Тема: Понятие о союзе.
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Цели:
- Образовательная: повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи; формирование умения определять роль союзов в предложении; закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.
- Развивающая: развитие творческой, речевой и мыслительной активности; формирование коммуникативных качеств личности учащихся.
- Воспитательная: воспитывать позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Методы и приёмы: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский.
Программное обеспечение: Microsof Power Point, Microsoft Word.
Техническое оборудование: мультимедийный проектор и экран, сканер, принтер.
Тексты: тесты, карточки с текстами для наблюдения исследования, учебник – Лидман-Орлова Г.К. “Практика”, листок контроля и учета знаний. Приложение 1, приложение 2.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация.
Повторение сведений о предлоге.
- Какую служебную часть речи мы уже изучили? (предлог)
- Что называется предлогом?
- Как отличить предлог от приставки?
- Как влияют предлоги на слова, с которыми они употребляются? (Слайд 1)
Задание: Найдите предлог, докажите. (На столах у учащихся карточки с текстами. Работа в парах.)
Текст: По тенистой дорожке сада сын спешит к дому, а отец шел (на)встречу. (На)встречу, назначенную заранее, неприлично опаздывать.
- Какую еще часть речи, кроме предлога, вы увидели в тексте? (Союз)
- Докажите что это союз?
III. Объяснение нового материала.
Ребята, как вы думаете, что обозначает слово СОЮЗ? Попробуем создать его образ!
Какие ассоциации вызывают эти рисунки? (Слайд 3)
Вывод: союзы служат для соединения однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. (Слайд 4)
Цель задания: создать таблицу или схему по параграфу учебника, отработать теорию в группах для дальнейшего применения на практике. После представления и защиты своей работы, группы могут посмотреть вариант схемы на слайде 5.
IV. Применение знаний.
Задание № 1. Решение тестов – Приложение 1 (тексты на столах). Самопроверка - (Слайд 6).
Итог работы: самооценка заносится в оценочный лист.
Задание № 2. Спишите предложения, соединяя однородные члены предложения, подходящими по смыслу сочинительными союзами. (Самопроверка, самооценка по ключу).
Текст № 1.
Он смеется ... плачет. Куртка дорожная.... некрасивая..
Он красив.... неумен. Он умен ... хитер. Река широкая....неглубокая. Река неглубокая.... широкая, река неглубокая.. .мелкая.
Текст № 2.
Медвежонок-шалун
1. Под тяжестью медвежонка дерево склонялось все ниже и ниже. Крайние ветки стали касаться воды.
2. Он налегал (изо)всех сил. Дерево незаметно сгибалось.
3. Корешки, державшие дерево, лопнули. Забавник (в)месте с деревом гулко шлепнулся в холодную воду.
Задание: составьте сложные предложения из каждой пары; расставьте знаки препинания.
(Работа в парах, взаимопроверка, отметка в оценочном листе.)
Задание № 3. Творческого характера. Предлагаются задания на выбор для работы в парах – “Я – редактор” (тексты на столах), (оценка учителя)
Задание № 4. Творческого характера. (Слайд 6). (Самооценка, работа в группах, оценка учителя.)
V. Рефлексия.
- Что нового узнали о союзе?
- Какие были затруднения при выполнении заданий?
VI. Домашнее задание на выбор.
- Для тех, кто затрудняется в определении и нахождении союзов - упр. № 333.
- Творческий уровень - упр. № 334 или составить текст с применением союзов на тему: “О чем думает зимний лес”.