Урок русского языка на тему: "Сложные предложения с различными видами связи"

Разделы: Русский язык


Тема: Сложное предложение с различными видами связи. Комплексное повторение в рамках подготовки к ЕГЭ.

Цели:

  • закрепление изученного по теме урока;
  • нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;
  • составление схем СП;
  • построение сложных синтаксических конструкций (ССК);
  • применение ССК в собственной речи;
  • закрепление навыков оценивания разных уровней развития речи;
  • подготовка к ЕГЭ;
  • воспитание выносливости, терпения, целеустремленности и выдержки в процессе работы над заданиями.

Оборудование: доска, таблицы, КОЛы (контрольно-оценочные листы), учебники русского языка и литературы для 9 класса, музыкальный фрагмент.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок, запишем число, тему урока: “Сложное предложение с различными видами связи”. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Записывать предложения, разбирать их, составлять их схемы, составлять свои предложения по схемам, работать по контрольно-оценочным листам и т.д.)

– А какова цель всей нашей работы на уроке? (Повторение и закрепление изученного по теме и подготовка к экзамену.)

– Как же мы будем работать? Вспомним наш постоянный девиз – слова Л. Толстого: “Если ты что-нибудь делаешь, то делай это хорошо”.

II. Материал урока

1. Начнем работу с теоретической разминки.

  • Что такое простое предложение?
  • Чем сложное предложение отличается от простого?
  • Какое предложение можно назвать ССК – сложной синтаксической конструкцией?
  • Какие виды связи можно выделить в ССК?
  • Какие виды связи могут быть ведущими в ССК?
  • Почему подчинительная связь не бывает ведущей?
  • Когда на стыке союзов в ССК ставится запятая?

2. Прослушаем цельный ответ об ССК по вашим конспектам, которые мы с вами сделали на предыдущих уроках по теме: “Сложное предложение с различными видами связи.

– Теперь посмотрим, как теоретические знания вы применяете на практике.

3. Индивидуальное задание – синтаксический анализ стихотворения А.А.Фета, состоящего из одного предложения : “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало…”

4. Является ли это предложение ССК? Почему?

5. Проверим домашнее задание по КОЛам. Прочтем текст упр. №164, 1 часть. (О храбрости)

– Какие синтаксические единицы вы сумели найти в тексте упражнения и отметить их в КОЛах (контрольно-оценочных листах)?

Учащиеся достают свои КОЛы и по ним отвечают на вопросы учителя, по мере необходимости зачитывая конкретные примеры предложений и оборотов речи.

Образец КОЛа (контрольно-оценочного листа):

1 Простое предложение №1, 3, 5, 6, 9, 10         + + +
3 Тире между –и = № 1           + +
3 Дееприч . оборот нет         + + +
4 Причастн. оборот нет         + + +
5 Сравнит. оборот № 12             +
6 Вводные слова № 10         + + +
7 Прямая речь нет           + +
8 Однородные члены № 3,6,9         + + +
9 Сложносоч. предл-е № 8,12         + + +
10 Сложноподчиненное предложение №2,4,7,8,11           + +
11 Сложная синтаксич. конструкция с двоеточием . № 2             +
12 Сложная синтаксич. конструкция с тире № 2             +
13 Уровень развития речи:А-6+; В-8+; С-10+.           6+ 8+ 10+

– Ребята, сумели ли вы увидеть в тексте следующие синтаксические единицы:

  • простые предложения ( № 1, 3, 5, 6, 9, 10 )
  • сложносочиненные предложения (№ 8, 11, 12 )
  • сложноподчиненные предложения (№ 2, 4, 7, 8, 11 )
  • ССК с двоеточием (№ 2)
  • ССК с тире (№ 2)
  • тире между подлежащим и сказуемым (№ 1)
  • деепричастный оборот (НЕТ)
  • водные слова (№ 10)
  • причастный оборот (НЕТ)
  • сравнительный оборот (№ 12)

Учащиеся называют № предложений и зачитывают примеры найденных синтаксических единиц.

6. Синтаксический разбор 2 предложений на доске ( скрыто) С трусом будет короткий расчёт трусу грозит смерть смелому почёт. [ ]: [ ]- [ ]. Трус что заяц и тени своей боится.[ ] : [ ].

7. На тему о храбрости в русском фольклоре есть много интересных пословиц. Пропишем некоторые из них. Самодиктант с доски.

а) Задание: списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, построить схемы.

б) Задание: Списать, исправить ошибки в постановке знаков препинания.

Трус – что заяц; и тени своей боится. (Трус что заяц: и тени своей боится.)

С трусом короткий расчёт – трусу смерть: смелому почёт. (С трусом короткий расчёт : трусу смерть , смелому почёт.) или (С трусом короткий расчёт : трусу смерть , смелому почёт.) или С трусом короткий расчёт : трусу смерть смелому почёт.)

в) На выбор сделать синтаксический разбор одного предложения.

8. Вернемся к тексту о храбрости (упражнение №164, 1часть). Сейчас мы будем выполнять задания по данному тексту уровня В по материалам ЕГЭ.

Тестирование.

1. Определить стиль и тип текста (Публицистика, рассуждение)
2.  Найти предложение, выражающее основную мысль текста. (№3)
3. Найти контекстную антитезу (№ 2). Задания по 6 вариантам, если работать устно.
4. В предложении №1 найти слово, которое образовалось приставочно-суффиксальным способом. (по-разному).
5. В 3 абзаце найти односоставные безличные предложения. (9,10 )
6. .Во 2-м абзаце найти предложение, в котором подлежащее выражено определительным местоимением, перешедшим в имя существительное. (№ 6, 11.)
7. Во 2-м абзаце найти предложение, части которого связаны двойным союзом  (№ 4; если…то.).
89. В 1-м абзаце найти словосочетания со связью примыкание ( № 1, очень сложное; № 2, расценивается по-разному.)
10. Какие средства выразительности используются в данном тексте?

а) ряды однородных членов; ()
б) синонимы или антонимы; ()
в) эпитеты ( № 11, храбрый.)
г) сравнение (№ 12, как половица в комнате)
д) антитеза (№ 2)
е) фразеологическое словосочетание (№ 3, играет большую роль)

Уровень С. В нашем тексте нет третьей части – заключения.

Задание: написать заключение из 3-5 предложений, используя предложения с разными видами связи, и дать ему оценку по КОЛу, то есть определить уровень развития своей речи в мини-сочинении по таблице контрольно-оценочного листа: уровень А, уровень В или уровень С, стараясь добиться уровня В или С, насыщая свой текст недостающими до высокого уровня синтаксическими единицами речи.

9. Если останется время, можно прослушать 1-2 заключения учащихся с самооценкой уровня развития своей речи.

III. Домашнее задание: Упр. №164, 2 часть. Списать, определить уровень развития речи по КОЛу.

IV. Итоги урока. Итак, справились ли мы с вами с поставленными в начале урока целями? Какие знания повторили и какие умения мы с вами закрепили?

Приложение 1

Тест. 9 класс Сложное предложение. ССК по упр. № 164, часть 1.

1. Определить стиль и тип текста.
2  Найти предложение, выражающее основную мысль текста.
3. Найти контекстную антитезу.
4. В предложении №1 найти слово, которое образовалось приставочно-суффиксальным способом.
5. В 3 абзаце найти односоставные безличные предложения.
6. Во 2 абзаце найти предложение, в котором подлежащее выражено определительным местоимением, перешедшим в имя существительное.
7. Во 2 абзаце найти предложение, части которого связаны двойным союзом.
8. В 1-м абзаце найти словосочетания со связью примыкание.
9. Какие средства выразительности используются в данном тексте?

а) ряды однородных членов;
б) синонимы или антонимы;
в) эпитеты;
г) сравнение,
д) антитеза,
е) фразеологическое словосочетание

Уровень С. В тексте упр.№164 часть I нет третьей части – заключения.

Задание: написать заключение из 3-5 предложений, используя предложения с разными видами связи. И дать ему оценку по КОЛу.

Приложение 2

КОЛ упр. № 164, 1 и 2 частям

1 Простое редложение           + + +
2 Тире между – и =             + +
3 Дееприч . оборот           + + +
4 Причастн. оборот           + + +
5 Сравнит. оборот               +
6 Вводные слова           + + +
7 Прямая речь             + +
8 Однородные члены           + + +
9 Сложносоч. предл-е           + + +
10 Сложноподчиненное предложение             + +
11 Сложная синтаксич. конструкция с : .               +
12 Сложная синтаксич. конструкция с тире               +
13 Уровень развития речи:А-6; В-8; С-10.           6 + 10

Приложение 3

КОЛ упр . №164, 1 и 2 частям с ключом для учителя

1 Простое предложение 1, 3, 5, 6, 9, 10                  
2 Тире между –и = 1                  
3 Дееприч . оборот                    
4 Причастн. оборот                    
5 Сравнит. оборот 12                  
6 Вводные слова 10                  
7 Прямая речь                    
8 Однородные члены                    
9 Сложносочиненное предложение 8, 11, 12                  
10 Сложноподчиненное предложение 2, 4, 7, 8, 11                  
11 ССК с двоеточием 2                  
12 ССК с тире 2                  
13 Определи уровень развития речи. А = 6, В = 8, С = 10