Цели:
- добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными;
- обогатить память шестиклассников готовыми образцами для выражения своих впечатлений;
- формировать умение самостоятельно подбирать эпитеты;
- развивать такие качества, как ассоциативность мышления, художественная зоркость, эмоциональность;
- воспитывать любовь к малой и большой родине.
Учебные пособия:
1) “Русский язык” (6 класс) под редакцией М.М. Разумовской, “Дрофа”, 2002г.
2) Г.А. Богданова “Русский язык” (6 класс). Рабочая тетрадь, ч. II
Оборудование:
- толковые словари и школьные словари иностранных слов;
- мультимедийный проектор;
- дидактический раздаточный материал;
- опорные таблицы:
- “эпитет”;
- “метафорический эпитет”;
- “усилительный тавтологический эпитет”;
- “словесный штамп”;
- “озарять предметы”;
- сигнальные карточки
Ход урока
І. Постановка темы и целей урока.
1. Отгадайте загадку.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приятны,
Я украшаю нашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное).
- Что такое имя прилагательное?
2. Отгадайте, о каких предметах идет речь.
- Круглый, как мяч, с виду зеленый, в середине красный, на вкус сладкий. (Арбуз)
- Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, на себя не велит. (Солнце)
- Носик стальной, а хвостик льняной. (Иголка и нитка)
- Маленький, кругленький, за хвостик не поднять. (Клубок)
- Как вы определили, о чем говорится в загадках? (По признакам предметов, очень точно названных именами прилагательными).
- Какие признаки могут называть имена прилагательные? (Цвет, запах, вкус, форму, размер, принадлежность, отношение к предмету.)
- Только ли для того, чтобы точно определить предмет, назвать его признак, употребляются имена прилагательные?
Ответ на этот вопрос должен стать результатом урока.
Итак, тема урока: “Употребление имен прилагательных в речи.”
ІІ. Проверка домашнего задания (упр. 235 – лингвистический текст – по учебнику М. Разумовской).
- Какова роль прилагательных в речи?
(Придают речи точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение.)
Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира.
- Употребление каких прилагательных придает речи особую выразительность?
(Прилагательных – эпитетов).
ІІІ. Словарная работа.
В переводе с греческого “эпитет” - приложение.
Всякое ли прилагательное – эпитет?
Эпитет=прилагательное-?
- Обратимся к словарям.
Вывод. Эпитет – художественное (образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.
- По меткому выражению критика XIX века Боткина, эпитеты обладают способностью “озарять предметы”. Как вы понимаете это выражение?
IV. Лингвистический эксперимент.
Другой критик XIX века, Белинский, писал о поэзии А.С. Пушкина:
<Слайд 1>
“ И что же это за стих! Все богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск, в нем гармония языка и ритма…” В.Г.Белинский
- Вы почувствовали, как Белинский относится к поэзии Пушкина? (Восхищается)
- Какими средствами языка Белинский передает свое восхищение? (Эпитетами, сравнениями, восклицательным предложением).
- Какой частью речи выражены эпитеты?
(Прилагательными – полными и краткими).
- Прочитайте текст, опустив имена прилагательные. Что изменилось?
(Стал менее выразительным, ярким).
- Все ли прилагательные являются эпитетами? (Нет, “русский” эпитетом не является).
- Какую роль в тексте выполняет это прилагательное?
(Уточняет, конкретизирует).
- Итак, в чем мы убедились в результате лингвистического эксперимента? Что узнали?
(Эпитеты придают речи выразительность, точность. Эпитеты могут быть выражены полными и краткими прилагательными.)
Восторженная оценка Белинским стихотворений А.С. Пушкина убеждает: именно к Пушкину нужно обращаться, чтобы обогатить свою речь эпитетами – образцами для выражения собственных впечатлений.
V. Актуализация знаний.
1. “Допиши эпитет!” (работа с раздаточным дидактическим материалом): вспомните строчки пушкинских стихотворений, вставьте прилагательные – эпитеты:
1) Сквозь____________ туманы
Проб…рается луна
На ___________п…ляны
Льет п..чально свет она.
2) Вся комната___________блеском
Озарена. ______________треском
Тр…щит затопленная печь.
3) ____________ пора! Очей оч…рованье!
Пр…ятна мне твоя__________краса –
Люблю я __________пр…роды ув…данье,
В б…грец и золото одетые леса.
- В какой морфеме пропущены орфограммы?
(В корне).
- Какие виды орфограмм в корне встречаются? (Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные).
Работу, направленную на предупреждение ошибок в словах с пропущенными буквами, можно организовать с помощью сигнальных карточек.
Задания классу.
<Слайд 2>
- Вставить пропущенные буквы, расставить и графически объяснить знаки препинания.
- Определить синтаксическую роль прилагательных – эпитетов.
- Найти однокоренные слова, выполнить их морфемный разбор.
Вывод: прилагательные – эпитеты в предложении выполняют роль определений и употребляются в составе поэтических обращений.
2. Упр. 240 (учебник М.М. Разумовской).
При выполнении задания № 1 учащиеся обращаются к “Толковому словарику” учебника.
Вывод: не всякое прилагательное является эпитетом. В строгом значении термина эпитетом является прилагательное в переносном значении. Такие эпитеты называются метафорическими.
Задание № 2 предлагается выполнить по вариантам.
3. Упр. 47 (Богданова “Рабочая тетрадь по русскому языку“ для 6 класса, ч. II).
Сравнительный анализ текстов
(работа с раздаточным дидактическим материалом).
Цель: выяснить, в каком стиле речи употребляются эпитеты.
І. Амур – река на Дальнем Востоке. Образуется слиянием рек Шилка и Аргунь. Впадает в Амурский лиман Охотского моря. Длина Амура составляет 4444 километра. Питание преимущественно от летнее (осе…их) муссо…ых дождей. Характерны наводнения. Главные притоки: Зея, Бурея, Амгунь.
ІІ. Амур. Тебя и в дальн… дали
Я не забуду никогда.
Здесь берега в зелен… шали
И в алых отблесках вода.
Рассвет струится, свеж (?) и ясен,
Кусты и травы в серебре.
В жемчужн.. росах дремлет ясень
Как изваянье, на горе. (К.Овечкин)
- Прочитайте тексты.
- Что объединяет эти тексты?
(Тема, тип речи – описание)
- Что отличает? (Стиль —> задача речи, способ организации речи: стихи - проза).
- Сравните роль прилагательных в текстах. Подтвердите примерами.
(В I тексте (научного стиля речи) прилагательные помогают точно выразить мысль; во II тексте (художественного стиля речи) – прилагательные – эпитеты придают выразительность, яркость, красоту).
- Какой эпитет, на ваш взгляд, самый выразительный? Какой эпитет удивляет?
- Какие знаки препинания пропущены?
- В словах какой части речи пропущены буквы?
(В прилагательных).
- Выпишите прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, объясните орфограммы.
5. Игра “У кого поэтичнее?”
Дополните строчки стихотворения:
<Слайд3>
Ты посмотри, ____________ красота!
___________снег мерцает еле-еле.
Поляна_____________светом залита
Вокруг_____________ели.
А теперь сравните с оригиналом:
<Слайд 4>
Ты посмотри, какая красота!
Вечерний снег мерцает еле-еле.
Поляна лунным светом залита
Вокруг немой заиндевелой ели. (С. Смирнов)
- Назовите имена прилагательные.
- Какой из них является эпитетом?
6. Самостоятельная работа (редактирование).
<Слайд 5 >
За грибами.
Три друга пошли в сильный лес за развесистыми грибами. У Миши была ранняя корзинка, а у Коли и Вани незнакомые лукошки. Мальчики собирали квадратные грибы и перекликались первыми голосами. Вдруг небо потемнело, и пошел продолговатый дождь. Ребята спрятались под жизнерадостным деревом.
- Почему вы смеялись?
- К чему ведет неуместное употребление имен прилагательных?
- Восстановите текст.
Запишите.
Вывод: прилагательные, употребленные неуместно, не служат точному выражению мысли и не являются средством выразительности.
7. Перед вами отрывок из сочинения учащегося о зиме.
<Слайд 5>
Наступила долгожданная зима. Земля покрылась белым покрывалом. В лесу намело глубокие сугробы. На верхушках сосен лежат белоснежные шапки снега.
- Нравится ли вам это сочинение?
- Есть ли в нем эпитеты?
(Есть, но они избитые, от частого употребления потерявшие художественность, выразительность. Это “словесные штампы”. Их в речи нужно избегать.
VI. Домашнее задание:
1) написать сочинение – миниатюру на одну из тем:
- “А за окном зима…”
- “Зимний денек”.
2) упр. 42 (по II ч. Тетради Г.А. Богдановой. Учащиеся выполняют одно из заданий по выбору).
Внимание: Файл презентации можно получить у автора!!!
VII. Обобщение изученного
- О чем говорили сегодня на уроке?
- Какова роль прилагательных в речи?
- Какие прилагательные придают речи особую выразительность?
- Что такое эпитет? и др.