Нарушение психического развития детей с отклонениями в развитии проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте. Недоразвитие познавательной деятельности у детей с отклонениями в развитии проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии.
Мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение - не сформированы. Мотивация мышления детей с отклонениями в развитии снижена: их привлекают легкие задания, не требующие мыслительного напряжения. Нарушен у детей с отклонениями в развитии грамматический строй речи. В их речи отмечается нарушение синтаксических связей т.е. отклонений между словами предложения с помощью падежей и предлогов, отмечаются различные виды расстройств в письме. Внимание ребенка с отклонениями в развитии характеризуется слабостью концентрации, неустойчивости. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у детей с отклонением в развитии имеют свои специфические особенности.
Продуктивность процессов памяти снижена, при этом они характеризуются:
- запоминание - недостаточной полнотой и точностью, замедленностью;
- сохранение - неосмысленностью и непрочностью;
- воспроизведение - низким объемом, искажениями материала.
Опосредованная смысловая память у детей с отклонениями в развитии развита слабо. При запоминании и осмыслении материала дети с отклонением в развитии не могут пользоваться логическими приемами. Над логической памятью преобладает механическая. Все это делает сложным преподавание русского языка в коррекционной школе VIII вида.
Цель - показать эффективность использования опорных ассоциативных образов-символов в изучении правил орфографии учащихся 5 - 6 классов коррекционной школы VIII вида.
Перед учителем русского языка коррекционной школы VIII вида всегда стоит вопрос - как же пробудить интерес ребенка к уроку? Как правильно распределить учебную информацию на уроке и какую наглядность использовать, чтобы процесс обучения и усвоения знаний был эффективным?
Доказано, что учебная информация в процессе её усвоения мозгом должна пройти четыре стадии трансформации: чувственно-эмоциональную, образную, логическую и наконец, последнюю стадию на которой формируется умозаключение - своеобразный синтез чувственно-образного со словесно-логическим.
Чувственно-образное представление учебной информации по изучению правил орфографии лежит в основе моей работы на уроках русского языка. Суть этой работы сводится к тому, чтобы сделать процесс обучения соответствующим психике ребенка. Этой цели могут служить иллюстрации к учебным правилам, понятиям и определениям - своеобразные опорные ассоциативные образы - символы. (Прил.1)
Ценность такой работы над усвоением правил заключается в том, что дети усваивают способ обучения. Это упрощает и облегчает учебный процесс в целом. Информационная нагрузка равномерно распределяется между правым и левым полушариями. Это снижает утомляемость ребенка, повышает его работоспособность, познавательный интерес, корригирует мыслительные процессы.
Отсюда вытекает следующая последовательность урока:
I этап Чувственный уровень -> ощущения, восприятия
II этап -> представление понятия
III этап -> суждения, умозаключения, выводы, практика в стандартных и нестандартных условиях
Это и есть основные законы познавательной деятельности, законы, по которым учитель должен передавать знания, чередуя с коррекционными заданиями.
Знакомство учащихся с орфографическим правилом важно начинать с создания проблемной ситуации. При проблемном виде обучения учитель ставит перед учащимися учебную или практическую проблему, направляет их деятельность на решение проблем, обобщает полученные учениками результаты, организует закрепление и применение знаний.
Так при работе над правилом "Правописание предлогов и приставок" вниманию учащихся представлено опорный ассоциативный образ - символ (зашифрованное правило).
Внимательно рассмотрев рисунок, выяснив у ребят какие ассоциации, эмоции и чувства вызывает этот рисунок, перед учениками ставится проблема - какое правило зашифровано на этом рисунке, вы ответите на этот вопрос сами, если будете внимательными на уроке.
Проблемная ситуация организует ребенка, активизирует познавательный интерес. Таким образом сочетание образной наглядности, слова учителя и практическая деятельность способствует и облегчает усвоение правил орфографии на уроках русского языка умственно отсталыми детьми. На уроках обобщения и закрепления знаний использую уже знакомые опорные ассоциативные знаки-символы.
Детям предлагаются следующие задания:
- Дать определения правилам зашифрованных в рисунках. Найди и прочитай эти правила в учебнике.
- Найдите орфограммы на изученные правила в словах, предложениях, тексте.
- Докажи, что ты правильно выполнил эти задания.
- Сравни правильность своего ответа. Приведи примеры.
- Придумай сам иллюстрации к правилам.
Результаты диагностики показали повышение работоспособности на уроках с 35% до 45%, увеличение качества ЗУН с 30% до 40%.
Уменьшение % количества ошибок при использовании на практике правил орфографии с 20% до 10% (Рис.1)
Рис.1. Сравнительная диаграмма диагностики системы знаний с использованием правил зашифрованных в рисунках
"Ученик должен учиться победно" - провозглашал учитель-исследователь Шаталов.
Личностно-ориентированный подход, чувственно-образное представление учебной информации на уроках в коррекционной школе VIII вида помогает детям с отклонениями в развитии быть победными в учении.