На экране появляется тема занятия: «Эффективные методы работы в подготовке к ЕГЭ по русскому языку».
Цели занятия:
- Восстановить в памяти учащихся правила правописания приставок;
- Углубить представление и систематизировать знания учащихся в правописании -н-, -нн- в разных частях речи;
- Совершенствовать умения и навыки учащихся;
- Воспитывать любовь к языку.
Оборудование: Мультимедиа, на столах разные виды карточек, таблицы №1, №2.
Ход занятия
Слово учителя: Сегодня, ребята, мы проводим очередное занятие по подготовке к ЕГЭ. На предыдущем занятии я провела диагностический тест, который выявил пробелы в ваших знаниях. На сегодняшнем занятии мы будем повторять темы, которые вызывают у вас трудности.
И первая тема, которой мы коснёмся «Гласные в приставках».
Учитель: Что вы, ребята, знаете о правописании гласных в приставках?
(Гласные в приставках пишутся одинаково, независимо от произношения в большинстве приставок.
В приставках роз- (рос-); раз- (рас-) под удареним пишется о, без ударения а – (роспись, но расписка)
На экране таблица №1 «Гласные в приставках»
Учитель: – Обратите внимание на таблицу. На столах у вас лежат карточки №1, внимательно читаем задание и выполняем его.
Карточка №1
На месте пропусков поставьте нужную букву.
- Р…звальни, пр…лететь, пр…крыть.
- Пр…забавный, пр…клеил, пр…плыл.
- Пр…красный, р…ссыпать, пр…кратить.
- Пр…дорожный, пр…хорошенький, р…звалить.
Учитель: С какими ещё приставками мы встретились в задании.
(Приставками пре-, при- )
Учитель: Какое правило мы применили для этой орфограммы? Слушаем внимательно стихотворение.
Пре- или при-? При- или пре-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри,
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Обо всех, кто придёт, прилетит,
Приплывёт – пишется при- несомненно.
Полку прибил, привинтил колесо,
Пришил, приклеил умело,
Если ты что-то соединил
При- напиши в слове смело.
Учитель: А когда мы в приставке пишем пре-?
(Приставка пре- имеет два основных значения:
- Близко значению слова очень: предобрый (очень добрый);
- Близко значению приставки пере-: прервать (перервать);)
Учитель: Выполняем задание на карточке №2.
Карточка №2.
Найди четвёртое лишнее.
- Пр…забавный, пр…шёл, пр…плыл, пр…бил.
- Пр…бежал, пр…сел, пр…лёг, пр…огромный.
- Пр…рвать, пр…скакать, пр…брежный, пр…школьный.
- Пр…вокзальный, пр…крыть, пр…делал, пр…гладить.
На экране появляется четвёртое лишнее:
Презабавный, преогромный, прервать, преградить.
Учитель: Основная часть нашего занятия будет посвящена самой трудной теме в разделе «Орфография», «Правописание -н-, -нн- в суффиксах прилагательных и причастий». Наша работа поможет вам подготовиться и успешно сдать ЕГЭ.
На экране таблица №2.
Учитель: Что мы прежде всего должны знать, чтобы правильно написать суффикс в словах? (Нужно определить какая это часть речи, найти слово, от которого образовалась данная часть речи)
Учитель: Слушаем стихотворение:
Хоть мы умны не по годам
Не всё нам ясно и понятно,
А сколько Н писать в -ан-, -ян-, -ин-?
Нас мучит всех невероятно.
Как не верти, как не мудри,
Но с этим суффиксом при встрече
Сперва внимательно смотри
Какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно
Записано в учебных книжках:
Когда -ан-, -ян-, -ин-, то одно н,
А два -нн- в них просто не годится.
Учитель: О чём сказано в стихотворении? (О словах исключениях из правила)
Учитель: – Какие слова-исключения соответствуют данным суффиксам? (Деревянный, оловянный, стеклянный, в которых пишется два -нн- в суффиксах)
Учитель: – А когда в суффиксах имён прилагательных пишется два -нн- ?
(Два -нн- пишется:
- В прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на –н: сон – сонный, конь – конный;
- В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-: солома – соломенный, экскурсия – экскурсионный.
Исключение: ветреный)
Учитель: Что мы знаем о кратких прилагательных?
(В кратких прилагательных, образованных от полных, имеющих два н: длинная дорога – дорога длинна – пишется два н.)
Учитель: Продолжим работу по карточке №3, работаем в парах.
На экране карточка №3
Карточка №3.
Укажите неверное объяснение орфограммы.
- Бессо…ый – в суффиксах -енн-, -онн-;
- Соколи…ый – в суффиксах -н-, - ин-, -ан-, -ян-;
- Торжестве…ый – в суффиксах -енн-, -онн-;
- Юн…ый – без суффикса.
Учитель: Какой ответ правильный? (Правильный ответ под цифрой 1, слово бессонный – в этом слове нет суффиксов -онн-, -енн-, а суффикс -н-, сон – основа слова, оканчивается на н и прибавляем суффикс -н-)
На экране карточка №4.
Учитель: Работаем по вариантам. Что нужно сделать, чтобы правильно определить орфограмму? (Произвести морфемный разбор.)
Карточка №4. (1 вариант)
В каком слове есть суффикс -ан- ?
Разброса…ый, рва…ый, кожа…ый, бессме…ый.
Карточка №4 (2 вариант)
В каком слове есть суффикс -н-?
Льви…ый, увеличе…, листве…ый, бессме…ый.
На экране правильные ответы:
- 1 вариант: кожаный.
- 2 вариант: бессменный.
Учитель: – Поясните ответы.
На экране появляется запись:
Учитель: Обратите внимание на экран. Чем интересна эта запись?
(Запись интересна тем, что в первом предложении - организована – краткое причастие, в предложении является сказуемым. Во втором предложении - умна и воспитанна – имена прилагательные. Воспитанная- в полной форме имеется два -н- и в краткой тоже имеется два -н-, а в предложении они являются сказуемыми. От слова поездка задаём вопросы: Что сделана?, организована, Она какова? умна и воспитанна.)
Учитель: Когда в причастиях пишется два -н-?
(В полных страдательных причастиях с суффиксами -енн-, и -нн- пишутся две буквы -нн-, если:
- Причастие имеет приставку (кроме не): сваренная рыба, вспаханное поле;
- Причастие имеет зависимые слова: жаренная в масле рыба, тушённая в сметане курица;
- Причастие совершенного вида: решённый пример;
- Причастие образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева- (-ирова-): маринованные грибы, асфальтированное шоссе.)
Учитель: Когда пишется -н- в суффиксах причастий?
(1. Если слово не имеет ни одного из перечисленных выше признаков;
2. В кратких причастиях
3. В отглагольных прилагательных.)
Учитель: Работаем с тестом, карточка №5, по вариантам.
На экране карточка №5.
Карточка №5. (1 вариант)
- Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову сохранены в предложении: «Однако по-прежнему жив дух театра, сохранены его традиции, непоколебимые принципы добра и торжества справедливости»
А) прилагательное;
Б) глагол;
В) причастие;
Г) наречие. - В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущены -нн:
А) Она умна и воспита…а.
Б) Ветре…ый день.
В) Поездка оплаче..а.
Г) Золочё…ое ювелирное кольцо.
1) А, Б, В. 2) Б, В. 3) Б, В, Г. 4) А, Г.
Карточка №5 (2 вариант.)
- Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову изысканны в предложении: «Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты, изысканны и точны»
А) наречие;
Б) прилагательное;
В) причастие;
Г) местоимение. - В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена -н:
А) Она ум…а и воспита…а.
Б) Ветре…ый день.
В) Поездка оплаче…а.
Г) Золочё…ое ювелирное кольцо.
1) А, Б, В. 2) Б, В. 3) Б, В, Г. 4) А, Г.
Учитель: Назовите правильные ответы по 1 варианту. (По первому заданию – В – причастие; по второму заданию ответ 4 – А, Г.)
Учитель: Назовите правильные ответы по 2 варианту. (По первому заданию – Б – прилагательное; по второму заданию ответ 2 Б, В.)
Учитель: Итогом всей нашей сегодняшней работы будут карточки – Модуль №1 и Модуль №2. Эти карточки состоят из 3 заданий, т.е. из трёх уровней:
1 уровень: Вы выполняете задание под цифрой 1 – получаете оценку 3;
2 уровень: Вы выполняете задания под цифрой 1 и 2 – получаете оценку 4;
3 уровень: Вы выполняете все задания под цифрами 1, 2 и 3 – получаете оценку 5.
Внимательно читаем задание и выполняем его.
Модуль № 1. Орфография. «-н, -нн- в разных частях речи»
- Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков: Поляна освеще..а, книга интерес…а, размеша…ые краски, краше…ые маляром полы, дорога дли…а, размеша…ое тесто.
- Объясни орфограмму:
- Сформулируй правило.
Вопросы учащихся.
Модуль № 2. Орфография. «-н, -нн- в разных частях речи»
- Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков: Заметки собра…ы, покраше…ый пол, деревя…ый стол, фигуры изображе…ы, исправле…ая работа, высуше…ое на солнце бельё, дорога дли…а.
- Объясни орфограмму:
- Сформулируй правило.
Вопросы учащихся.
Учитель: – Ребята, большое спасибо за сотрудничество на занятии, доделываем работу и сдаём карточки.