Русский язык
-
Современные подходы к развитию личности посредством нестандартных форм учебной деятельности младших школьников 2007
Данная работа убеждает, что использование современных подходов к развитию личности посредством нестандартных форм учебной деятельности младших школьников помогает почувствовать каждому ученику свою значимость, быть всегда в поиске, активным, самостоятельным, целеустремлённым, самоорганизующимся.
-
Слово — носитель национально-культурной информации. Урок русского языка 2007
Предлагается вариант урока по изучению лексического богатства русского языка с использованием национально-регионального компонента. На уроке анализируется лексическое значение традиционных для русской поэзии слов-символов, а также диалектных слов.
-
Неопределенные местоимения 2007
Представленная работа посвящена изучению неопределённых местоимений. Данная тема представляет особую трудность для обучающихся. Особенностью урока является использование мультимедийного сопровождения, что позволяет структурировать материал, наиболее целесообразно его располагать, подбирать и систематизировать с учётом особенностей класса и отдельных учащихся, повышает интерес и учебную мотивацию.
-
Глагол как часть речи (по программе вспомогательной школы VIII вида). 7-й класс 2007
Представлен открытый урок русского языка по изучению значения глагола в речи.
-
Тема: "Знакомство с понятием слова" 2007
Урок русского языка по ОС "Школа-2100" построен в технологии проблемного обучения. Цель урока: создание условий для знакомства учащихся со словами, имеющими два корня, через проблемную ситуацию.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Письмо" 2007
Основными целями урока являются раскрытие понятия "эпистолярный жанр", значение письма как средства человеческого общения, знакомство с разными видами письма по цели общения, разграничение смысловых частей письма. Главной целью урока является обучение составлению личного письма.
-
Урок русского языка по теме: "Деепричастие" 2007
Урок по теме "Деепричастие" разработан по программе В.Н. Бабайцевой как урок закрепление изученного материала, на котором отрабатываются практические умения находить деепричастия и деепричастные обороты, производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями и ставить знаки при них. Материал урока дает возможность проанализировать роль деепричастий в тексте, формировать навыки конструирования предложений с деепричастными оборотами, закрепить правило пунктуационного оформления одиночных деепричастий, повторить порядок морфемного и морфологического разбора деепричастия, его синтаксическую роль.
-
Компетентностный подход в обучении русскому языку 2007
Коммуникативное обучение - это такой способ организации образовательного процесса, при котором отношения между учителем и учениками основаны на сотрудничестве, равноправном речевом партнерстве. При таких отношениях учеников и учителя возникает вопрос: как оценивать учащихся, исправлять их ошибки? Вот здесь-то и необходима способность обучающихся к рефлексии. Для этого нужны четкие критерии контроля и оценки, что позволит организовать рефлексивную деятельность учащихся. В данной статье даны критерии оценки устных и письменных работ учащихся.
-
Информационные технологии на уроках русского языка. Урок закрепления знаний по теме: "Лексика и фразеология". 6-й класс 2007
Цель урока: закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке, различение слов русского языка по сфере употребления, обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения пользоваться справочной литературой, различными типами толковых словарей.
-
Урок риторики в 7-м классе. Турнир "Ораторское искусство" 2007
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. В 7-х классах обобщающий урок провожу в форме практикума-соревнования.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Учись слышать звуки слов: в них много тайн" (Повторение и обобщение по теме "Фонетика") 2007
Данный урок проводится в 5-м классе во второй четверти по окончании изучения темы "Фонетика". Урок предполагает работу по фонетике, орфоэпии, синтаксису, орфографии. Используются различные формы работы: индивидуальный опрос, составление схем, сочинение миниатюр, игра "Бумеранг", транскрибирование слов, выполнение тестовых заданий.
-
Факультативный курс по русскому языку в 11-м классе "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку" 2007
Факультативный курс по русскому языку в 11-м классе "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку" предназначен для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Он содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания учащихся, полученные в 10-м классе. Программа предусматривает теоретический материал (обобщающие беседы и лингвистический анализ текста).
-
Обобщающий урок-игра "Эстафета" по темам "Графический редактор", "Текстовый редактор", "Обработка числовой информации" 2007
Урок построен с применением игровых технологий на примере эстафеты. Сюжет разработан таким образом, чтобы в нём присутствовал динамизм и перспективы. В ненавязчивой, игровой форме учащиеся достигают цели урока-повторения и закрепления базовых навыков по работе с программами-редакторами, что в дальнейшем окажет им огромную помощь. Каждый участник старается принести команде как можно больше баллов, дети очень ответственно относятся к выполнению заданий.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе" 2007
Предложенный конспект урока изучения нового материала составлен по программе под ред. В. В. Бабайцевой. Посредством аналитической беседы на основе анализа языкового материала учащиеся, развивая общеучебные навыки аналитической работы, расширяют и углубляют знания о союзе как служебной части речи. Предложенные задания репродуктивного и продуктивного характера способствуют формированию навыков узнавания союзов и определения их роли в предложении.
-
Интегрированный урок русского и татарского языков в 1-м классе по теме: "Правописание сочетаний ЖИ, ШИ" 2007
Ученики, обучающиеся в школах Республики Татарстан, знают татарские народные игры и национальные праздники. Национально-региональный компонент учитель включает не только на уроках татарского языка и литературы, но и через интеграцию разных предметов с татарским народным творчеством, то есть использует татарские народные пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Работает над текстами о татарских писателях, композиторах, художниках. На уроках математики дети решают задачи, содержащие информацию о городах, заводах, реках, птицах и животных РТ. На разных уроках дети с удовольствием играют в татарские национальные игры, такие как "Тюбетейка", "Мяу-мяу, какой цвет", "Минлебай", "Каравай".
-
Роль алгоритмов в повышении практической грамотности 2007
Статья "Роль алгоритмов в повышении практической грамотности" посвящена проблеме формирования грамотного письма у обучающихся с помощью алгоритмов, использование которых способствует не только умению применять правило по какой-либо теме, но и построить цепь рассуждений, почему пишется так, а не иначе.
-
Программа деятельности кружка "Лингвист" 2007
Логическим продолжением урока является внеклассная работа по предмету. Этому требованию отвечает деятельность кружка "Лингвист". Программа деятельности кружка предусматривает занятия с учащимися выпускного класса и носит повторно-обобщительный характер курса русского языка и литературы.
-
Развитие речи и повышение грамотности на уроках русского языка в сельской школе 2007
Автор статьи делится с коллегами опытом работы по развитию речи учащихся и выработке грамотности.
-
Урок-путешествие как один из способов изучения фразеологизмов на уроках русского языка в 8-м классе 2007
Изучение фразеологизмов в форме урока-путешествия научит ребят отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, усваивать их значение, отмечать эмоционально-выразительные достоинства, находить фразеологизмы в словарях. Всё это обогатит фразеологический словарик учащихся, поможет им правильно пользоваться фразеологизмами в устной и письменной речи. Изучая фразеологизмы на уроке в данной форме, учащиеся подробнее познакомятся с жизнью нашего народа с очень далёких времён, увидят в них дух народа, его историю, обычаи.
-
Модульная технология на уроках русского языка 2007
Применение модульной технологии на уроках русского языка позволило мне решить ряд проблем: осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику; создаются условия для развития сильных учащихся (дифференциация в обучении); решается проблема домашних заданий; большая возможность чтения, говорения, оформления своей мысли на русском языке.
-
Заочная экскурсия по Кузбассу. Повторительно-обобщающий урок русского языка в 7-м классе по теме "Деепричастие" 2007
Разработка нетрадиционного интегрированного урока-экскурсии (русский язык + география) на региональном материале. Урок может быть рекомендован творчески работающим учителям-филологам.
-
Урок русского языка "Повторение и обобщение знаний об имени существительном как части речи и его роли в речи" 2007
Обобщающий урок "Повторение и обобщение знаний об имени существительном как части речи и его роли в речи". Урок проводится в 3-м классе в третьей четверти, построен на связи со временем года - зимойи — природными явлениями.
-
"Родной язык - живоносный источник добра и любви" 2007
В 2005/2006 учебном году я, Шкатова Оксана Юрьевна, начала работать по интегратирному учебному курсу Д.З. Арсентьева "Родной язык - живоносный источник добра и любви", который является "дополнительным учебно-методическим комплексом (УМК) к основному курсу русского языка в средней школе и предназначен для создания и расширения у учащихся языковой картины мира и культурного кругозора, развития языковой интеграции и навыков понимания текста различных типов, в первую очередь художественного".
-
Использование технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках развития речи 2007
Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Главная задача, которую должен решить учитель на подобных уроках, - развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, а ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли опираться на интуицию, строить ассоциативные связи.
-
Сочинение-миниатюра — один из видов творческой и мыслительной деятельности учащихся якутских классов 2007
Из всех видов проверочных работ по русскому языку и литературе в школьной практике сочинение традиционно считается самым трудным и требует особенно чуткого индивидуального подхода к ученику. Перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к сочинению, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутье языка, вкус к работе над словом. Индивидуальный подход в обучении сочинениям — один из самых действенных рычагов развития творческих способностей школьников.
-
Конспект урока по русскому языку, "Имя существительное". 3-й класс 2007
На данном уроке ставятся образовательные задачи: систематизировать знания об именах существительных с опорой на ранее полученные знания, развивать устную и письменную речь, расширять активный запас слов. Главная воспитывающая цель урока: привитие любви и уважения к родному дому, семье и близким. Итог урока: обобщить знания об имени существительном как части речи.
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Виды придаточных предложений". Образовательная технология "Развитие критического мышления" (с ИКТ) 2007
Урок-обобщение по теме "Виды придаточных предложений" по программе, созданной творческим коллективом под редакцией В.В. Бабайцевой, является заключительным в большом и важном разделе "Сложноподчиненные предложения" курса русского языка 9-го класса. Вариативность программ, учебно-методических комплексов в преподавании русского языка, с одной стороны, и новые формы итоговой аттестации — с другой, требуют от выпускников основной общей школы знания разнообразных подходов к языковым явлениям, знакомства с различными классификациями и понимания механизма их создания.
-
Урок "Я вам пишу…" 2007
Урок "Я вам пишу..." разработан по программе 8-го класса как комплексное повторение. Но отдельные упражнения можно использовать и в других классах при изучении затронутых тем на данном уроке. "Я вам пишу...". Почему я так назвала урок? Мне кажется, уже в самом названии урока звучит интрига: а о чем же этот урок? - гадают ученики. Тема доведена до учащихся посредством письма Татьяны из романа "Евгений Онегин", что даёт опережающий эффект, как бы знакомит с тем, что им предстоит в будущем. Далее доводится плавно и цель урока: показать практическую значимость знаний. Ведь для того чтобы написать даже небольшое письмо, необходимо много знать.
-
Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" 2007
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстракция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и практики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.
-
Сочинение по картине С.Г. Писахова "Берег Белого моря" 2007
Урок развития речи "Сочинение по картине С.Г. Писахова "Берег Белого моря" построен на материале, близком жизненному опыту учащихся, что вызывает у них определенный эмоциональный отклик. Знакомый с детства лирический сюжет картины вызывает у учащихся творческое вдохновение, собственную потребность в творчестве.