Тема: Сложное предложение с различными видами связи. Комплексное повторение в рамках подготовки к ЕГЭ.
Цели:
- закрепление изученного по теме урока;
- нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;
- составление схем СП;
- построение сложных синтаксических конструкций (ССК);
- применение ССК в собственной речи;
- закрепление навыков оценивания разных уровней развития речи;
- подготовка к ЕГЭ;
- воспитание выносливости, терпения, целеустремленности и выдержки в процессе работы над заданиями.
Оборудование: доска, таблицы, КОЛы (контрольно-оценочные листы), учебники русского языка и литературы для 9 класса, музыкальный фрагмент.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок, запишем число, тему урока: “Сложное предложение с различными видами связи”. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Записывать предложения, разбирать их, составлять их схемы, составлять свои предложения по схемам, работать по контрольно-оценочным листам и т.д.)
– А какова цель всей нашей работы на уроке? (Повторение и закрепление изученного по теме и подготовка к экзамену.)
– Как же мы будем работать? Вспомним наш постоянный девиз – слова Л. Толстого: “Если ты что-нибудь делаешь, то делай это хорошо”.
II. Материал урока
1. Начнем работу с теоретической разминки.
- Что такое простое предложение?
- Чем сложное предложение отличается от простого?
- Какое предложение можно назвать ССК – сложной синтаксической конструкцией?
- Какие виды связи можно выделить в ССК?
- Какие виды связи могут быть ведущими в ССК?
- Почему подчинительная связь не бывает ведущей?
- Когда на стыке союзов в ССК ставится запятая?
2. Прослушаем цельный ответ об ССК по вашим конспектам, которые мы с вами сделали на предыдущих уроках по теме: “Сложное предложение с различными видами связи.
– Теперь посмотрим, как теоретические знания вы применяете на практике.
3. Индивидуальное задание – синтаксический анализ стихотворения А.А.Фета, состоящего из одного предложения : “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало…”
4. Является ли это предложение ССК? Почему?
5. Проверим домашнее задание по КОЛам. Прочтем текст упр. №164, 1 часть. (О храбрости)
– Какие синтаксические единицы вы сумели найти в тексте упражнения и отметить их в КОЛах (контрольно-оценочных листах)?
Учащиеся достают свои КОЛы и по ним отвечают на вопросы учителя, по мере необходимости зачитывая конкретные примеры предложений и оборотов речи.
Образец КОЛа (контрольно-оценочного листа):
1 | Простое предложение | №1, 3, 5, 6, 9, 10 | + | + | + | ||||
3 | Тире между –и = | № 1 | + | + | |||||
3 | Дееприч . оборот | нет | + | + | + | ||||
4 | Причастн. оборот | нет | + | + | + | ||||
5 | Сравнит. оборот | № 12 | + | ||||||
6 | Вводные слова | № 10 | + | + | + | ||||
7 | Прямая речь | нет | + | + | |||||
8 | Однородные члены | № 3,6,9 | + | + | + | ||||
9 | Сложносоч. предл-е | № 8,12 | + | + | + | ||||
10 | Сложноподчиненное предложение | №2,4,7,8,11 | + | + | |||||
11 | Сложная синтаксич. конструкция с двоеточием . | № 2 | + | ||||||
12 | Сложная синтаксич. конструкция с тире | № 2 | + | ||||||
13 | Уровень развития речи:А-6+; В-8+; С-10+. | 6+ | 8+ | 10+ |
– Ребята, сумели ли вы увидеть в тексте следующие синтаксические единицы:
- простые предложения ( № 1, 3, 5, 6, 9, 10 )
- сложносочиненные предложения (№ 8, 11, 12 )
- сложноподчиненные предложения (№ 2, 4, 7, 8, 11 )
- ССК с двоеточием (№ 2)
- ССК с тире (№ 2)
- тире между подлежащим и сказуемым (№ 1)
- деепричастный оборот (НЕТ)
- водные слова (№ 10)
- причастный оборот (НЕТ)
- сравнительный оборот (№ 12)
Учащиеся называют № предложений и зачитывают примеры найденных синтаксических единиц.
6. Синтаксический разбор 2 предложений на доске ( скрыто) С трусом будет короткий расчёт трусу грозит смерть смелому почёт. [ ]: [ ]- [ ]. Трус что заяц и тени своей боится.[ ] : [ ].
7. На тему о храбрости в русском фольклоре есть много интересных пословиц. Пропишем некоторые из них. Самодиктант с доски.
а) Задание: списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, построить схемы.
б) Задание: Списать, исправить ошибки в постановке знаков препинания.
Трус – что заяц; и тени своей боится. (Трус что заяц: и тени своей боится.)
С трусом короткий расчёт – трусу смерть: смелому почёт. (С трусом короткий расчёт : трусу смерть , смелому почёт.) или (С трусом короткий расчёт : трусу – смерть , смелому – почёт.) или С трусом короткий расчёт : трусу смерть – смелому почёт.)
в) На выбор сделать синтаксический разбор одного предложения.
8. Вернемся к тексту о храбрости (упражнение №164, 1часть). Сейчас мы будем выполнять задания по данному тексту уровня В по материалам ЕГЭ.
Тестирование.
1. Определить стиль и тип текста
(Публицистика, рассуждение)
2. Найти предложение, выражающее основную
мысль текста. (№3)
3. Найти контекстную антитезу (№ 2). Задания по 6
вариантам, если работать устно.
4. В предложении №1 найти слово, которое
образовалось приставочно-суффиксальным
способом. (по-разному).
5. В 3 абзаце найти односоставные безличные
предложения. (9,10 )
6. .Во 2-м абзаце найти предложение, в котором
подлежащее выражено определительным
местоимением, перешедшим в имя существительное.
(№ 6, 11.)
7. Во 2-м абзаце найти предложение, части которого
связаны двойным союзом (№ 4; если…то.).
8–9. В 1-м абзаце найти словосочетания со
связью примыкание ( № 1, очень сложное; № 2,
расценивается по-разному.)
10. Какие средства выразительности используются в
данном тексте?
а) ряды однородных членов; (–)
б) синонимы или антонимы; (–)
в) эпитеты ( № 11, храбрый.)
г) сравнение (№ 12, как половица в комнате)
д) антитеза (№ 2)
е) фразеологическое словосочетание (№ 3, играет большую роль)
Уровень С. В нашем тексте нет третьей части – заключения.
Задание: написать заключение из 3-5 предложений, используя предложения с разными видами связи, и дать ему оценку по КОЛу, то есть определить уровень развития своей речи в мини-сочинении по таблице контрольно-оценочного листа: уровень А, уровень В или уровень С, стараясь добиться уровня В или С, насыщая свой текст недостающими до высокого уровня синтаксическими единицами речи.
9. Если останется время, можно прослушать 1-2 заключения учащихся с самооценкой уровня развития своей речи.
III. Домашнее задание: Упр. №164, 2 часть. Списать, определить уровень развития речи по КОЛу.
IV. Итоги урока. Итак, справились ли мы с вами с поставленными в начале урока целями? Какие знания повторили и какие умения мы с вами закрепили?
Приложение 1
Тест. 9 класс Сложное предложение. ССК по упр. № 164, часть 1.
1. Определить стиль и тип текста.
2 Найти предложение, выражающее основную
мысль текста.
3. Найти контекстную антитезу.
4. В предложении №1 найти слово, которое
образовалось приставочно-суффиксальным
способом.
5. В 3 абзаце найти односоставные безличные
предложения.
6. Во 2 абзаце найти предложение, в котором
подлежащее выражено определительным
местоимением, перешедшим в имя существительное.
7. Во 2 абзаце найти предложение, части которого
связаны двойным союзом.
8. В 1-м абзаце найти словосочетания со связью
примыкание.
9. Какие средства выразительности используются в
данном тексте?
а) ряды однородных членов;
б) синонимы или антонимы;
в) эпитеты;
г) сравнение,
д) антитеза,
е) фразеологическое словосочетание
Уровень С. В тексте упр.№164 часть I нет третьей части – заключения.
Задание: написать заключение из 3-5 предложений, используя предложения с разными видами связи. И дать ему оценку по КОЛу.
Приложение 2
КОЛ упр. № 164, 1 и 2 частям
1 | Простое редложение | + | + | + | |||||
2 | Тире между – и = | + | + | ||||||
3 | Дееприч . оборот | + | + | + | |||||
4 | Причастн. оборот | + | + | + | |||||
5 | Сравнит. оборот | + | |||||||
6 | Вводные слова | + | + | + | |||||
7 | Прямая речь | + | + | ||||||
8 | Однородные члены | + | + | + | |||||
9 | Сложносоч. предл-е | + | + | + | |||||
10 | Сложноподчиненное предложение | + | + | ||||||
11 | Сложная синтаксич. конструкция с : . | + | |||||||
12 | Сложная синтаксич. конструкция с тире | + | |||||||
13 | Уровень развития речи:А-6; В-8; С-10. | 6 | + | 10 |
Приложение 3
КОЛ упр . №164, 1 и 2 частям с ключом для учителя
1 | Простое предложение | 1, 3, 5, 6, 9, 10 | |||||||||
2 | Тире между –и = | 1 | |||||||||
3 | Дееприч . оборот | ||||||||||
4 | Причастн. оборот | ||||||||||
5 | Сравнит. оборот | 12 | |||||||||
6 | Вводные слова | 10 | |||||||||
7 | Прямая речь | ||||||||||
8 | Однородные члены | ||||||||||
9 | Сложносочиненное предложение | 8, 11, 12 | |||||||||
10 | Сложноподчиненное предложение | 2, 4, 7, 8, 11 | |||||||||
11 | ССК с двоеточием | 2 | |||||||||
12 | ССК с тире | 2 | |||||||||
13 | Определи уровень развития речи. | А = 6, В = 8, С = 10 |