Цели урока
1. Образовательная: дать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
2. Развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать грамматические понятия, делать выводы, расширять словарный запас детей.
3. Воспитательная: продолжить работу по воспитанию коммуникативных качеств учащихся.
Оборудование: учебник А.В.Поляковой “ Русский язык. 4 класс”, у учащихся - индивидуальные карточки со словами.
Ход урока
1. Грамматическая пятиминутка
1) Подчеркнуть в словосочетаниях знакомые части речи:
иду наверх, пою громко, читаю хорошо, сворачиваю налево, подклеиваю снизу, закончу завтра. ( запись на доске)
2) Проспрягать: катят наверх (устно)
3) Подчеркнуть неизменяемые слова. -- . -- . – ю (разбор с.р.)
Учитель: Что это за слова? Что их объединяет?
Их особенности будут предметом нашего сегодняшнего разговора.
2. Новый материал:
1) Учитель: Итак, перед вами ряд слов:
наверх, громко, хорошо, налево, снизу, завтра. ( запись на доске)
Попробуйте определить, что их объединяет?
Дети: Вопросы: куда? ( наверх, налево), как ? ( громко, хорошо), где? (снизу), когда? (завтра)
Учитель: Попробуйте изменить эти слова, н\р, по падежам, лицам, числам.
Какой вывод может сделать?
Дети: Они неизменяемы.
Учитель: С какой частью речи связаны по смыслу эти слова?
Какие слова они поясняют?
Дети: Глаголы
Учитель: Имена прилагательные, существительные и другие части речи.
(Очень интересный, яйцо всмятку, очень красиво - (запись на доске)
Учитель: Обратитесь к учебнику. Откройте с. 69 и найдите упр-е № 184. Прочитайте предложения и сравните их по смыслу. Чем они отличаются? Ясно ли из предложений правого столбика, когда прекратится дождь? Был хоккей? Начались соревнования? Как сменялись кадры?
Дети: Нет.
Учитель: А из левого?
Дети: Ясно.
Учитель: Какова роль выделенных слов в этих предложениях? С какой частью речи они связаны по смыслу? Какие слова поясняют?
Дети: Они делают предложения более точными, выразительными, поясняют глаголы.
Учитель: Так что же это за слова? Может быть кто из вас знает, как они называются?
Дети: ( ответ детей )
3. Чтение и разбор правила, с.70: что такое наречие? На какие вопросы отвечает наречие?
4. № 185 – разбор, с. р.
Д\ з : Записать 5 предложений с наречиями или составить и записать текст из 5 – 6 предложений с наречиями о зиме (на выбор)
5. Информация о наречии. (учитель)
- Наречие – старое слово, оно уже было в древнерусском языке. И если мы обратимся к его происхождению, то выделим корень – реч –. Слово же речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение и сохранилось в корне – реч - , входящем в слово наречие. Таким образом связь между глаголами и наречием самая непосредственная.
6. Закрепление нового материала.
1) А теперь потренируемся. Вспомните вопросы, на которые отвечает наречие. Вооружившись этими вопросами, поиграем в игру “ Четвёртый лишний”.
Прочитайте столбики слов на карточках. В каждом из них по 3 наречия. А одно слово лишнее – не наречие. Найдите это лишнее слово и выпишите - по группам с.р. или устно (по 1 человеку от группы) весело поздно рано
нарочно | озорно | * притворство |
* Приморье | * примерный | больше |
раньше | здорово | гораздо |
( Учащиеся находят лишнее, слово и доказывают, почему оно лишнее, к какой части речи относится).
А как вы определили наречие? ( ответы детей)
2) Продолжим игру “ Четвёртый лишний”.
Теперь в каждом из столбиков запрятано одно наречие. Найдите и запишите эти наречия. ( задание на карточках)
Тихий | дружный | * набело |
Хитрый | *напрасно | далёкий |
* сгоряча | жалобный | широкий |
новый | хороший | редкий |
- К какой части речи относятся остальные слова? Докажите.
7. Расширение словарного запаса детей.
Близко | громко |
Много | вверху |
Рано | грустно |
Легко |
Запишите к данному глаголу наречие (устно)
Говори …., учись…., думай…., сиди…., прыгай ….,
Читай …., слушай…., пиши…., бегай…, смотри.
2) – Мы с вами говорили, что наречие делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить устойчивые сочетания наречиями. Задание это сложное: нужно сначала понять смысл словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие. Если не можете сделать сами, обратитесь к подсказке. ( Задание на карточках)
Иди черепашьим шагом -
Кот наплакал -
Как по маслу -
Встать чуть свет -
Рукой подать –
Яблоку негде упасть -
Подсказка: мало, рано, тесно, близко, хорошо, медленно
8. Итог урока.
Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, стараясь понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи? ( ответы детей )