых словарных слов, выяснив их происхождение, узнав об источнике и времени появления слова, его способе образования, можно убедиться в том, что в некоторых случаях словарные слова можно проверить, зная их этимологию.
Прием "усиление" заключается в следующем. Те слова, которые наиболее трудны для запоминания, необходимо распечатать крупным шрифтом и в них ярко выделить запоминаемую букву. Карточки со словами расположить на видном месте. Чёткое многократное проговаривание слова с усиленным выделением запоминаемой буквы также является эффективным приемом запоминания словарного слова.
В справочной литературе можно встретить приём "уярчение", когда запоминаемая буква усиливается путем составления ребусов, кроссвордов.
Прием "выстраивание сюжета" основан на придумывании сюжета, "завязывая" в него несколько словарных слов. Перед составлением сюжетных картинок нужно сгруппировать словарные слова по написанию гласных букв или сочетаний букв. Например, а – автобус, трамвай, завод, работа, народ, газета, магазин; о – город, Москва, столица, Россия; е – февраль, север, ветер, везде, береза, иней.
По содержанию картинки можно составить предложения, объединить их в небольшие рассказы. Например, на сюжетной картинке изображены предметы, написание которых начинаются с кар -: картина, карман, карета, карандаш, картон, караван, карнавал. Используя творческое мышление можно составить следующий рассказ: Ворона Каркуша достала из кармана карандаш и на картоне нарисовала картину. Караван карет направлялся на карнавал.
Многолетний опыт работы позволяет утверждать, что прочному запоминанию словарных слов способствуют слова-ассоциации. Придумывая ассоциативный образ, надо помнить о том, что он должен иметь с запоминаемым словарным словом какой-либо общий признак. Звуковые и графические ассоциации основаны на воображении и фантазии. Все согласятся, что детям очень нравится придумывать рисунки и подбирать «родственников» к словарным словам. Такая работа превращает запоминание словарных слов в увлекательное занятие.
Ассоциирование - это в широком смысле связывание чего-то с чем-то, это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.), при которой вспоминание одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с зонтом человека — вы вспоминаете о дожде (иными словами, зонт ассоциируются с дождем), а когда вас спросят, с чем у вас связана зима, вы, скорее всего, скажете, что со снегом и морозом. И, тем не менее, ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.
На самом деле, создание ассоциаций для запоминания — это целое искусство. Знаменитый американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842—1910) заметил: "Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить...".
Психологи утверждают, что с помощью этого метода можно запомнить любую информацию. Педагоги-ученые А.Погодина, В.Агафонова утверждают, что в работе по запоминанию слов с непроверяемым написанием приём ярких ассоциаций способствует их прочному запоминанию и развитию творческих способностей. Алгоритм ассоциативного запоминания работает на развитие мышления, развивает способность анализировать, учит понимать самого себя, прислушиваться к себе.
При составлении ассоциаций, нужно учитывать, что к ассоциативному образу предъявляются следующие требования:
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-либо признаком. Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- форме;
- действию;
- материалу;
- количеству;
- звучанию;
- назначению и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Ассоциации играют важнейшую роль в запоминании словарных слов. Как это происходит? Для того, чтобы правильно написать орфограмму, нужно создать яркий ассоциативный образ, который поможет вспомнить написание данного словарного слова.
Существует различные приемы ассоциативного запоминания. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, должна быть опора на различные виды памяти. От этого и зависит существование разных приемов запоминания.
Приём звуковых (фонетических) ассоциаций заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором «проблемная» буква сомнений не вызывает. И по звучанию это слово должно быть похоже на словарное. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и неожиданней, тем выше эффективность запоминания.
Важно помнить, что к изучаемому словарному слову подбирается такое созвучное слово, в котором «трудная» буква звучит четко. Если «трудная» буква безударная, то в созвучном слове она обязательно должна быть ударной. Например, корабль – море, вокзал – около зала, диван – дивный. Мы как бы подбираем к словарному слову «приемного родственника», который поможет запомнить нужную букву.
Приём фонетических ассоциаций применяется в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится – на завтрак раки. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер – Женя – инженер, тарелка + тарелка - это тара. Таким образом, мы с ребятами придумывали для словарных слов свои правила – «неправильные».
Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через «а», а не «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь «о» просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой.
Приём графических ассоциаций заключается в обыгрывании запоминаемой буквы в рисунке. Для того чтобы запомнить сложное слово, необходимо нарисовать картинку, на которой изобразить само запоминаемое слово и "проблемную" букву, которую нужно обыграть. При этом буква может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Рисунок может быть очень простым, схематичным, никаких художественных талантов для овладения этим способом не требуется, ведь рисуете вы только для себя. «Нарисовать» можно и более сложные слова, в которых запоминать надо сразу две или три буквы. На самом деле нет такого слова, которое невозможно было бы изобразить графически. Главное, нужно проявить фантазию. Таким образом, при использовании этого приема мы запоминаем не абстрактную букву, состоящую из палочек и кружочков, а вполне конкретный образ, поэтому освоить правописание слова становится гораздо легче.
Подробно изучив каждый из приемов, прихожу к выводу, что все они способствуют прочному запоминанию правописания словарных слов. На мой взгляд, способ ассоциаций, как графических, так и фонетических - самый эффективный, потому что работа по придумыванию ассоциативных образов способна увлечь младших школьников, и словарная работа становится «учением с увлечением».
Список используемой литературы
- Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В.. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием. //Начальная школа, 1995, №1. – 94 с.
- Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986.
- Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе.//Начальная школа, 2002, №7. – 112 с.
- Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций // Начальная школа. 2010. № 13.
- Солдатова Елена Зиновьевна. Словарь в стихах: [Пособие предназначено для работы со словарными словами на уроках рус. яз. и во внеурочное время в начальных классах] / Е.З.Солдатова. - [М.]: Грамотей, 2004
- Сычева Н.В. Словарные слова. 1-2 классы. 40 цветных карточек. Уникальный метод запоминания. - Москва; АСТ, 2015
- Успенский Л.В. Почему не иначе?: Этимологический словарь школьника, Москва: АСТ; Владимир: Zebra E; 2009
- Успенский Л.В. Слово о словах, М.: «Астрель», «Мир энциклопедий Аванта +» 2010 г.
- Ушакова Ольга Дмитриевна /под редакцией: Вдовиной И./ Изд: Литера, 2018 г.
- Шанской М.Н. Этимологический словарь русского языка. М., 1971.
П.Я.Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х томах. Издательство: Русский язык, 1994 г.
Интернет-ресурсы:
- http://headinsider.info/1x3aa1.html
- https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200601401