Урок русского языка по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Ключевые слова: глагол


Цель:

Образовательные:

  • знакомство с особенностями правописания глаголов;
  • формирование навыков правильного написания глаголов на -тся и -ться.

Развивающие:

  • обогащение словарного запаса детей;
  • развитие логического мышления, познавательной активности обучающихся;
  • развитие умения обучающихся работать в паре, группе.

Воспитывающие:

  • воспитание трудолюбия, уважения друг к другу.

Задачи:

  • познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
  • формировать умение находить правильное условие выбора правописания -тся и -ться в глаголах;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • приобщать детей к истокам народной мудрости (пословицы).

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент

Работа с осетинской народной пословицей

«Человек силен не силой, а многими знаниями». Слайд №2

- Как вы ее понимаете? (Ответы детей)

- Ребята, это осетинская народная пословица, а кто может назвать из русского фольклора пословицу с таким же значением? (Птица красна пером, а человек знаниями, ……)

- Что объединяет все эти пословицы? (Они все о ценностях знаний)

- Я желаю вам сегодня обогатиться новыми знаниями, пожелать творческих успехов.

- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов

- Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол)

- Что вы знаете о глаголе? (Глагол - часть речи, который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

- Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

- Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (нет)

- Для чего нужно знать все правила написания глаголов? (грамотно писать)

- Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи.

2. Введение в тему. Постановка проблемной ситуации

Работа по слайду. Слайд №3

Прочитайте строчки из стихотворения М.Бородицкой.

Ребята, кто прочитает нам выразительно? (2 ученика)

- Назовите выделенные слова.

Что объединяет все выделенные слова? (Они заканчиваются на звукосочетание [ца])

- Разделите их на группы.

По какому признаку вы их разделили? (глаголы, имена существительные)

- Одинаково ли пишутся все эти слова? (Нет)

- Почему? (Слова разных частей речи)

- В каких словах вы уверены, что нужно писать буквосочетание ца? (у сущ.) (Птица, синица, кто?, водица что?)

На конце имен сущ. слышится -[ца] и пишется -ца.

- Какие слова вызвали у вас затруднения? (Садится, струится, глядится, напьется, звенится, поется, гордится, гордиться, не годится) Слайд 4

Почему? (глаголы с сочетаниями -тся и -ться еще не изучали)

- Сформулируйте тему нашего урока (Правописание буквосочетаний - тся и- ться в глаголах) (Открыть слайд № 5)

- Какова цель нашего урока? (Научиться писать глаголы, которые оканчиваются на [ца])

Какие задачи мы себе поставим на уроке? (На доске на листах)

  • Находить глаголы на -[ца]
  • Узнать когда пишется -тся, -ться
  • Научиться писать глаголы на -тся, -ться

Кто догадался, какие буквы мы сегодня будем писать на минутке чистописания?

3. Минута чистописания: -тся// -ться//

Запись в тетрадях (число, классная работа)

Ребята, давайте составим план поиска открытия новых знаний. Как вы думаете, что для этого мы можем сделать? Слайд №6

(1. Задать вопрос к глаголу и понаблюдать, есть ли связь между глаголом и вопросом?
2. Обратить внимание на форму, в которой стоит глагол.)

4. Работа с учебником

Исследование 1.

- Откройте учебники с 114.

- Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый - без ь, а во второй - с ь (пишут пока без вопроса)

Проверка по эталону

Итак, что же у вас получилось? Давайте проверим слова 1-го, 2-го столбиков. Слайд №7

садится

гордиться

струится

глядится

напьется

звенится

поется

не годится

(что делать?)

(что делает?)

Установите связь между вопросом и глаголом? Что интересного вы заметили?

(Слова 1-го столбика отвечают на вопрос что делает? В вопросе нет ь зн, и в словах его тоже нет; у слов 2-го столбика в вопросе есть ь, и в слове он тоже есть.

Итак, какое же вы первое открытие сделали?

(Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.

Исследование 2.

Работа над предложением. (У доски 2 человека) (Слайд 8)

- Составьте предложения со словами: гордится - гордиться.

Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.

- Определите лицо глаголов. (гордится 3-е л.)

- В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? (во втором)

- Почему? (Гл. неопределённой формы)

- Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме? (Отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

- Что заметили? (У глаг. 3-го лица не пишется ь, а у гл. неопред. формы пишется ь)

Итак, какое же вы второе открытие сделали?

(ь знак не пишется у глаголов 3 лица, а пишется у глаголов неопределённой формы).

Итак, к какому выводу вы пришли?

Вывод: если глагол употреблен в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется -ться;

Если глагол употреблен в форме 3-го лица ед. и мн. числа (отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, на конце пишется -тся;

5. Групповая работа (карусель)

Упр. 1 с.115

Карточки с конвертами.

  • 1 гр. - найти слова имена сущ.
  • 2 гр. - гл. в нач.форме.
  • 3 гр. - гл в форме 3-го лица.

Команды меняются заданиями. Проверка по группам.

- А теперь, посмотрите, что получилось у меня. (Проверка по слайду №9)

- Все группы справились со своими заданиями. Молодцы.

6. Самостоятельная работа (взаимопроверка)

- А теперь, я предлагаю вам поработать самостоятельно.

Выполнение упр. №2 с 116. Выписать только глаголы в неопределенной форме и гл. в 3-м лице.

Давайте составим алгоритм наших действий: работа по слайду № 10.

  1. Найди глагол
  2. Задай вопрос к глаголу
  3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
  4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

Проверка по эталону (Слайд № 11)

- Кто нашел ошибку?

- Как думаешь, почему допустил ошибку?

7. Физминутка «Камень-вата»

(светится шар, бояться волка, встретиться с другом, прячется в кустах, смеется от души, радоваться успехам)

8. Игра-соревнование «Мудрые советы»

Работа в парах. (карточки)

- Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.

Я предлагаю вам собрать пословицу и поработать в парах.

  • Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.
  • Всякий человек на деле познает?ся.
  • Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.

Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор. Слайд 12

9. Закрепление упр 4 (на карт.). Резерв

Встретились ли вам в этом упр. слова на новое правило?

10. Рефлексия деятельности

Итак, какова была наша цель? (Научиться писать гл. на -тся - ться)

Достигли мы ее? (Да, мы ее достигли, потому что:

  • Я узнал …
  • Я научился…
  • Мне было интересно…
  • Я понял….
  • Теперь я могу….
  • Мне было трудно….
  • Мне захотелось….)

11. Самооценка (Слайд 8) Карточки

12. Домашнее задание

  • Запишите по 10 глаголов на -тся и -ться
  • Запишите 5 пословиц, в которых есть глаголы с сочетаниями -тся или -ться

Спасибо всем за плодотворную работу.