Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: сложное предложение


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
  • развивать соответствующий пунктуационный навык постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире;
  • совершенствовать: умение обобщать, самостоятельно работать с тестами (в целях подготовки к ГИА).

Оборудование:

  • карточки с индивидуальными заданиями (даны заранее);
  • тексты с заданиями;
  • видеопроектор.

Ход урока

1. Организационный момент

Цели и задачи: Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, выполнять тестовые задания в целях подготовки к ГИА.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова К.Г.Паустовского:

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Надеюсь, что мы будем всегда внимательны и точны в расстановке знаков препинания.

Опрос учащихся.

  • Какие предложения называются бессоюзными сложными?
  • Какими знаками могут отделяться простые предложения в бессоюзном сложном предложении?
  • Рассказать о случаях постановки тире, двоеточия, точки с запятой, запятой в бессоюзном сложном предложении. Привести примеры.

Послушайте предложения и определите, какой знак должен находиться между частями в бессоюзных сложных предложениях. Объясните ответ.

  • Я желаю только одного: исполнить вашу волю.
  • Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидел лошадь Телянина.
  • Сердце его сжалось, кровь бросилась к лицу.
  • Борис заметил: Ростов собирается посмеяться над Бергом.

2. Практическая работа

Перед вами карточки с предложениями. Расставьте знаки препинания.

Задания на карточках

Правильное написание

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес_ ель надломленная стонет _ глухо шепчет тёмный лес.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет тёмный лес. (отношения одновременности и последовательности)

Дождь вымочит _ солнышко высушит.

Дождь вымочит, солнышко высушит.
(сопоставления, противопоставления)

Кошки грызутся _ мышам приволье.

Кошки грызутся - мышам приволье.
( условия - следствия )

Я богу жаловалась восемь лет_ не помогал!

Я богу жаловалась восемь лет - не помогал!
(уступки)

Подумай об этом, пожалуйста, не слегка_ дело идёт о жизни.

Подумай об этом, пожалуйста, не слегка: дело идёт о жизни.
(причины)

Для меня теперь самое мёртвое время_ не думаю и не пишу и чувствую себя приятно глупым.

Для меня теперь самое мёртвое время: не думаю и не пишу и чувствую себя приятно глупым.
(конкретизации)

Проехав полверсты, он оглянулся назад_ жёлтая церковь, дом, река и сад были залиты светом.

Проехав полверсты, он оглянулся назад: жёлтая церковь, дом, река и сад были залиты светом.
(пояснения)

Самопроверка (текст с ответами на слайдах). Объясните отношения между частями в бессоюзном сложном предложении.

3. Комплексная работа с текстом

(текст у каждого распечатан, есть задания для написания сочинения)

Текст.

1. В прошлом году со мной приключилась беда. 2. Шел по улице, поскользнулся и упал… 3. Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. 4. Было это примерно в семь часов вечера. 5. В центре города, на Кировском проспекте, где живу. 6. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. 7. Я чувствовал, что держусь шоковым состоянием. 8. И говорить - то не могу - рот разбит. 9. Решил повернуть назад, домой. 10. Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. 11. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. 12. Народу на улице было много. 13. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. 14. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи… 15. Боль путала сознание,1 но я понимал,2 что,3 если лягу сейчас на тротуаре,4 преспокойно будут перешагивать через меня,5 обходить. 16. Надо добираться до дома. 17. Так никто мне и не помог. 18. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. 19. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. 20. Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. 21. Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. 22. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

/По Д.А.Гранину/

Вопросы учащимся:

  1. «В чём вы видите причины «снижения нашей отзывчивости»?»
  2. На какой вопрос в тексте нет ответа? (А1)
  3. Какая беда случилась с героем?
  4. Помогли ли рассказчику прохожие?
  5. Как относились к раненым во время войны?
  6. Можно ли научить милосердию?

Задания по орфографии.

Из предложений 1-5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне (В2)

(выскочила).

Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (В3)

(разбит)

В предложениях 15-20 найдите слово, в котором правописание Н определяется правилом «В кратких причастиях пишется одно «Н». (В4)

(исключено).

Выпишите из предложений 14-22 вводные слова (В5)

(видимо, однако, например)

Задания по синтаксису.

  1. В предложениях 6-9 найдите сложноподчиненное предложение (СПП). (предложение № 7)
  2. В предложении 15 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СПП. (В7). (2, 3, 4). Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения. (В6). (1).
  3. Укажите количество грамматических основ в 15 предложении (В 12). ( 4)
  4. Выпишите грамматическую основу предложения 12. (В9) ( было много). Укажите тип сказуемого (составное именное сказуемое)
  5. Выпишите номера бессоюзных сложных предложений, объясните постановку знаков препинания (В 13). ( 3,8)

Работа над сочинением.

Учащиеся пишут сочинение на одну из предложенных тем:

  1. Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
  2. Согласны ли вы с мнением рассказчика, что «Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь».

Домашнее задание.

Выпишите из 3 строфы 5 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения и подчеркните грамматические основы каждой части.

4. Подведение итогов урока

Цели и задачи урока выполнены. Мы закрепили полученные знания о бессоюзном сложном предложении. Надеюсь, у вас не возникнет трудностей в постановке знаков препинания.

Выставление оценок, их комментирование