Цели урока:
1) Формирование представлений о роли деепричастия в художественных произведениях (на примере поэтического творчества Ф.И.Тютчева).
2) Актуализация опорных знаний и умений по теме “Деепричастие”.
Задачи урока:
1) Развивать чуткое отношение к родному языку, поэзии.
2) Совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте.
3) Развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
Оборудование:
1) Портрет Ф.И.Тютчева и сборники его стихотворений.
2) Схема обозначения пунктограммы “Выделение запятыми деепричастий и деепричастных оборотов”.
3) Контрольные карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом.
Ход урока
I. Организационный момент.
- проверка готовности к уроку;
- запись числа, классной работы, темы (при объявлении темы может сразу состоятся короткий разговор по вопросу темы, с привлечением примеров из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”: что изменится в стихотворении, если убрать использованные поэтом деепричастия?
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
(Блестя на солнце), снег лежит…
или
(Скользя по утреннему снегу),
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня…
Вступительное слово учителя:
II. Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем изучение темы “Деепричастный оборот и знаки препинания при нём”. Кроме этого на сегодняшнем уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи “Роль деепричастий в поэзии Ф.И.Тютчева”.
Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажите умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более образных рассуждений и описаний.
III. Актуализация прежних знаний.
Составление коллективного портрета деепричастия (групповая работа по рядам: Приложение 3).
Последовательно передавая листок-заготовку по своему ряду, указать признаки деепричастия как части речи (пока составляется коллективный портрет деепричастия, ребята работают в парах: один называет глагол, другой образует от него деепричастие, в тетрадь каждый записывает по 1-2 предложения с одиночными деепричастиями и деепричастным оборотом):
- грамматические признаки;
- морфологические признаки;
- синтаксические признаки;
- морфемные признаки;
- примеры деепричастий.
(ученик за последней партой читает описание получившегося портрета, остальные ребята класса слушают и рецензируют коллективную работу своих товарищей).
Дополнительные вопросы всему классу:
- Что называется деепричастным оборотом?
- Что вы знает о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах? (объяснение у доски, с использованием схемы “Знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах”).
2) Проверка домашней работы (упр. 169, учебник 7 кл. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др., 2002 года издания):
- назвать деепричастия:
- передающие только движения героев;
- передающие душевное состояние героев.
- Какую роль выполняют деепричастия в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”? (дорисовывают движения героев, делают их более живописными).
(в момент проверки д/з 3 ученика класса выполняют индивидуальную работу по карточкам контроля: Приложение 1).
IV. Отчёт об исследовательской работе на тему “Роль деепричастий в поэзии Ф.И.Тютчева.
Деепричастия используются не только в прозе, но и в поэзии. Убедиться в этом позволит обращение к лирике Ф.И.Тютчева, исследовав которую, учащиеся класса готовы ответить на вопрос: “Какова роль деепричастий в поэзии Ф.И.Тютчева?”. К творчеству Ф.И.Тютчева мы обращаемся не случайно. 5 декабря 2004 года этому замечательному русскому поэту исполнился 201 год со дня рождения. Более подробно с его творчеством мы познакомимся в старших классах, а сегодня лишь прикоснёмся к его поэтическому наследию.
- У доски 2 девочки рассказывают о результатах своих исследований, зачитывают примеры стихотворений, в которых деепричастия выражают внешние движения лирических образов и душевное состояние.
- Завершается отчёт общей работой класса. Ребятам предстоит выполнить выборочный диктант с распределением деепричастий из зачитанных учителем отрывков из стихотворений Ф.И.Тютчева в 2 колонки (Приложение 7):
- деепричастия, обозначающие внешние действия;
- деепричастия, выражающие душевное состояние.
Дополнительное задание: указать вид деепричастий, выделить у них суффиксы, с помощью которых они образуются от глаголов.
V. Проба пера (работа в парах: Приложение 4).
- восстановить по подсказкам авторский текст – отрывки из стихотворений Ф.И.Тютчева (подсказками является один из двух глаголов, записанных в скобках, от которого нужно образовать подходящее по смыслу деепричастие).
- при чтении полученные результаты сравниваются с оригиналом (Приложение 6).
VI. Анализ текста (Приложение 2).
Текст посвящён творчеству Ф.И.Тютчева. На каждой парте распечатанные экземпляры.
Задания к тексту:
- прочитать, определить стиль и тип речи (публиц., рассуждение), ответить на вопрос, что узнали о Тютчеве из этого текста;
- списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания;
- подчеркнуть обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом.
VII. Подведение итогов урока.
- Знание какого пунктуационного правила помогло вам сегодня в работе?
- Как бы вы ответили на вопрос темы сегодняшнего урока?
VIII. Домашнее задание (на выбор).
- написать продолжение текста в виде сочинения-рассуждения на тему “Согласен ли я со взглядом Ф.И.Тютчева на природу?”;
- письменно ответить на вопрос темы урока “Нужны ли деепричастия поэзии?”.
Обязательным условием творческих работ является использование деепричастий и деепричастных оборотов.