Синтаксис и пунктуация. Повторение

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Повторить изученный материал по синтаксису и пунктуации: постановка знаков препинания, виды разборов простого и сложного предложения, составление схем простого и сложного предложений, предложений с однородными членами, прямой речью и обращением.
  2. Закрепить знания по теме на практике.
  3. Закрепить умение отличать простое предложение от сложного.
  4. Прививать интерес к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (постановка цели, запись числа и темы в тетрадь).

2. Терминологический диктант.

  1. Что такое грамматическая основа предложения?
  2. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы им. п. (кто? что?).
  3. Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
  4. Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?.
  5. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что такое предмет?
  6. Как называется слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
  7. Разговор двух или более лиц – это... ?
  8. Речь одного лица – это... ?

3. Практическое задание.

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы и составить схемы.

Предложения написаны на доске. Дети выходят по очереди для разбора предложения.

  1. В нашем л...су растут разные д...ревья ель с...сна осина дуб.
  2. Ул...тают журавли ни...кие...сенние облака затягивают небо.
  3. Со...нце еще не встало а первые жаворонки уже звенели выс...ко-выс...ко.

В это время один ученик работает у доски самостоятельно.

Задание: подчеркнуть все члены предложения и надписать, чем они выражены; вставить пропущенные буквы.

Подн...лась за р...кой б…льшая темная туча.

4. Физкультминутка.

5. Графический диктант-лото.

Такая схема лежит у каждого ученика на парте.

Обращения

1. О, ? 2. О! ! 3. ,О, . 4. ,О!
5. ,О, ? 6. ,О, ! 7. О, ! 8. О, .

Детям даются карточки с предложениями, соответствующими данным схемам. Предложения расположены не по порядку.

Задание: к каждой схеме подобрать предложение.

Карточка с предложениями:

  1. Милая мама! Я тебя люблю! (2)
  2. Не будь, товарищ, слепым и глухим! (6)
  3. Знайте и верьте в добро, друзья! (4)
  4. Оля, ты сделала уроки? (1)
  5. Солдаты, ради победы над врагом умножьте ваши усилия. (8)
  6. Сначала найдите материал к сочинению, Сергей, а потом пишите план. (3)
  7. Поедете ли вы, голубушка, в лекторий? (5)
  8. Степан Иванович, сегодня прекрасная погода! (7)

6. Практическое задание: составить сложноподчиненные предложения.

Части предложений записаны на доске в два столбика. Во второй колонке они записаны не по порядку.

1. Язык существует для того

2. Трудно будет птицам пережить

3. Мы были уверены

зима будет холодная

огонь пугает зверей

четко выражать свои мысли

Составленные предложения нужно записать в тетрадь и составить схемы.

Правильные ответы:

  1. Язык существует для того, чтобы четко выражать свои мысли.
  2. Трудно будет птицам пережить, если зима будет холодная.
  3. Мы были уверены, что огонь пугает зверей.

7. Предложения с прямой речью.

- А теперь давайте вспомним, что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.)

- Из каких частей состоят предложения с прямой речью? (Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи.)

- Какие знаки препинания ставятся, если прямая речь стоит после слов автора? (Слова автора: “Прямая речь”.)

- Какие знаки препинания ставятся, если прямая речь стоит в начале предложения – перед словами автора? (“Прямая речь”, – слова автора.)

Задание: записать предложения с прямой речью.

1-й ученик записывает первое предложение на доске, остальные два предложения ученики пишут под диктовку с места.

1. “Я очень люблю читать книги”, – сказала Вера Васильевна.

2. Отец серьезно спросил: “Что с вами приключилось?”

3. Мальчик радостно воскликнул: “Я получил пятерку!”

8. Вывод.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?