Урок-повторение по русскому языку на тему: "Лексика". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Лексика”;
  • формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;
  • воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;
  • развитие памяти, внимания, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.

Тип урока: повторение изученного по теме “Лексика”.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Урок рассчитан на 2 часа.

ХОД УРОКА

В зависимости от наполняемости класса учащиеся делятся на группы по шесть человек. Учитель ставит цель и знакомит с ходом урока.

I. Разминка “Собери слово”.

(На доске записаны слова, разбитые на морфемы, задача учащихся собрать их и составить с получившимися словами предложения).

II. Устная работа с иллюстрациями (работа в парах).

Каждой паре выдаётся иллюстрация с заданием (см. приложение 1).

Работа в паре.

III. Работа в группах. Алгоритм работы в группе смотри в приложении 2.

Каждой группе, состоящей из шести человек, выдаётся пакет с заданиями, в который входят рабочие материалы и табло. Учащиеся выбирают командира группы, который будет отслеживать и фиксировать в табло последовательность выполнения заданий.

Карточка №1-С

1. Продолжите определение.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые… .

2. Найдите синонимы к выделенным словам.

Старый человек

А) пожилой;

Б) подержанный;

В) престарелый;

Г) заслуженный;

Д) уважаемый;

Е) дряхлый.

Старая постройка

А) древняя;

Б) ветхая;

В) старческая;

Г) дряхлая;

Д) обветшалая;

Е) ободранная.

3. Даны вразбивку синонимы. Составьте из этих слов ряды синонимов. Подчеркните общее значение слов-синонимов каждого ряда.

Всадник, страна, метель, наездник, буран, сторона, верховой, край, вьюга, конный, земля, пурга.

Составьте предложение с одним из записанных слов.

4. К данным существительным подберите синонимы.

Взгляд – …; непогода – …; обычай – … .

5. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами для преодоления неоправданного повторения слов. Вставьте пропущенные знаки препинания.

Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно и они устали. Когда поднялись на вершину холма сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами.

Карточка №2-С

1. Спишите, расставляя пропущенные запятые и выбирая из скобок синоним, более точно отвечающий смыслу предложения.

Со всех сторон Антарктику (окружает, опоясывает) бескрайний ок…ан. (К) югу от Полярного круга (лежит, покоится) безжизненная л…дяная пустыня.

2. Найдите синонимы к выделенным словам.

Тихий ребёнок

А) послушный;

Б) усидчивый;

В) смирный;

Г) грустный;

Д) спокойный;

Е) шустрый.

Тонкий полёт

А) бесшумный;

Б) высокий;

В) беззвучный;

Г) длительный;

Д) ровный;

Е) неслышный.

3. Даны вразбивку синонимы. Составьте из этих слов ряды синонимов. Подчеркните общее значение слов-синонимов каждого ряда.

Известие, искусственный, занимательный, сообщение, захватывающий, новость, ненастоящий, весточка, поддельный, интересный, фальшивый.

4. Дополните ряды синонимов.

Блуждать, шататься … . Шторм, ураган…. . Фея, чародейка … .

5. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами для преодоления неоправданного повторения слов. Вставьте пропущенные знаки препинания.

Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно и они устали. Когда поднялись на вершину холма сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами.

Карточка №3-А

1. Продолжите определение:

Антонимы – это слова одной и той же части речи ……. .

2. Выберите антонимы к выделенным словам.

Мягкий сыр

А) плотный;

Б) плавленый;

В) твердый;

Г) прогорклый;

Д) сухой;

Е) жидкий.

Мягкий климат

А) твёрдый;

Б) суровый;

В) влажный;

Г) сухой;

Д) тёплый;

Е) северный.

3. Подберите антонимы к данным словам.

Отдавать – …, праздник – …, скучный – …, счастье – ….

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подчеркивая антонимы.

Дело в…ди, а бездел(ь, ъ)е г…ни. У сильного всегда бессильный в…новат. Человек от лен… болеет, а от труда здор…веет.

5. Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть. Получился ли у Вас текст, не лишённый смысла?

Жил-был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

Карточка №4-А

1. Продолжите определение:

… – это слова … части речи с противоположным…

2. Выберите антонимы к выделенным словам.

Лёгкая сумка

А) полная;

Б) пустая;

В) кожаная;

Г) мамина;

Д) тяжёлая;

Е) массивная.

Лёгкая задача

А) тяжеловесная;

Б) массивная;

В) трудная;

Г) грузная;

Д) математическая;

Е) решённая.

3. Подберите антонимы к данным словам.

Исчезать – …, тяжёлый – …, подъём – …, поздний -….

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подчеркивая антонимы.

Мен(?)ше жмурься –больше увидишь. Вместе тес(?)но, а вроз(?) скуч(?)но. Иди вперёд, а оглядывайся назад.

5. Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть. Получился ли у Вас текст, не лишённый смысла?

Жил-был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная оп ушка и какие-то далёкие огоньки.

Карточка № 5-О

1. Продолжите определение:

… – это слова … части речи, одинаковые по …

2. Каким словам-омонимам соответствуют эти значения?

А) Заплетённые волосы.

Сельскохозяйственное орудие, служащее для срезывания травы или хлебных злаков. Длинная узкая отмель, идущая от берега.

Б) Вещество из двух или нескольких металлов, получающихся из смешения их или плавления. Отправление вплавь по течению реки.

3. Прочитайте, выпишите омоним и определите его лексическое значение.

Он купил ириску, решил её не есть. Но как не есть ириску, когда ириска есть?

4. Составьте с данными омонимами предложения, чтобы раскрылось их лексическое значение.

Норка, соль, лук, месяц, склонять.

5. Сочините стихотворение, в котором рифмовались бы слова-омонимы.

Карточка № 6-О

1. Продолжите определение:

Омонимы – это …

2. Каким словам-омонимам соответствуют эти значения?

А) Пучок щетины, волос на рукоятке для нанесения краски, клея.

Часть руки от запястья до конца пальцев.

Б) На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом.

3. Прочитайте, выпишите омоним и определите его лексическое значение.

Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.

4. Составьте с данными омонимами предложения, чтобы раскрылось их лексическое значение.

Проспект, закапывать, коса, шашки, очки.

5. Сочините стихотворение, в котором рифмовались бы слова-омонимы.

IV. Разминка “Кто быстрее” (учитель сам определяет время проведения второй разминки).

На доске записывается слово по вертикали в прямом и обратном порядке. Учащимся предлагается составить слова , начинающиеся и оканчивающиеся на заданные буквы.

К…………..О

О…………..С

Л…………..Е

Е…………..Л

С…………..О

О……..…...К

V. Индивидуальная работа с текстом.

Ветра нет, в мя...ком воздухе разлит осенний запах. З...лотая берё...ка красиво рису...тся на г...лубом небе. Ни...кое со...нце уже (не) греет, но блестит ярче летнего. Как хорош лес поз...ней осен...ю!

  1. Прочитайте текст. Озаглавьте, поясните свой выбор заголовка.
  2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.
  3. С помощью каких глаголов передаётся состояние природы?
  4. Какие цвета использует писатель для описания осеннего пейзажа? Какие краски осени вы бы добавили в этот текст? Почему?
  5. Какой музыкой вы сопроводили бы данный текст?
  6. Составьте 2–3 предложения на тему “Зимний лес”.

VI. Рефлексия.

Анализ своей деятельности на уроке проводится учащимися по шкале успеха. Ребёнок выбирает жетон с тем цветом, который, по его мнению, соответствует его работе на уроке.

Я мог (ла) бы работать и лучше – синий жетон.

Сегодня я понял (а), чего мне не хватает для успешной работы – желтый жетон.

Я сегодня работал (а) в полную силу. У меня всё получалось – красный жетон.

Я очень старался (старалась), но у меня не всё получалось – оранжевый жетон.

Я сегодня работал (а) плохо – зеленый жетон.