Педагогика должна ориентироваться
не на вчерашний день, а на завтрашний
день детского развития.
Л.С. Выготский.
Сегодня мысль о том, что школа должна давать, прежде всего знания, умения, навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний, представляется неактуальной. 21-й век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, возможности разбираться в ситуации и находить решение. Очень часто слышишь вопросы о том, каким быть сегодня уроку? Конкретно каждому и всем вместе? Вопросы всегда актуальные, а сейчас, видимо, особенно: школа должна помочь выжить ученику в столь сложное время, не потерять себя. В создании такой личности и помогают уроки творчества, на которых каждый ученик имеет возможность через работы малых форм раскрепоститься. А одно из ключевых компетенций, которым должны быть оснащены наши дети – компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией. Особенно они важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция.
На уроках русского языка формируем у учащихся чувство слова, отношение к языку как к орудию мышления и языкового общения, обеспечиваем получение детьми коммуникативного опыта прежде всего в русле совместной предметной деятельности. В чем убеждает практика? Ведь учащиеся сегодня не умеют обосновывать, аргументировать свои суждения(или испытывают затруднения в отборе аргументов) даже при наличии определенных знаний. Следовательно, одной из главных задач уроков развития речи – научить школьников аргументированно выражать свои знания и убеждения. Отношение школьников к своей учебной деятельности важно сегодня, поскольку гуманизация образования теснейшим образом связана именно с изменением отношения учащихся к учению. Под новым отношением к учебной деятельности подразумевается, прежде всего, эмоциональное состояние благополучия, которое возникает у школьников в результате реализации его задатков и способностей, приносит ему чувство удовлетворения и служит стимулом к дальнейшей учебе. Обучение творчеству – это вооружение умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи. Хорошо известно, что большинство детей не имеет развитого творческого воображения, поэтому их читательские интересы неуклонно снижаются. Ведь понимание, восприятие текста предполагает творческое умение интерпретировать авторскую позицию, умение создавать свой текст, адекватный оригиналу. Формирование у школьников таких умений является одной из основных задач развития речи.
Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений. А какую же роль может играть сочинение? К сожалению, наши уроки развития речи часто носят чисто прикладной характер. Сочинение – это “упражнение в развитии связанной речи в построение текста”, как указывается в методиках преподавания русского языка. С такой направленностью письменных работ связана их тематика: “опишите какую-нибудь вещь (игрушку, предмет домашнего обихода), которая вам очень нравится”; “Почему нужно беречь книгу?”, “Почему нужно бороться за мир?” и т.д. Как видно из названий, школьное сочинение или заранее запрограммировано на определенный ответ, или подразумевается прямое назидание. В таких работах не остается места для изложения своих переживаний, намерений, суждений. А ведь только в таком случае происходит формирование личности, осмысление тех отношений, в которые вступает школьник. “Интерес к учению, – писал В.А. Сухомлинский, – появляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…” Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью; во-вторых, совершенствую речь учащихся – инструмент познания, средства общения и зеркала мышления, – мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам; в-третьих, организуя ситуацию успеха на уроках творчества, мы можем более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий.
Особого внимания требуют к себе учащиеся 5-х классов, которые переходят от классно-урочной формы обучения к предметной, где сталкиваются с новыми преподавателями, у каждого из которых
Свой стиль общения, свои приемы преподавания. Все это зачастую приводит к тому, что дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания. Вывод однозначен: 5-й класс является для учащихся переломным. Как тут не вспомнить термин американского психотерапевта Э.Берна “эмоциональные поглаживания”: обращения к учащимся по имени (“ничто так не ласкает человеческий слух, как называние имени его”),опоры на похвалу, на одобрение, на ласковый тон, на ободряющие прикосновения во время уроков, акцента на позитивное построение фраз: вместо угрозы: “ Мы не сделаем этого до тех пор, пока…– скажем: “Мы сделаем это, как только…”; вместо приказа: “Прекратите шум!” – предложим: “Давайте поглядим, как это у нас получится, если…” и т.д. Другим приемом, придающим эмоциональную привлекательность урокам творчества стало необычное начало каждого занятия. “Корзинка с осенними дарами” или слово “осень”, написанное на доске, или просто желтый лист в руке учителя, который … еще мгновение и опустится на землю”. Озвучиваю тему творческой работы: “О чем думает последний желтый лист, который висит на дереве?” Предлагаю создать ситуацию, где каждый ученик почувствует себя активным деятелем, участником творчества. Составляем сначала словосочетания, затем предложения, где все сводилось к перечислению, в основном, примет осени (блеклые листья, желтые листочки, льют дожди, улетают птицы, полное одиночество).
Но постепенно воспринимаем мир вокруг себя как живое существо, т.е. одушевленным. Листочек задумался, задышал, встрепенулся, оглянулся, приземлился и вздохнул…(Приложение №1)
Существенно расширяем формы работы, включающих творческую и поисковую активность детей на всех этапах урока. К сочинению-миниатюре в школе отношение особое, поскольку подготовка к такой работе связана с нахождением материала, который пробудил бы желание ребят откликнуться. Существенную помощь в этом может оказать периодика последних лет, особенно детские газеты и журналы. Их немного: газета “Жили-были”, журнал “Миша”, Интернет. Стремление сохранить вспыхнувший интерес к сочинительству побуждает к постоянному поиску новых форм. И здесь на помощь приходит писатель Джанни Родари, который в своей книге “Грамматика фантазии” делится наработками, способствующими помочь ученику стать участником некоего непредвиденного события. Процесс составления маленьких рассказиков на основе двух произвольно взятых слов является увлекательным упражнением. Ученики могут сами предложить необычное сочетание, например, слова ворона и велосипед, пес и коньки, где пес уже будет не просто четвероногим, а станет героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в нашем распоряжении. Истинное удовольствие получили пятиклассники, работая над сочинительством невероятных историй. Такие задания могут быть не только индивидуальными, но и групповыми. Обычно такая форма работы захватывает учеников, не оставляет равнодушными ребят разного уровня подготовки, подтверждая слова Дж. Родари: “Данное творчество, конечно, дает вполне ощутимые плоды…”
На уроках развития речи можно использовать и другие материалы писателя. Один из его излюбленных приемов – приглашение к сотворчеству. Он не только придумывает различные варианты завершения своих историй, но и анализирует их. Моим ученикам-шестиклассникам понравилось придумывать свое завершение к сказке “Золотая кукла”, где каждый из них самостоятельно мыслил, разбирался в ситуации и находил решение. При написании таких психологически ориентированных сочинений необходимо снять у учащихся страх перед плохой оценкой по русскому языку, иначе за формой можно потерять и содержание.
Написанию творческих работ предшествовала подготовительная работа, где учащиеся открывали словари, искали значения слов: “невероятная” – 1) неправдоподобный. 2) очень большой, значительный, чрезвычайный; фантазия – творческое воображение, способность выдумки, нечто неправдоподобное, несбыточное, ложь.
Фантастическое – причудливое, волшебное, невероятное. Ребята обращают внимание на повторяющиеся значения слова “невероятный”, то есть получают установку, как писать. Интерес к сочинительству невероятных историй был огромным. У ребят активизировалось воображение, фантазия, мышление и речевая деятельность. Возникало ощущение, что они бы и придумывали все новые сюжеты, подключая к сочинительству, конечно, и родителей, которых обязательно надо поблагодарить за “со-трудничество” в “со-творчестве”. “Ворона, которая любила кататься на велосипеде” (см. Приложение №2).
Еще один из видов творческих работ для учащихся 5-6-х классов – сочинить небольшой рассказ из 30-40 слов, но так, чтобы все слова начинались на одну и ту же букву (букву выбирает сам рассказчик). Этот вид задания подталкивает ученика к пополнению своего словарного запаса, а также к умению соединять слова для выражения одной мысли. А это уже развитие логического мышления. Ученица 7-го класса перешагнула количественный рубеж, составив рассказ на тему “Природа просыпается” из 107 слов. (См. Приложение №3). Перед ребенком были определены цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать не только с учителем, но и с одноклассниками и родителями. А как важно сейчас детям, живущим в мире бесконечных потрясений и контрастов, чувствовать, что они не одни. Пробуждение в юных душах интереса к русскому языку неотделимо от воспитания уважения к своей культуре.
В психологии есть такое понятие – “рефлексия”. С одной стороны, оно обозначает процесс самопознания: что со мной? почему это со мной происходит? С другой, рефлексия – это понимание и другого человека путем размышления за него. Вот от данной психолого – педагогической посылки можно оттолкнуться при написании сочинения – размышления “Легко ли мне учиться?(5 класс), “Уроки в моей жизни” (6-7-е классы). Из ученических работ узнаю, что ребятам, не всем, интересно в школе общаться с одноклассниками, с учителями. Но есть и такие сочинения, в которых звучит нежелание ходить в школу, потому что “много задают”, “вызывают родителей”, “часто ругают из-за пустяка”. Можно сделать для себя “открытие”, не используя анкетирование, узнать, какие чувства (страх, радость, удовольствие) испытывает ученик на вашем уроке. Через школьное сочинение можно выявить самые больные проблемы в общеобразовательном процессе. А затем предлагаю ученикам написать творческую работу на тему: “ Я на месте учителя”, “10 лет спустя – я учитель”. Многие из ребят попытались взглянуть на себя со стороны: “Теперь я знаю, что не только нам трудно учиться, но и учителем быть нелегко”. Такой взгляд со стороны ведет к переоценке поведения, я стараюсь не упустить его на уроке осмысления проделанной работы (анализе сочинений). Оценочные замечания: “А ты приятно удивил меня своими высказываниями”, “насколько неординарно ты мыслишь” и напоминание о том, что им предстоит написать сочинение – письмо “ Я вам пишу…”.
С моей точки зрения, такие формы работы создают особое позитивное отношение школьника к учебному процессу. Создается модель “учения с увлечением”, которая позволяет избежать конфликтов между учениками и педагогами, неизбежными при обучении с принуждением. В современных условиях мы должны создать на уроках процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем, где учитель должен занимать позицию организатора, консультанта. А ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития.