Интегрированный урок (русский язык + изобразительное искусство) "Ежели вы вежливы", (К.И. Чуковский. "Телефон"). Этикет телефонного разговора

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Цель: формирование устойчивого навыка владения культурой речи через продуктивную речевую и изобразительную деятельность.

Задачи:

  • продолжить работу по развитию умения применять полученные знания по русскому языку при работе над текстом, развитию орфографической зоркости, формированию культуры речи через активизацию словаря, закрепить навыки этикета: разговор по телефону;
  • закрепить умение заканчивать начатую работу, детально прорисовывать;
  • обучать основам работы с графическими материалами;
  • закрепить навыки работы с изобразительными материалами;
  • создать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости, сопереживания, чувства красоты.
  • систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах) этикета при разговоре по телефону;
  • способствовать формированию умения иллюстрировать литературное произведение и передавать сказочный сюжет;
  • упражнять в использовании элементов компьютерных технологий;
  • создать иллюстрированную книгу в подарок воспитанникам детского сада.

Оборудование для учителя:

  • книга К.И. Чуковского “Телефон”
  • этюдник для показа последовательности работы.

Оборудование для ученика:

  • книга К.И. Чуковского “Телефон” на каждого ребенка;
  • лист формата А4 с начатой работой на предыдущем уроке;
  • фломастеры, гелиевые ручки;
  • рабочая тетрадь, ручка, карандаш, резинка;
  • компьютер с заранее подготовленной презентацией, созданной детьми по книге К.И. Чуковского “Телефон” в программе PowerPoint.

Зрительный ряд:

  • театрализованный занавес;
  • титульный лист книги К.И. Чуковского “Телефон”;
  • игрушка телефон.

Музыкальный ряд: К. Дебюсси “Лунный свет”.

ТСО: компьютер, аудиопроигрыватель.

Предварительная работа:

  • первый урок по темеЕжели вы вежливы. К.И. Чуковский “Телефон”. Этикет телефонного разговора (начало работы);
  • чтение книги К.И. Чуковского “Телефон” в группе детского сада;
  • беседа о создании книги в библиотеке;
  • встреча с представителем Таттелеком (организация современных телесистем);
  • интерактивная экскурсия на телефонную станцию;
  • создание детьми презентации книги К.И. Чуковского “Телефон” в программе PowerPoint.

План занятия:

  1. Организационный момент. Разминка с элементами массажа.
  2. Актуализация знаний. Беседа об этикете телефонного разговора.
  3. Словарная работа.
  4. Театрализованное представление.
  5. Работа над текстом.
  6. Физкультминутка.
  7. Практическая работа.
  8. Итог урока. Презентация книги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Приветствие. Гимнастика “На удачу”.

2. Актуализация знаний. Беседа об этикете телефонного разговора.

Учитель: Поднимите руки у кого есть дома телефон?

Дети: (поднимают руки)

Учитель: Да, во многих квартирах в наше время есть телефон и очень распространены сотовые телефоны, потому что это очень удобно, практично, а иногда даже необходимо.

Скажите, для чего изобрели телефон?

Дети: Для того, чтобы общаться, вызвать помощь и прочее...

Учитель: По телефону можно вызвать скорую помощь, пожарных и другие службы, которые смогут вовремя помочь в трудных ситуациях.

Ребята, какие номера этих служб вы знаете?

Дети: 01, 02, 03, 04.

Учитель: Очень важно, когда вы звоните в скорую помощь, говорить четко, внятно и правильно, чтобы врачи успели помочь.

Нельзя очень долго, по пустякам разговаривать по телефону, так как может кто-то хочет дозвониться и сказать что-то важное. Ни в коем случае нельзя баловаться и делать ложные звонки по телефонам служб экстренной помощи. Так как потратится в пустую очень много средств и сил, и тот, кто нуждается, может остаться без помощи.

Даже просто когда вы звоните другу или бабушке по телефону, нужно разговаривать вежливо. Можно узнать как здоровье у бабушки, почему друг не пришел в школу и т.д.

Сначала нужно поздороваться, представиться и спросить того, кому позвонили, а если вы ошиблись, извиниться.

3. Словарная работа.

Здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания,

Здравствуй – приветствую тебя, первоначальное значение “Будь здоров”. Фасмер М “Этимологический словарь русского языка”;

Приветствие при встрече. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

Пожалуйста - выражение вежливого обращения, просьбы, согласия, ответа на благодарность. Например: Принесите, пожалуйста, словарь. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.)

Спасибо – выражать благодарность, выражение благодарности, быть благодарным за что-нибудь. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.)

До свидания – общеславянское, индоевропейского характера; от той же основы, что и латинское “видеть”. Это приветствие при прощании или до скорого свидания – приветствие при прощании. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.)

4. Театрализованное представление.

Инсценировка сказки К.И. Чуковского “Телефон”. Дети надевают маски.

Учитель: Прекрасно, ребята. Вы отличные актеры. Вы были героями стихотворения К. Чуковского. Я вам покажу две книги “Телефон”. Посмотрите, они разные, потому что их оформляли разные художники. Одну книгу – В. Винокур, а другую – В. Сутеев. Каждый по-своему иллюстрировал стихи. И сегодня мы продолжим иллюстрировать это произведение как настоящие художники и может создать книгу сами.

Но сначала повторим, что же такое иллюстрация?

Дети: Это изображения действия, которое происходит в книге.

Учитель: Мы подобрали текст и сделали на предыдущем занятии основу. Но над текстом нужно поработать.

5. Работа над текстом.

Учитель: Найдите в тексте и выпишите названия тех животных, которые обитают на территории Татарстана. (запись в тетрадях : Зайчата, медведь, цапля, свинья, ворона, соловей).

У каждого из вас есть текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания простым карандашом и проверьте по тексту в книге. Обведите ручкой вставленную букву или знак препинания. Самостоятельная работа учащихся и самопроверка.

6. Физкультминутка.

Ходьба детей по тропинке здоровья. Дети садятся на ковер лицом в круг (пальчиковая гимнастика).

  1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке будут буковки писать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки должны быть сжаты в кулачки.)
  2. Почему же наш большой крутит, вертит головой? Он на судне капитан – изучает океан. (Дети сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают большие пальцы вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.)
  3. Палец указательный умный и внимательный. Занят делом постоянно. Он – помощник капитана. (Дети сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают указательные пальцы вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону).
  4. Средний пальчик наш - матрос, мачту он на борт принес. Чтоб он весел был в пути, надо пальцем покрутить. (Дети сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают средние пальцы вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону).
  5. Безымянный палец – кок, он испек большой пирог. Поперчил и посолил, и вокруг него ходил. (Дети сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают безымянные пальцы вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону).
  6. Наш мизинец – это юнга. Он сейчас прямой , как струнка. Юнга трудится весь день –нам крутить его не лень. (Дети сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают мизинцы вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону).
  7. Пальцы в гости приходили, тук, тук, тук – стучали в дверь. Только дверь им не открыли: думали, там страшный зверь.

7. Практическая работа.

Учитель: На прошлом занятии вы начали иллюстрировать книгу: выполнили рисунок и проложили основные цветовые пятна акварелью или гуашью, можно ли считать работу законченной?

Дети: нет.

Учитель: Действительно нет! Необходимо выполнить детали и выделить фигуры животных, чтобы иллюстрация выглядела ярко и четко. Для этого мы используем фломастеры и гелиевые ручки.

Учащиеся заканчивают работу.

Учитель: Вы создали иллюстрации, на которых изобразили разных животных. Назовите их.

Дети: Слон, крокодил, носорог, медведь, газель, свинья, заяц, обезьяна, тюлень, морж.

8. Итог урока. Презентация книги.

Учитель: Мы с вами закончили работу над иллюстрацией книги. Теперь мы должны ее собрать.

Итак, мы создали книгу, которую мы подарим на день рождения нашей школы “Балкыш” в детский сад.

Ребята приготовили презентацию книги К.И. Чуковского “Телефон” созданную вашими руками (показ).

9. Оценка.

Учитель: Откройте дневники. Оцените свою работу самостоятельно и поставьте себе оценки по русскому языку и по ИЗО.

Учителя расписываются в дневниках возле оценки.