Русский язык
-
Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5-м классе как один из способов формирования универсальных учебных действий 2022
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5-м классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и задачи. Приёмы, приведённые в методической разработке, можно использовать на уроках различных типов и на разных этапах уроков. Они позволяют заинтересовать учащихся, привлечь их к активной деятельности на уроках, а также связать уроки русского языка с уроками литературы. Цель методической разработки заключается в том, чтобы посредством использования текстов художественной литературы и иллюстраций к ним на уроках русского языка повышать интерес учащихся к предмету, к художественному слову, помогать учащимся овладевать речевыми навыками, формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС нового поколения.
-
Правописание корней 2022
Представлена таблица для лучшего запоминания правописания корней.
-
Предлог как служебная часть речи. Средство связи. Культура речи 2022
Цель урока: обобщить и углубить знания по теме; сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи; учить соотносить синонимичные конструкции; совершенствовать речевые навыки; готовиться к ЕГЭ.
-
Совершенствование синтаксического строя речи учащихся в процессе работы над изложением в 9-м классе 2022
Практической основой синтаксической подготовки является синтаксический анализ исходного текста, который проводится непосредственно перед написанием изложения - речь усваивается, если приобретается способность понимать лексические и грамматические языковые значения. Составной частью такой синтаксической подготовки является также выполнение разного рода упражнений с целью сохранения учащимися синтаксических моделей исходного текста. Это такие упражнения, как составление схем отдельных предложений, объяснение постановки знаков препинания, запись предложений, сходных по конструкции с предложениями исходного текста, повторение синтаксических сведений в процессе языкового разбора.
-
Запятая перед как 2022
Дана памятка, когда ставится и не ставится запятая перед словом "как".
-
Развитие речи и воображения на уроках русского языка через анализ текста на основе системно-деятельностного подхода 2022
Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. Методика речевого развития школьников основывается на реализации положения о взаимосвязи процессов восприятия, воображения и создания текста, которые интерпретируются в психолингвистике как творческие процессы, имеющие сходные психологические механизмы.
-
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка 2022
Представлены два текста о Черном море и вопросы к данным текстам для развития функциональной грамотности.
-
Методическая разработка урока русского языка «Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями» 2022
Цели урока: формирование умения правильного пунктуационного оформления обособленных приложений на основе исследования предложенного языкового материала.
-
Употребление причастных и деепричастных оборотов в эпистолярном жанре 2022
Цели урока: обобщение и систематизация сведений о причастиях и деепричастиях; закрепление практического умения находить деепричастные и причастные обороты, ставить знаки препинания при них; совершенствование навыков конструирования предложений с деепричастными оборотами.
-
Приемы поддержки умтвенной работоспособности и здоровьесберегающие технологии в обучении русскому языку и чтению детей с ОВЗ 2022
Эффективность работы с детьми зависит от этапа урока. Активная учебная нагрузка не должна длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Отсюда может пропасть интерес к учебной деятельности. Использование ИКТ и ТСО на уроках сокращает усталость, позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока, а потеря внимания наступает на 5–10 минут позже обычного. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление.
-
Технологическая карта урока на тему "Причастие как часть речи" 2022
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.
-
Классный час: «Мы в ответе за них!». 5–6-е классы 2022
Цель классного часа: формирование чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, бережному отношению к животному миру родного края, в частности, познакомить учащихся с сайгаком как биологическим видом.
-
Урок чистоты в 5-м классе на тему «Природа не прощает ошибок. Сохраним планету» 2022
Цели урока: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
-
Сценарий урока русского языка в инклюзивном классе (5-й класс). Тема: "Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения" 2022
Цели урока: уметь определять падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения (норма);уметь находить падежные окончания существительных (инклюзия); уметь пользоваться таблицей окончаний 1, 2, 3 склонения (норма); применять приемы подстановки проверочных слов (инклюзия).
-
Современные технологии и инновационные формы работы в достижении образовательных результатов обучающимися по русскому языку и литературе 2022
Одним из механизмов, побуждающих учителя к саморазвитию, является инновационная деятельность, т.к. мотивирует педагогов, активизирует самосознание, самообразование, развивает креативные, коммуникативные, рефлексивные и прогностические способности, то есть приводит в состояние напряженной активности педагога-исследователя. Несомненно, одна из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность обучающегося, метод проектов. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, активность и изобретательность.
-
Речевые фигуры и тропы в произведениях А.С.Пушкина 2022
Русский язык обладает огромным лексическим составом. Богатство языка доказывается тем, что об одном и том же можно сказать по-разному. В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи. Они используются для усиления выразительности речи пишущего и говорящего. Ни для кого не секрет, что богатство русского языка отражается в произведениях русских классиков.
-
Крылатые слова. Речевые фигуры и тропы в произведениях А.С.Пушкина 2022
Русский язык обладает огромным лексическим составом. Богатство языка доказывается тем, что об одном и том же можно сказать по-разному. В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи. Они используются для усиления выразительности речи пишущего и говорящего. Ни для кого не секрет, что богатство русского языка отражается в произведениях русских классиков.
-
Содержание дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности как средство персонификации обучения русскому языку и литературе 2022
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование по русскому языку в нашей школе проводится в тесной связи с внеклассной работой по литературе, а также с другими предметами в школе. Особенно тесно в современном мире взаимодействуют языки и информационные технологии. Строится это взаимодействие на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся, а также на основе принципа коммуникативности — основополагающего принципа обучения русскому языку в школе. Роль этой работы особенно важна еще и потому, что русский язык – это важнейший предмет для всех учащихся нашей школы и чем интереснее он изучается, тем больший результат будет у учащихся при итоговой аттестации.
-
Имя прилагательное как часть речи 2022
Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи.
-
Разработка урока русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". 3-й класс 2022
Цель урока: формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к “живому” слову; развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова, а так же развивать умение видеть орфограмму “Правописание слов с безударными гласными в корне”, графически обозначать их; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.
-
Урок-практикум по русскому языку и ИЗО "Почтовая открытка". 6-й класс 2022
Цели урока: на основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии; изучить алгоритм написания письма и правила заполнения адреса; привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения; оформить внешнюю сторону открытки в жанре «Портрет».
-
Урок-практикум "Какое это счастье, что учим мы причастие!" 2022
Цели урока: материал урока дает возможность повторить правописание причастий и постановку знаков препинания при них, морфологический разбор причастий, а также выявить роль в текстах определений, выраженных причастиями и причастными оборотами; урок способствует развитию речи учащихся.
-
Мотивация обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку 2022
Как возродить у подростка желание учиться и помочь ему подготовиться к ГИА? Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, он сможет успешно подготовиться к экзаменам и вообще стать целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.
-
Дюма на Кавказе 2022
Прошлым летом я просмотрела фильм «Три мушкетера» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Сюжет фильма основан на всемирно известном романе Дюма "Три мушкетёра". Действие фильма происходит во Франции XVII века. Герои фильма оказываются втянутыми в придворные интриги, противостояние с могущественным кардиналом Ришелье, в котором демонстрируют ловкость, смелость, взаимовыручку и пренебрежение опасностями ради славы. Фильм пронизывает романтика подвига и дружбы. Фильм настолько захватил меня, что я решила прочитать роман великого Александра Дюма «Три мушкетера». Поделившись своими впечатлениями со своим учителем, я с удивлением узнала от неё, что, оказывается, Дюма в свое время посетил Россию, и, более того, побывал на Кавказе. Факт пребывания А.Дюма на Кавказе заинтересовал меня еще больше. Так я начала собирать материал, изучая научные работы о Дюма и пользуясь интернет-ресурсами.
-
Символ зеркала в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2022
Роман «Мастер и Маргарита » - одно из величайших произведений ХХ века. В этом романе писатель раздвинул жанровые границы романа. Две тысячи лет разделяет ершалаимских героев от московских, но писателю удалось найти точки соприкосновения между ними - между двумя разными, по сути, мирами. Одними из главных символов романа стали луна, гроза, кровь, огонь, вино, солнце. Эти символы прошли красной нитью через весь роман и связали современные главы романа с ершалаимскими. Одним из таких важных символов стало зеркало. Самое интересное то, что везде, где только появляется или исчезает свита Воланда, есть зеркала.
-
Урок по теме "А и О в суффиксах наречий". 6-й класс 2022
Цели урока: повторить правила, связанные с правописанием наречий, и их алгоритмы проверить прочность усвоения темы; обогащать словарный запас учащихся.
-
Обобщение изученного материала по теме "Причастие" 2022
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности обучающихся в целях обобщения и систематизации изученного учебного материала по теме «Причастие», совершенствования навыка употребления причастий в речи, развития мотивации к изучению русского языка.
-
Подготовка к ВПР. Рабочий лист. 7-й класс 2022
Представлен рабочий лист для подготовки к ВПР по русскому языку в 7-м классе.
-
Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие». 7-й класс 2022
Цели урока: формировать умение правильно пользоваться причастиями в устной и письменной речи.
-
Конспект урока русского языка "Употребление деепричастий в речи" 2022
Цель урока: систематизировать знания учащихся о деепричастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; употреблять деепричастия в речи.