Для современного этапа развития общества характерно повышенное внимание к совершенствованию процесса образования и воспитания. В связи с этим принципиально изменилась конечная цель общего образования. Теперь это воспитание полноценного, самостоятельного, компетентного человека, на высоком уровне владеющего всеми ключевыми и сопутствующими компетенциями, определёнными новым Федеральным государственным образовательным стандартом.
Обществу нужны выпускники «нового поколения», каждый из которых будет представлять собой личность компетентную, обладающую сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. Современный человек должен уметь креативно мыслить, иметь устойчивые навыки самоанализа, рефлексии, критической самооценки.
Как отмечают специалисты и общественность, сегодня речевая культура в России находится на низком уровне. Обучение русскому языку происходит в сложной ситуации: наблюдается бурная либерализация языковых норм, в лексику носителей языка активно проникают профессиональный сленг и другие жаргоны, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи, а также особое внимание уделяется формированию языковой компетенции.
Именно поэтому при обучении русскому языку углубляется лингвистическая составляющая курса, развивается языковой аспект, повышается внимание к формированию орфографической зоркости учащихся.
Наиболее перспективным подходом, позволяющим решить задачи, поставленные перед современной системой образования, является компетентностный подход к управлению качеством образования. В ряду необходимых и достаточных компетентностей успешного современного человека центральное место занимает коммуникативная компетентность. Она является ключевой, поскольку только обучение, построенное на основе эффективного общения и коммуникации, позволяет успешно формировать и развивать способность школьников к речевому общению.
В основу новой системы ценностей легло понятие «компетенция» – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений и навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетентность же представляет собой способность и готовность человека к деятельности, основанной на приобретённых знаниях и опыте, направленных на самостоятельное участие личности в образовательном процессе и способствующих успешной интеграции человека в социум. Компетентность есть мобилизация знаний, умений и поведенческих навыков школьника в условиях конкретной деятельности, управление собственной деятельностью и собой как субъектом данной деятельности. Для достижения данной образовательной цели педагогу необходимо способствовать формированию регуляторной основы деятельности учеников, которая включает в себя понятийную основу (знания и понимание окружающей действительности), эмоционально-ценностную (отношение к людям и окружающему миру) и операциональную основу (умение взаимодействовать с объектами окружающей реальности).
Проект нового Федерального государственного образовательного стандарта в ряду прочих целевых установок образования формулирует цели образования, связанные с коммуникативным развитием личности. Среди личностных достижений учащихся обязательно владение навыками продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и др. видах деятельности. А в рамках общепредметных результатов образования акцент делается на умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, умение учитывать позиции других, а также эффективно разрешать конфликты.
Коммуникативная компетентность предполагает владение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умение переключаться в процессе общения с одного стиля на другой в зависимости от условий, умение использовать язык в различных сферах и ситуациях общения согласно опыту, интересам и психологическим особенностям школьников.
В данной статье мы рассмотрели основные аспекты комплексного подхода. Можно сделать вывод, что именно использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся, развивает кругозор, повышает интерес к предмету. В процессе работы с художественным текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.
Список литературы
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – №5.
- Павлова Т.И. Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка: работа с текстом рекламы в 5-11 классах: учебно-методическое пособие / Т.И. Павлова, О.В. Романенко. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 64 с. – (Мастер-класс).
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект/ Институт стратегических исследований в образовании РАО. – М., 2011.