Русский язык
-
Урок по теме: "Лексические средства в речи" 2007
Урок русского языка для 5-го класса. Цель данного урока - показать роль лексических средств в тексте, воспитывать сознательное отношение к значению слова, выбору его и употреблению в речи в зависимости от темы и основной мысли, а также формирование умения и навыка пользоваться различными словарями. Ученик на уроке - вдумчивый, внимательный читатель, не только умеющий понимать художественное произведение, но и переживать, эмоционально воспринимать художественный текст, получая удовольствие от прочитанного.
-
Правописание корней с чередованием, или Кто командует корнями? 2007
Урок русского языка для 5-го класса. На уроке повторяется такие правила правописания корня, как: "о-ё после шипящих" и "и-ы после ц". Отрабатывается правописание чередующихся гласных в корне.
-
Творческий практикум: "Составление деловой документации" 2007
Урок русского языка, который знакомит учеников с официально-деловым стилем, может быть организован как учебный проект и включать в себя самостоятельную работу над решением социально значимой проблемы. Ученикам предлагается собрать пакет деловых бумаг для подготовки акции "Неделя семьи" для жителей микрорайона. Каждая из групп класса работает над определенным видом делового письма, используя "Портфолио делового человека". Завершает урок презентация документов. Домашнее задание - придумать клише, стандартизированный бланк для отчета о проведенном празднике.
-
Урок русского языка по теме: "Изложение с элементами сочинения. К.Бальмонт. "Родина". 9-й класс 2007
Урок русского языка в 9-м классе - это творческая работа. Строится она на базе замечательного текста русского поэта Серебряного века К.Бальмонта, яркость, живость и неповторимость которому придают пейзажные зарисовки, метафоричность языка. Выразительные средства языка помогут учащимся точно изложить авторскую мысль, проникнуться чувством "беспредельной любви" к своей родине. Бесспорно воспитательное значение отрывка. Методика урока - это групповая форма работы, индивидуальная, коллективная. Все виды деятельности учащихся на уроке подчинены одной цели - максимально проявить свои творческие способности при написании изложения с элементами сочинения.
-
Элективный курс по русскому языку для 11-го класса "Речеведение" 2007
Элективный курс "Речеведение" для учащихся 11-го класса составлен в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по русскому языку. Программа рассчитана на 34 часа и состоит из пояснительной записки, разделов: "Разноаспектный анализ текста", "Сочинение-рассуждение на основе текста", перечня основных терминов и понятий, описания технологии организации учебного процесса и списка литературы. Обозначены задачи, сформулирована общая цель курса. За основу приняты школьные учебники русского языка. Составлено календарно-тематическое планирование.
-
Наши ученики – наши соавторы 2007
Для учащихся 5–6-х классов интерес к предмету (особенно к такому сложному и важному, как русский язык) - залог успешных знаний. Поэтому творческая, нестандартная форма работы на уроках русского языка и во время приготовления домашнего задания, безусловно, очень важна.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Основные виды обстоятельств" 2007
Урок русского языка в 8-м классе "Основные виды обстоятельств" - это урок изучения нового материала. Цель урока - познакомить учащихся с видами обстоятельств по значению, продвигать их дальше в совершенствовании умений и навыков. На уроке используются фронтальная, индивидуальная, групповая формы работы. Применение компьютерных слайдов способствует развитию наблюдательности, самостоятельности. Задания выстроены по степени нарастания трудностей - вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. Всё содержание урока направлено на то, чтобы максимально способствовать речевому развитию учащихся, развитию их мышления.
-
Место биоадекватной методики в науке о преподавании русского языка 2007
Биоадекватная методика является частью ноосферного образования, относится к поисково-технологической модели инноваций и органично объединяет в себе многие подходы к преподаванию, существовавшие ранее.
-
Использование проектного метода на уроках русского языка 2007
Опыт работы по организации уроков развития речи в строительном колледже с использованием проективного метода по подготовке сборника сказок учащихся об избранной профессии. Проектная деятельность по созданию такого сборника включала следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический, этап практической реализации проекта, этап внесения необходимых изменений и заключительный этап. На каждом этапе была запланирована определенная работа, нацеленная на создание сборника творческих работ студентов - сказок об избранной профессии.
-
Гуманитарный урок русского языка 2007
Личностно ориентированная ситуация создается посредством диалога, причем диалог здесь не просто вопросно-ответная форма работы на уроке, это не просто разговор, это совместное дело, сотрудничество, это некая жизненная ситуация, образ жизни учителя и ученика, наставника и класса, способ усвоения ребенком эмоционально-ценностного опыта. Таковы основные идеи модели личностно ориентированного обучения, разработанные В.В. Сериковым, попытка реализации которых представлена в конспекте гуманитарного урока русского языка в 5-м классе.
-
Урок русского языка в 6-м классе по развитию связной речи "Глаза - зеркало души" 2007
Данный урок по развитию связной речи помогает формировать у учащихся 6-го класса наблюдательность и внимание к окружающим их людям, учить через внешность постигать внутренний мир человека, его характер в облике конкретной личности, а также описывать свои наблюдения.
-
Тема урока: "Имя существительное. Обобщение" 2007
Представлен конспект урока по теме "Имя существительное". Урок систематизирует знания учащихся по теме, знакомит с морфологическим разбором.
-
Урок русского языка в 4-м классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100") 2007
Цель урока - повторение и обобщение знаний об имени существительном. Таблицы, опорные схемы, алгоритмы помогают учащимся лучше запомнить и усвоить материал. В конце урока по "кадрам фотопленки" дети составляют рассказ, употребив как можно больше имен существительных. Классическая музыка, стихи, фотографии и рисунки прекрасных уголков Земли Онара способствуют воспитанию патриотических чувств любви к родному краю. Самооценкой знаний детей является "праздничные огоньки салюта", вспыхнувшего в честь юбилея республики.
-
Дидактический материал по русскому языку для 8—9-х классов (публицистика Д.С. Лихачева на уроках русского языка) 2007
Кто же он такой, Дмитрий Сергеевич Лихачев? Академик, член не только Российской, но и ряда иностранных академий, увенчанный многими высшими наградами и званиями: Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий. Но это все внешнее, официальное, чему Дмитрий Сергеевич никогда не придавал особого значения. Самое важное, что его при жизни называли и продолжают называть "властителем дум", "символом русской интеллигенции XX века".
-
Урок-игра "Лексика" (повторение). 5-й класс 2007
Урок предполагает обобщение знаний по учебной программе. Игровая форма урока удачно сочетается с возрастными особенностями пятиклассников, вызывает живой интерес и особый эмоциональный настрой учащихся, способствующий лучшему закреплению пройденного материала.</p>
-
Уровневая диференциация при обучении русскому языку. Тема: "Временные формы глагола". 3-й класс 2007
Суть уровневой дифференциации заключается в том, что учащиеся, обучаясь по одной программе и учебникам, могут усвоить материал на различных уровнях. Исходным являются уровни обязательной подготовки (1-й и 2-й уровни), и в соответствии с целями обучения на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом - повышенный и максимальный (3-й и 4-й уровни).
-
Современные подходы к развитию личности посредством нестандартных форм учебной деятельности младших школьников 2007
Данная работа убеждает, что использование современных подходов к развитию личности посредством нестандартных форм учебной деятельности младших школьников помогает почувствовать каждому ученику свою значимость, быть всегда в поиске, активным, самостоятельным, целеустремлённым, самоорганизующимся.
-
Слово — носитель национально-культурной информации. Урок русского языка 2007
Предлагается вариант урока по изучению лексического богатства русского языка с использованием национально-регионального компонента. На уроке анализируется лексическое значение традиционных для русской поэзии слов-символов, а также диалектных слов.
-
Неопределенные местоимения 2007
Представленная работа посвящена изучению неопределённых местоимений. Данная тема представляет особую трудность для обучающихся. Особенностью урока является использование мультимедийного сопровождения, что позволяет структурировать материал, наиболее целесообразно его располагать, подбирать и систематизировать с учётом особенностей класса и отдельных учащихся, повышает интерес и учебную мотивацию.
-
Глагол как часть речи (по программе вспомогательной школы VIII вида). 7-й класс 2007
Представлен открытый урок русского языка по изучению значения глагола в речи.
-
Тема: "Знакомство с понятием слова" 2007
Урок русского языка по ОС "Школа-2100" построен в технологии проблемного обучения. Цель урока: создание условий для знакомства учащихся со словами, имеющими два корня, через проблемную ситуацию.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Письмо" 2007
Основными целями урока являются раскрытие понятия "эпистолярный жанр", значение письма как средства человеческого общения, знакомство с разными видами письма по цели общения, разграничение смысловых частей письма. Главной целью урока является обучение составлению личного письма.
-
Урок русского языка по теме: "Деепричастие" 2007
Урок по теме "Деепричастие" разработан по программе В.Н. Бабайцевой как урок закрепление изученного материала, на котором отрабатываются практические умения находить деепричастия и деепричастные обороты, производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями и ставить знаки при них. Материал урока дает возможность проанализировать роль деепричастий в тексте, формировать навыки конструирования предложений с деепричастными оборотами, закрепить правило пунктуационного оформления одиночных деепричастий, повторить порядок морфемного и морфологического разбора деепричастия, его синтаксическую роль.
-
Компетентностный подход в обучении русскому языку 2007
Коммуникативное обучение - это такой способ организации образовательного процесса, при котором отношения между учителем и учениками основаны на сотрудничестве, равноправном речевом партнерстве. При таких отношениях учеников и учителя возникает вопрос: как оценивать учащихся, исправлять их ошибки? Вот здесь-то и необходима способность обучающихся к рефлексии. Для этого нужны четкие критерии контроля и оценки, что позволит организовать рефлексивную деятельность учащихся. В данной статье даны критерии оценки устных и письменных работ учащихся.
-
Информационные технологии на уроках русского языка. Урок закрепления знаний по теме: "Лексика и фразеология". 6-й класс 2007
Цель урока: закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке, различение слов русского языка по сфере употребления, обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения пользоваться справочной литературой, различными типами толковых словарей.
-
Урок риторики в 7-м классе. Турнир "Ораторское искусство" 2007
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. В 7-х классах обобщающий урок провожу в форме практикума-соревнования.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Учись слышать звуки слов: в них много тайн" (Повторение и обобщение по теме "Фонетика") 2007
Данный урок проводится в 5-м классе во второй четверти по окончании изучения темы "Фонетика". Урок предполагает работу по фонетике, орфоэпии, синтаксису, орфографии. Используются различные формы работы: индивидуальный опрос, составление схем, сочинение миниатюр, игра "Бумеранг", транскрибирование слов, выполнение тестовых заданий.
-
Факультативный курс по русскому языку в 11-м классе "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку" 2007
Факультативный курс по русскому языку в 11-м классе "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку" предназначен для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Он содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания учащихся, полученные в 10-м классе. Программа предусматривает теоретический материал (обобщающие беседы и лингвистический анализ текста).
-
Обобщающий урок-игра "Эстафета" по темам "Графический редактор", "Текстовый редактор", "Обработка числовой информации" 2007
Урок построен с применением игровых технологий на примере эстафеты. Сюжет разработан таким образом, чтобы в нём присутствовал динамизм и перспективы. В ненавязчивой, игровой форме учащиеся достигают цели урока-повторения и закрепления базовых навыков по работе с программами-редакторами, что в дальнейшем окажет им огромную помощь. Каждый участник старается принести команде как можно больше баллов, дети очень ответственно относятся к выполнению заданий.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе" 2007
Предложенный конспект урока изучения нового материала составлен по программе под ред. В. В. Бабайцевой. Посредством аналитической беседы на основе анализа языкового материала учащиеся, развивая общеучебные навыки аналитической работы, расширяют и углубляют знания о союзе как служебной части речи. Предложенные задания репродуктивного и продуктивного характера способствуют формированию навыков узнавания союзов и определения их роли в предложении.