Эффективные виды работ над ошибками в словарных словах

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: ошибкоопасные, «Немой» словарик, «Толковый» словарь, схемы-угадайки


Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

А.В. Текучев – филолог, специалист в области
методики преподавания русского языка,
доктор педагогических наук, профессор

Дидактические цели и задачи:

- обогащение словарного запаса учащихся;

- усвоение грамматических форм слова;

- формирование навыков использования справочной литературы;

- орфоэпическое произношение слов;

- усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Ожидаемые результаты:

- будет расширен словарный запас учащихся;

- будут усвоены грамматические формы слов и выработан навык правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

Будут сформированы следующие компетенции:

- умение работать с различными источниками информации;

- умение сотрудничать;

- самоорганизация.

Ход урока

1. Составь предложение со словарным словом

Учащимся предлагается составить предложение, в котором есть словарное слово. Усложним задание: предложим составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местоположение словарного слова, используя цвет или значок. Например:

______ _____ __ ____

(Сорока сидит на суку)

2. Комментатор (вставь пропущенную орфограмму, объясни)

Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву и объяснить свой выбор. При этом очень важно научить учащихся классифицировать орфограммы.

Например: Т_ТРА_Ь или как вариант (Т(и/е)ТРА(д/т)Ь.

1) Безударная гласная в корне (е/и), проверяемая ударением;

2) Буква «Д» в слове, означающая парный согласный [д], который можно проверить (звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй): тетради, где [д] стоит в сильной позиции.

3. «Немой» словарик

Учитель или ведущий ученик, четко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем так же беззвучно «проговаривают» ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык важен, при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ученик пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв.

4. «Толковый» словарь

Ведущий (учитель или ученик) не называет словарное слово, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложения.

5. «Этимологический» словарь

Ведущий рассказывает о происхождении заданного слова. Ученики угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.

6. «Картинный» словарь

Ученики подбирают предметную картинку к словарному слову. Этот вид работы можно усложнить: ученики должны выбрать или нарисовать сюжетную картинку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами. На сюжетной картинке необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подобрать к этим словам признаки, действия. Итогом станет небольшое сочинение по данной картинке с использованием отработанных заготовок.

7. Выборочный диктант

Ведущий читает предложение или текст. Остальные ученики на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный, и выборочный диктант. В данном случае необходимо установить временные границы работы и затем выяснить, кто из учащихся выявил больше слов. В этой работе важны не только списывание словарных слов, а работа со словом (выделение орфограмм).

8. Схемы-угадайки

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможет и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначить точкой, а не проверяемые – подчеркнуть (знак минус – слабая позиция).

____О____О____ (воробей, молоко, …)

_________СС___ (касса, масса, …)

____Е________ДЬ (медведь, тетрадь, ….)

9. Копилка - минутка

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например: при изучении темы «Парные согласные» берётся группа слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания дается одна минута, в ходе которой ученики проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова (вытирает с доски). Снова дается одна минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и написать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчеркивание орфограммы).

10. «Лишнее» слово

Эту работу можно проводить в начале урока вместо работы или при подведении к новому материалу. Например: тема урока «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». На доске записаны слова: сорока, ворона, петух, корова, корова, дорога. Дети ведут рассуждения.

1. Я считаю, что лишнее слово петух, т.к. при написании всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух всего пять.

2. Я считаю, что лишнее слово петух, т.к. во всех словах по 3 слога, а в этом – 2.

3. Я считаю, что лишнее слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос кто?, а это слово – на вопрос что?

И так далее. Аргументов и «лишних» слов может быть очень много.

11. Буквы-липучки (магниты)

Дана определенная буква (орфограмма). За определённое время необходимо примагнитить к ней с одной или с двух сторон так, чтобы получилось словарное слово. Например:

М ШИНА КЛА

М ЛИНА МА А

М ГАЗН КА А

… (А) ... … (СС) ….

Эту работу хорошо проводить, когда в словарики много слов на определённую орфограмму. Можно проводить этот приём как вариант домашней работы, например: при изучении темы «Удвоенные согласные».

12. Мнемотехнический словарик

Учащиеся при помощи учителя или самостоятельно (по аналогии) методом фонетической ассоциации составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова в этом предложении. Например:

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.

МЕБЕЛЬ из ели.

ЯГОДЫ. Ем ягоды круглый год.

КОСТЮМ. Костя носит костюм.

ЛОПАТА. Лопата похожа на лопасть.

ПЕНАЛ. У Пети пенал.

ТОВАРИЩИ. Том и Толик товарищи.

ПАЛЬТО. Пальто носит папа.

13. «Шифровки»

Эту работу лучше давать вне урока, т.к. для его выполнения требуется немало времени, ведь важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Самое интересное при этом – сам процесс работы. Ученики при желании могут объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть самыми разными.

А) Шифровка «Слоговое сложение»

Раздели данные слова на слоги.

Составь из полученных слов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь ударение и выдели орфограмму.

ВЕС НА + ГО РОД = НА РОД

ТРА ВА + У ГОН = ВА ГОН

ТЕ МА + ЛЕ ТО + ФОН ТАН = ТЕ ЛЕ ФОН

Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку.

Б) Шифровка «Алфавит»

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. Можно шифровать или расшифровать словарные слова.

1 2 3 4 5 6 7 8

А Б В Г Д Е Ё Ж

1, 13, 13, 6, 33 – АЛЛЕЯ. В этом варианте легко заметить, что в слове будет удвоенная согласная.

В) Шифровка «Убери лишнее»

Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку.

Например: К, Б, П, Е, С, Р, Е, Т, З, К, Ш.

Зачеркни парные глухие согласные и получи словарное слово (БЕРЁЗА). Данное упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например: парные согласные).

Г) Шифровка «Части слова»

Этот вид работы можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего получается не само словарное слово, а родственное ему. НАПРИМЕР:

Приставка в нашем слове как у слова ЗАБОЛЕЛ.

Корень как у слова МОРОЗИЛКА

Суффикс как в слове БЕРЕЗКА

Окончание как у слова КОНЬКИ

В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ

Д) Шифровка «Добавь гласные» (или «Испорченный телефон»)

Даны наборы согласных букв в строгом порядке. Необходимо вставить между ними гласные так, чтобы получилось словарное слово. Например: КПСТ (капуста).

Можно брать не одно слово, а группу слов, объединенных каким-то общим признаком. Например: живые существа КРВ (корова, ЧЛВК (человек); растет ЧРМХ (черемуха), РХ (орех).

14. Кроссворды

Этот вид работы требует больше времени, поэтому используется во внеклассной работе или в качестве домашнего задания.

15. «Недостающие пазлы»

По сути, это списывание с определенным грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.

16. «Проба пера»

Этот вид работы практикуется в 3–4-х классах, когда индивидуальный словарик достаточно полон. Для способных детей словарь может быть дополнен словами, не входящими в программу данного класса. Школьникам предлагается в течение выходных дней написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:

1) На одну букву (использовать все словарные слова на определённую букву);

2) На наличие в словарных словах буквосочетаний -оро-, -оло-;

3) Словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например: удвоенную согласную);

4) Можно использовать словарные слова на определённую тему. Например: можно дать задание описать свою квартиру или комнату, используя как можно больше словарных слов.

Для учащихся готовлю памятки, которые помогают им грамотно выполнить работу над ошибками над словарными словами.

Памятка «Работа над ошибками»

1. Выпишу из текста слово (словосочетание), в котором сделана ошибка.

2. Подчеркну орфограмму.

3. Разберу по составу данное слово по составу.

4. Найду, в какой части слова сделана ошибка.

5. Найду правило правописания к части слова, в которой сделана ошибка.

6. Запишу несколько слов на данное правило правописания.

7. Составлю предложение с этим словом.

Например:

Столы – стол; весна, окно, глаза.

На столе лежит интересная книга.

Использованная литература

1. Александрова Г.В., Занимательный русский язык, СПб, 1997.

2. Занимательная грамматика. М.: 1996.

3. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. Ярославль, 1997.

4. Журнал «Начальная школа», 2009 г. №10, С. 75–78.

5. Львов М.Р., Правописание в начальных классах, М.: 1998.