Цель:
Образовательные:
- знакомство с особенностями правописания глаголов;
- формирование навыков правильного написания глаголов на -тся и -ться.
Развивающие:
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие логического мышления, познавательной активности обучающихся;
- развитие умения обучающихся работать в паре, группе.
Воспитывающие:
- воспитание трудолюбия, уважения друг к другу.
Задачи:
- познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
- формировать умение находить правильное условие выбора правописания -тся и -ться в глаголах;
- развивать орфографическую зоркость;
- приобщать детей к истокам народной мудрости (пословицы).
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент
Работа с осетинской народной пословицей
«Человек силен не силой, а многими знаниями». Слайд №2
- Как вы ее понимаете? (Ответы детей)
- Ребята, это осетинская народная пословица, а кто может назвать из русского фольклора пословицу с таким же значением? (Птица красна пером, а человек знаниями, ……)
- Что объединяет все эти пословицы? (Они все о ценностях знаний)
- Я желаю вам сегодня обогатиться новыми знаниями, пожелать творческих успехов.
- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов
- Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол)
- Что вы знаете о глаголе? (Глагол - часть речи, который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
- Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)
- Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (нет)
- Для чего нужно знать все правила написания глаголов? (грамотно писать)
- Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи.
2. Введение в тему. Постановка проблемной ситуации
Работа по слайду. Слайд №3
Прочитайте строчки из стихотворения М.Бородицкой.
Ребята, кто прочитает нам выразительно? (2 ученика)
- Назовите выделенные слова.
Что объединяет все выделенные слова? (Они заканчиваются на звукосочетание [ца])
- Разделите их на группы.
По какому признаку вы их разделили? (глаголы, имена существительные)
- Одинаково ли пишутся все эти слова? (Нет)
- Почему? (Слова разных частей речи)
- В каких словах вы уверены, что нужно писать буквосочетание ца? (у сущ.) (Птица, синица, кто?, водица что?)
На конце имен сущ. слышится -[ца] и пишется -ца.
- Какие слова вызвали у вас затруднения? (Садится, струится, глядится, напьется, звенится, поется, гордится, гордиться, не годится) Слайд 4
Почему? (глаголы с сочетаниями -тся и -ться еще не изучали)
- Сформулируйте тему нашего урока (Правописание буквосочетаний - тся и- ться в глаголах) (Открыть слайд № 5)
- Какова цель нашего урока? (Научиться писать глаголы, которые оканчиваются на [ца])
Какие задачи мы себе поставим на уроке? (На доске на листах)
- Находить глаголы на -[ца]
- Узнать когда пишется -тся, -ться
- Научиться писать глаголы на -тся, -ться
Кто догадался, какие буквы мы сегодня будем писать на минутке чистописания?
3. Минута чистописания: -тся// -ться//
Запись в тетрадях (число, классная работа)
Ребята, давайте составим план поиска открытия новых знаний. Как вы думаете, что для этого мы можем сделать? Слайд №6
(1. Задать вопрос к глаголу и понаблюдать, есть ли связь между глаголом и вопросом?
2. Обратить внимание на форму, в которой стоит глагол.)
4. Работа с учебником
Исследование 1.
- Откройте учебники с 114.
- Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый - без ь, а во второй - с ь (пишут пока без вопроса)
Проверка по эталону
Итак, что же у вас получилось? Давайте проверим слова 1-го, 2-го столбиков. Слайд №7
садится |
гордиться |
струится |
|
глядится |
|
напьется |
|
звенится |
|
поется |
|
не годится |
(что делать?) |
(что делает?) |
Установите связь между вопросом и глаголом? Что интересного вы заметили?
(Слова 1-го столбика отвечают на вопрос что делает? В вопросе нет ь зн, и в словах его тоже нет; у слов 2-го столбика в вопросе есть ь, и в слове он тоже есть.
Итак, какое же вы первое открытие сделали?
(Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.
Исследование 2.
Работа над предложением. (У доски 2 человека) (Слайд 8)
- Составьте предложения со словами: гордится - гордиться.
Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.
- Определите лицо глаголов. (гордится 3-е л.)
- В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? (во втором)
- Почему? (Гл. неопределённой формы)
- Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме? (Отвечают на вопросы что делать? что сделать?)
- Что заметили? (У глаг. 3-го лица не пишется ь, а у гл. неопред. формы пишется ь)
Итак, какое же вы второе открытие сделали?
(ь знак не пишется у глаголов 3 лица, а пишется у глаголов неопределённой формы).
Итак, к какому выводу вы пришли?
Вывод: если глагол употреблен в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется -ться;
Если глагол употреблен в форме 3-го лица ед. и мн. числа (отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, на конце пишется -тся;
5. Групповая работа (карусель)
Упр. 1 с.115
Карточки с конвертами.
- 1 гр. - найти слова имена сущ.
- 2 гр. - гл. в нач.форме.
- 3 гр. - гл в форме 3-го лица.
Команды меняются заданиями. Проверка по группам.
- А теперь, посмотрите, что получилось у меня. (Проверка по слайду №9)
- Все группы справились со своими заданиями. Молодцы.
6. Самостоятельная работа (взаимопроверка)
- А теперь, я предлагаю вам поработать самостоятельно.
Выполнение упр. №2 с 116. Выписать только глаголы в неопределенной форме и гл. в 3-м лице.
Давайте составим алгоритм наших действий: работа по слайду № 10.
- Найди глагол
- Задай вопрос к глаголу
- Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
- Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
Проверка по эталону (Слайд № 11)
- Кто нашел ошибку?
- Как думаешь, почему допустил ошибку?
7. Физминутка «Камень-вата»
(светится шар, бояться волка, встретиться с другом, прячется в кустах, смеется от души, радоваться успехам)
8. Игра-соревнование «Мудрые советы»
Работа в парах. (карточки)
- Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.
Я предлагаю вам собрать пословицу и поработать в парах.
- Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.
- Всякий человек на деле познает?ся.
- Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.
Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор. Слайд 12
9. Закрепление упр 4 (на карт.). Резерв
Встретились ли вам в этом упр. слова на новое правило?
10. Рефлексия деятельности
Итак, какова была наша цель? (Научиться писать гл. на -тся - ться)
Достигли мы ее? (Да, мы ее достигли, потому что:
- Я узнал …
- Я научился…
- Мне было интересно…
- Я понял….
- Теперь я могу….
- Мне было трудно….
- Мне захотелось….)
11. Самооценка (Слайд 8) Карточки
12. Домашнее задание
- Запишите по 10 глаголов на -тся и -ться
- Запишите 5 пословиц, в которых есть глаголы с сочетаниями -тся или -ться
Спасибо всем за плодотворную работу.