Цель: формирование устойчивого навыка владения культурой речи через продуктивную речевую и изобразительную деятельность.
Задачи:
- продолжить работу по развитию умения применять полученные знания по русскому языку при работе над текстом, развитию орфографической зоркости, формированию культуры речи через активизацию словаря, закрепить навыки этикета: разговор по телефону;
- закрепить умение заканчивать начатую работу, детально прорисовывать;
- обучать основам работы с графическими материалами;
- закрепить навыки работы с изобразительными материалами;
- создать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости, сопереживания, чувства красоты.
- систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах) этикета при разговоре по телефону;
- способствовать формированию умения иллюстрировать литературное произведение и передавать сказочный сюжет;
- упражнять в использовании элементов компьютерных технологий;
- создать иллюстрированную книгу в подарок воспитанникам детского сада.
Оборудование для учителя:
- книга К.И. Чуковского “Телефон”
- этюдник для показа последовательности работы.
Оборудование для ученика:
- книга К.И. Чуковского “Телефон” на каждого ребенка;
- лист формата А4 с начатой работой на предыдущем уроке;
- фломастеры, гелиевые ручки;
- рабочая тетрадь, ручка, карандаш, резинка;
- компьютер с заранее подготовленной презентацией, созданной детьми по книге К.И. Чуковского “Телефон” в программе PowerPoint.
Зрительный ряд:
- театрализованный занавес;
- титульный лист книги К.И. Чуковского “Телефон”;
- игрушка телефон.
Музыкальный ряд: К. Дебюсси “Лунный свет”.
ТСО: компьютер, аудиопроигрыватель.
Предварительная работа:
- первый урок по теме “Ежели вы вежливы. К.И. Чуковский “Телефон”. Этикет телефонного разговора (начало работы);
- чтение книги К.И. Чуковского “Телефон” в группе детского сада;
- беседа о создании книги в библиотеке;
- встреча с представителем Таттелеком (организация современных телесистем);
- интерактивная экскурсия на телефонную станцию;
- создание детьми презентации книги К.И. Чуковского “Телефон” в программе PowerPoint.
План занятия:
- Организационный момент. Разминка с элементами массажа.
- Актуализация знаний. Беседа об этикете телефонного разговора.
- Словарная работа.
- Театрализованное представление.
- Работа над текстом.
- Физкультминутка.
- Практическая работа.
- Итог урока. Презентация книги.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Приветствие. Гимнастика “На удачу”.
2. Актуализация знаний. Беседа об этикете телефонного разговора.
Учитель: Поднимите руки у кого есть дома телефон?
Дети: (поднимают руки)
Учитель: Да, во многих квартирах в наше время есть телефон и очень распространены сотовые телефоны, потому что это очень удобно, практично, а иногда даже необходимо.
Скажите, для чего изобрели телефон?
Дети: Для того, чтобы общаться, вызвать помощь и прочее...
Учитель: По телефону можно вызвать скорую помощь, пожарных и другие службы, которые смогут вовремя помочь в трудных ситуациях.
Ребята, какие номера этих служб вы знаете?
Дети: 01, 02, 03, 04.
Учитель: Очень важно, когда вы звоните в скорую помощь, говорить четко, внятно и правильно, чтобы врачи успели помочь.
Нельзя очень долго, по пустякам разговаривать по телефону, так как может кто-то хочет дозвониться и сказать что-то важное. Ни в коем случае нельзя баловаться и делать ложные звонки по телефонам служб экстренной помощи. Так как потратится в пустую очень много средств и сил, и тот, кто нуждается, может остаться без помощи.
Даже просто когда вы звоните другу или бабушке по телефону, нужно разговаривать вежливо. Можно узнать как здоровье у бабушки, почему друг не пришел в школу и т.д.
Сначала нужно поздороваться, представиться и спросить того, кому позвонили, а если вы ошиблись, извиниться.
3. Словарная работа.
Здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания,
Здравствуй – приветствую тебя, первоначальное значение “Будь здоров”. Фасмер М “Этимологический словарь русского языка”;
Приветствие при встрече. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
Пожалуйста - выражение вежливого обращения, просьбы, согласия, ответа на благодарность. Например: Принесите, пожалуйста, словарь. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.)
Спасибо – выражать благодарность, выражение благодарности, быть благодарным за что-нибудь. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.)
До свидания – общеславянское, индоевропейского характера; от той же основы, что и латинское “видеть”. Это приветствие при прощании или до скорого свидания – приветствие при прощании. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.)
4. Театрализованное представление.
Инсценировка сказки К.И. Чуковского “Телефон”. Дети надевают маски.
Учитель: Прекрасно, ребята. Вы отличные актеры. Вы были героями стихотворения К. Чуковского. Я вам покажу две книги “Телефон”. Посмотрите, они разные, потому что их оформляли разные художники. Одну книгу – В. Винокур, а другую – В. Сутеев. Каждый по-своему иллюстрировал стихи. И сегодня мы продолжим иллюстрировать это произведение как настоящие художники и может создать книгу сами.
Но сначала повторим, что же такое иллюстрация?
Дети: Это изображения действия, которое происходит в книге.
Учитель: Мы подобрали текст и сделали на предыдущем занятии основу. Но над текстом нужно поработать.
5. Работа над текстом.
Учитель: Найдите в тексте и выпишите названия тех животных, которые обитают на территории Татарстана. (запись в тетрадях : Зайчата, медведь, цапля, свинья, ворона, соловей).
У каждого из вас есть текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания простым карандашом и проверьте по тексту в книге. Обведите ручкой вставленную букву или знак препинания. Самостоятельная работа учащихся и самопроверка.
6. Физкультминутка.
Ходьба детей по тропинке здоровья. Дети садятся на ковер лицом в круг (пальчиковая гимнастика).
- Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке будут буковки писать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки должны быть сжаты в кулачки.)
- Почему же наш большой крутит, вертит головой? Он на судне капитан – изучает океан. (Дети сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают большие пальцы вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.)
- Палец указательный умный и внимательный. Занят делом постоянно. Он – помощник капитана. (Дети сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают указательные пальцы вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону).
- Средний пальчик наш - матрос, мачту он на борт принес. Чтоб он весел был в пути, надо пальцем покрутить. (Дети сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают средние пальцы вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону).
- Безымянный палец – кок, он испек большой пирог. Поперчил и посолил, и вокруг него ходил. (Дети сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают безымянные пальцы вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону).
- Наш мизинец – это юнга. Он сейчас прямой , как струнка. Юнга трудится весь день –нам крутить его не лень. (Дети сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают мизинцы вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону).
- Пальцы в гости приходили, тук, тук, тук – стучали в дверь. Только дверь им не открыли: думали, там страшный зверь.
7. Практическая работа.
Учитель: На прошлом занятии вы начали иллюстрировать книгу: выполнили рисунок и проложили основные цветовые пятна акварелью или гуашью, можно ли считать работу законченной?
Дети: нет.
Учитель: Действительно нет! Необходимо выполнить детали и выделить фигуры животных, чтобы иллюстрация выглядела ярко и четко. Для этого мы используем фломастеры и гелиевые ручки.
Учащиеся заканчивают работу.
Учитель: Вы создали иллюстрации, на которых изобразили разных животных. Назовите их.
Дети: Слон, крокодил, носорог, медведь, газель, свинья, заяц, обезьяна, тюлень, морж.
8. Итог урока. Презентация книги.
Учитель: Мы с вами закончили работу над иллюстрацией книги. Теперь мы должны ее собрать.
Итак, мы создали книгу, которую мы подарим на день рождения нашей школы “Балкыш” в детский сад.
Ребята приготовили презентацию книги К.И. Чуковского “Телефон” созданную вашими руками (показ).
9. Оценка.
Учитель: Откройте дневники. Оцените свою работу самостоятельно и поставьте себе оценки по русскому языку и по ИЗО.
Учителя расписываются в дневниках возле оценки.