Цели:
- Добиться понимания роли глагола с употребления с целью достижения точности, информированности и выразительности
- Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.
- Совершенствовать умение работать с разными типами словарей.
- Воспитывать любовь к родной природе.
Учебные пособия:
1.Русский язык (6класс) под редакцией М.М.Разумовской; Дрофа, 2002г.
2. Г.А. Богданова, “Русский язык” (6 класс), Рабочая тетрадь, ч.11.
Оборудование:
1) Толковые словари;
2) дидактический раздаточный материал;3) сигнальные карточки;
4) опорные таблицы:
- “точность”;
- “выразительность”;
- “окончание глаголов”;
- олицетворение;
- метафора.
Ход урока
І. Постановка темы и целей урока.
1.Загадка
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
(Глагол)
Что такое глагол?
2. О каких предметах идет речь?
Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
Весной веселит, летом прохлаждает, осенью пи тает, зимой согревает. (Лес)
Что вам помогло отгадать загадки?
(Глаголы, которые означают действие предмета.)
3.
Он эн…ргичен, мног…лик
– Глагол.
Он действовать пр..вык.
Необходим он –
Вот в чём соль.
Я гов…рю, ему
Глаголь! (А. Татьяничева.)
Как автор характеризует глаголы?
Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”.
Как вы понимаете выражение “Вот в чём соль?:”( Вот в чём главный смысл.)
И в чём же эта “соль” (суть, смысл)? (Глагол необходим).
Почему же так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? – вопросы сегодняшнего урока.
Тема урока: “Употребление глаголов в речи”.
Слова А. Татьяничевой возьмем в качестве эпиграфа к уроку.
Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающий знак препинания. (Для проверки используются сигнальные карточки).
ІІ. Работа с лингвистическим текстом – упр.262 учебника.
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его (Глагол – основа языка. Самая живая часть речи.)
2. Какими высказываниями, приведенными в тексте, вы можете подтвердить эту мысль? Называйте авторов высказываний.
3. Какое из прозвучавших высказываний понравилось больше всего? Запишите его в форме предложения с прямой речью.
4. Какое место занимает глагол по частоте употребления в речи?
5. В каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?
(В официально-деловом и научном – для достижения точности речи.
В художественной и разговорной речи глаголы придают особую выразительность.)
Какие глаголы придают особую выразительность? (Глаголы в переносном значении.)
Вывод: русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно.
6. Определить стиль речи прочитанного нами текста упр.171. Назовите глаголы. С какой целью они употребляются в тексте. Это глаголы постоянного действия. Из 185 слов текста всего 13 глаголов 7%).
ІІІ. Сравнительный анализ текстов (используем раздаточный материал)
Чудная картина,
Как ты мне р…дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл…стящий снег,
И саней д…леких
Од…нокий бег. (А.Фет)
(На) дворе гуля…т (не) погодь2,
Ноч(?) стоит темным (темна),
И совою пучеглазою
Из(за) туч(?) гл…дит луна.
(Под) окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка (с)дубом шепч…тся2,
Как (со) старым колдуном. (П. Комаров)
Прочитайте тексты.
Определите стиль речи. (Художественный)
Наша задача – определить роль глаголов в этих текстах.
1. О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.)
2. Как называется описание природы? (пейзаж)
3. Словарная работа.
Пейзаж * лат. пейз – страна, вид, местность заимствовано из фр.яз. (багаж, этаж, вернисаж, мираж)
- Подберите однокоренные слова, сделайте морфемный разбор всех записанных слов.
4. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?
1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.
Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?
(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)
2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.
Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)
Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)
Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.
5. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?
(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)
6. Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).
7. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.)
8. Комментированное письмо 2-го текста.
Объяснение орфограмм, пунктограмм.
Для написания каких глаголов не нужно определять спряжение? Почему? (глядит, стоит).
IV. Закрепление материала.
1). Упр. 145(II ч. Тетради Г.А. Богдановой).
Дополнительные вопросы:
- В каком сочетании слов использована метафора, а не олицетворение?
- В каких стилях речи могут быть употреблены данные сочетания?
(В художественном и разговорном).
2). Устная работа (используется раздаточный материал или мультимедийный проектор).
- Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Найдите олицетворения.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. (А. Пушкин)Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н.А. Некрасов)Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.Есенин)Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы. (А. Пушкин)
Разозлилася старуха зима. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают.
К. Ушинский
Пейзаж сибирский за окном –
Светлей и проще.
Серебротканым волокном
Покрыты рощи.
Во вспышках инея тайга,
В огнях морозных.
Горят леса, горят снега
И синий воздух.То скачут белые огни,
То горностаи.
То рассыпаются они
Между кустами. (П. Комаров)
Как будто в берлоге медведица,
Река подо льдом залегла,
И солнце по - зимнему светится,
И в поле - морозная мгла.
Вся в инее - в сизом каракуле –
Березка стоит за мостом,
И пишет смешные каракули
Лисица пушистым хвостом. (П. Комаров)
3. Упр. 263, 264 учебника
4. Упр. 265 учебника.
Вывод: юмористическое содержание текста достигается употреблением одних и тех же глаголов в разных значениях.
5. Редактирование (используем раздаточный материал или мультимедийный проектор).
1). Мы посетили городской музей и вынесли из него самое ценное, самое интересное.
2). На каждого члена кружка “Юный техник” падает по пять – шесть моделей.
- Почему данные предложения вызывают смех?
- Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов?
- В каком случае глаголы служат точности и выразительности речи? (Когда употребляются в свойственном им значении).
V. Обобщение
1. О чем мы говорили сегодня на уроке?
2. Для чего глаголы употребляются в речи?
3. Какие глаголы придают речи выразительность?
VI. Домашнее задание (по выбору учащихся).
- Упр. 143 (II ч. Тетради Г.А. Богдановой).
- Написать короткую пейзажную зарисовку, используя глаголы (“Метель разбушевалась”, “Снег идет”; “Снегопад”, “В заснеженном царстве”; “Проказы старухи зимы”).
- Придумать забавный текст, шутливый характер которого объясняется намеренным смешением разных значений одного и того же глагола.