Цели:
- Закрепить умение учащегося в использовании словотворчества.
- Уточнять знания в области лексикологии, фразеологии, морфологии.
- Развивать речь на основе логического мышления, заданий ассоциативного характера.
- Мобилизовать творческое самочувствие, формировать эстетическое восприятие слова, формировать навыки коллективного труда.
Оборудование: музыкальный фон (Анграм “Утренний бриз”, П.И. Чайковский “Осенняя песня” из цикла “Времена года” и др.). Иллюстрации, тексты, скороговорки.
Этапы урока в виде упражнений. Они детям знакомы
I. От того, каким бывает утро, зависит, иногда весь день. На что похоже ваше настроение сейчас.
Запишите, прочитайте (на капающую сосульку, ёжика, ленивого котёнка и т. д.)
Чтение текста (любой короткий, эмоциональный).
Читает учитель, учащиеся принимают удобное положение, слушают:
“Утро. Пение птиц, шепот ветра за окном будят тебя. Ты начинаешь просыпаться и улыбаешься, потому что знаешь : сейчас войдёт мама и скажет добрые, приятные слова. Каждое утро слова разные (мама – удивительная фантазёрка)… и вот открывается дверь, входит мама, целует тебя и говорит:
- Вставай, солнышко моё! Тебя ждут друзья. Тебя ждёт вода, чтобы смыть ночной покой и дать тебе силу морей и океанов. Тебя ждут одноклассники – вам хорошо вместе, никогда не бывает скучно: вы придумываете игры, делаете открытия; нам нравиться радовать друг друга. Тебя ждут учителя: ему всегда приятно общаться с тобой, потому что ты способный, умный, оригинальный, добрый… тебя ждет замечательный день!”
И ты открываешь глаза, твёрдо зная, что мама права: день будет замечательный! Тебя любят друзья, одноклассники, учитель! И ты любишь их!”
Запишите слова, которые вам наиболее приятно было слышать. Можно записать варианты слов, которые вы слышите дома или хотели бы слышать. (Весёлая, добрая, любимая, солнышко моё). Прочитайте.
II. Речевая разминка. Придумывание коротких стихотворений, рассказов. (А вы знаете, что чудо может быть совсем обычным…, А никто из вас не знает…. Лучше я вам расскажу…)
Послушайте музыку. Запишите слова, выражения на основе ассоциативных связей. Прочитайте. (Чудный миг, радость жизни, удивительное чувство, момент счастья и т.д.)
III. Составление кеннингов (образное определение понятия, перифраз в форме сочетания существительных в им., род., падежах)
Ветер – лёгкое дыхание, посланец туч, дыхание воздуха.
Миг – секунда жизни, мгновение.
Чудо – ожидание счастья, удивительное мгновение.
Миниатюра по опорным словам
Ч -
У -
Д -
О -
Составляют учащиеся самостоятельно, сравнивают с тем, что придумал учитель. Запишите понравившиеся слова.
Ч удесное утро!
У рок сегодня будет замечательным
Д оброго здоровья, дорогие дети,
О тлично.
IV. Подумайте над словосочетанием “Чудное мгновение”. Запишите все ассоциации с данным словосочетанием.
Разделите на две колонки:
Горячие слова Холодные слова Чудо Жизнь Счастье Веселье Радость. Бегать по росе Весна. Не ходить в школу Солнце Получить пять
Все правы в своём выборе. Подчеркните самое важное слово в каждом столбике.
Они будут ключевыми в вашей миниатюре.
V. Составьте 3 – 4 предложения, чтобы ключевой темой остались выбранные слова. Используйте записанные слова.
Прочитайте. Дополните.
VI. Прочитайте тексты, лежащие у вас на столе (Очень короткие рассказы Пришвина).
Цветы.
Иван – да – Марья всегда собираются вместе в такую тесноту, что я вспоминаю, глядя на эти цветы, прежних мужиков, как они тогда беззаветно плодились и теснились на своих клочках и по всей необъятной стране вопили: “Земли, земли!”.
Рубиновый глаз.
Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.
Голубые тени.
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блёстками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит ещё лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. Я пробовал это снимать в логу, где много натоптала лисица.
Реки цветов
Там, где тогда мчались весенние потоки,
Теперь везде потоки цветов.
И мне так хорошо было пройтись по этому лугу; я думал; “Значит, недаром неслись весной мутные потоки”.
Шмель и цветоножка
Какая нежная цветоножка у раковой шейки, как трудно держать ей, как она обременена своим толстым цветком!
А вот когда на эту шейку, и так-то тяжёлую, толстую, усядется огромной тяжести шмель, цветоножка поддастся, наклониться. Шмель, встревоженный, рассерженно загудит, начнёт опять устраивать, пока она согнется до предела, покориться, до предела, покориться, он же всосётся и замолчит.
Весенний ручей
Слушал на тяге воду. По луговой лощине вода катилась бесшумно, только иногда встречались струйки со струйкой, и то этого всплескивало. И, слушая, ожидая, следующей всплеск, спрашивал я себя, отчего это? Может быть, там вверху снег, из-под которого вытекал ручей, время от времени обваливался, и это событие в жизни ручья здесь передавалось столкновением струек, а может быть… Мало, что может быть! Ведь если только вникнуть в жизнь одного весеннего ручья, то окажется, что понять её в совершенстве можно, только если понять жизнь вселенной, проведённой через себя самого.
Выпишите те слова и словосочетания, которые ассоциируются со словосочетанием “Чудное мгновение”.
Дополните. Чтение миниатюр. Какого цвета ваши миниатюры? (розового, как счастье; голубого, как небо ...)
“Чудное мгновение – это кусочек счастья, которое бывает у каждого человека. Я очень люблю, когда наступает пора. Я чувствую себя счастливой, жизнерадостной. Мне кажется, что солнце светит ярче, учителя и родители меня любят, весело щебечут птицы, их пение похоже на звон хрустальных сосулек. Я живу в ожидании “чудного мгновения”.
Юля Ж.
Когда-то в классе мы прочитали пьесу Меттерлинга “Синяя птица” и тогда я поняла, что жизнь состоит из чудных мгновений. Это помощь людям, сострадание, умение понять то, что происходит вокруг тебя, вовремя прийти на помощь. И ещё “Чудное мгновение” - это то, что ты видишь вокруг себя каждый день, но не замечаешь этого: бегать по росе босиком, видеть красоту природы, просто находиться дома вместе с мамой…”
Елена П.