Цели:
- Повторить изученный материал по синтаксису и пунктуации: постановка знаков препинания, виды разборов простого и сложного предложения, составление схем простого и сложного предложений, предложений с однородными членами, прямой речью и обращением.
- Закрепить знания по теме на практике.
- Закрепить умение отличать простое предложение от сложного.
- Прививать интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (постановка цели, запись числа и темы в тетрадь).
2. Терминологический диктант.
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы им. п. (кто? что?). Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?.
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что такое предмет?
- Как называется слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
- Разговор двух или более лиц – это... ?
- Речь одного лица – это... ?
3. Практическое задание.
Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы и составить схемы.
Предложения написаны на доске. Дети выходят по очереди для разбора предложения.
- В нашем л...су растут разные д...ревья ель с...сна осина дуб.
- Ул...тают журавли ни...кие...сенние облака затягивают небо.
- Со...нце еще не встало а первые жаворонки уже звенели выс...ко-выс...ко.
В это время один ученик работает у доски самостоятельно.
Задание: подчеркнуть все члены предложения и надписать, чем они выражены; вставить пропущенные буквы.
Подн...лась за р...кой б…льшая темная туча.
4. Физкультминутка.
5. Графический диктант-лото.
Такая схема лежит у каждого ученика на парте.
Обращения |
|||
1. О, ? | 2. О! ! | 3. ,О, . | 4. ,О! |
5. ,О, ? | 6. ,О, ! | 7. О, ! | 8. О, . |
Детям даются карточки с предложениями, соответствующими данным схемам. Предложения расположены не по порядку.
Задание: к каждой схеме подобрать предложение.
Карточка с предложениями:
- Милая мама! Я тебя люблю! (2)
- Не будь, товарищ, слепым и глухим! (6)
- Знайте и верьте в добро, друзья! (4)
- Оля, ты сделала уроки? (1)
- Солдаты, ради победы над врагом умножьте ваши усилия. (8)
- Сначала найдите материал к сочинению, Сергей, а потом пишите план. (3)
- Поедете ли вы, голубушка, в лекторий? (5)
- Степан Иванович, сегодня прекрасная погода! (7)
6. Практическое задание: составить сложноподчиненные предложения.
Части предложений записаны на доске в два столбика. Во второй колонке они записаны не по порядку.
1. Язык существует для того 2. Трудно будет птицам пережить 3. Мы были уверены |
зима будет холодная огонь пугает зверей четко выражать свои мысли |
Составленные предложения нужно записать в тетрадь и составить схемы.
Правильные ответы:
- Язык существует для того, чтобы четко выражать свои мысли.
- Трудно будет птицам пережить, если зима будет холодная.
- Мы были уверены, что огонь пугает зверей.
7. Предложения с прямой речью.
- А теперь давайте вспомним, что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.)
- Из каких частей состоят предложения с прямой речью? (Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи.)
- Какие знаки препинания ставятся, если прямая речь стоит после слов автора? (Слова автора: “Прямая речь”.)
- Какие знаки препинания ставятся, если прямая речь стоит в начале предложения – перед словами автора? (“Прямая речь”, – слова автора.)
Задание: записать предложения с прямой речью.
1-й ученик записывает первое предложение на доске, остальные два предложения ученики пишут под диктовку с места.
1. “Я очень люблю читать книги”, – сказала Вера Васильевна.
2. Отец серьезно спросил: “Что с вами приключилось?”
3. Мальчик радостно воскликнул: “Я получил пятерку!”
8. Вывод.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?