Рефлексивное пространство урока русского языка и его роль в развитии субъектной позиции школьника

Разделы: Русский язык


Рефлексия как зеркало, отражающее
все происходящие изменения в человеке.

Я.А.Пономарёв

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает не только содержание образования, но и подходы к методике преподавания. Все это обусловлено необходимостью воспитания и развития личности школьника с новым типом мышления: инициативного, креативного, конкурентоспособного в современном мире.

Личность ребёнка ставится в центр всей школьной образовательной системы, где ученик не только субъект, а субъект приоритетный.

В современной педагогике на сегодняшний день актуален фактор становления субъектности у учащихся и у учителя.

Одной из самых сложных проблем в становлении субъектной позиции в деятельности участников образовательного процесса является развитие рефлексии.

Понятие рефлексии в психологию введено зарубежными авторами Л.Нельсоном, А.Буземаном, А.Марксом. В работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева дано методическое осмысление этого понятия, на основе которого создаётся школьная практика по развитию субъектности и роли рефлексии в этом процессе.

Рефлексия - процесс и результат осознания совокупности происходящих действий во время урока. Предметом рефлексии может быть как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и во взаимосвязях. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей.

Как правило, рефлексии подвергается соотношение поставленных целей полученным результатам. Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании - одна из движущих сил рефлексии - её инструмент влияния на учебный процесс на уроке.

Таким образом, можно сказать, что рефлексия представляет собой магистральный путь развития субъектности, уникальности и неповторимости личности, рефлексия становится основным средством саморазвития, формирования субъектной позиции, условием и способом личностного роста.

В целом, рефлексия в образовательном процессе представляет собой механизм обратной связи о качестве хода и результатов образовательного процесса (особенно учения и развития ученика).

При этом формы рефлексии могут быть устными и письменными, индивидуальными и групповыми. При реализации групповой рефлексии ученики выражают обобщённое мнение от каждой группы или высказываются всем «по кругу».

На уроках русского языка системно и целенаправленно проектируется образовательное пространство на основе рефлексии, а не просто фрагментарное её использование.

Этапы урока

Рефлексия в педагогическом процессе. Приемы рефлексии

Ожидаемый результат

Этап организационного момента и целеполагания

Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Приём «Букет настроения». Учащиеся получают бумажные цветы:
розовый - радость,
синий - пассивность, усталость,
зелёный - активность,
фиолетовый - тревожность.

Установление необходимого эмоционального контакта с классом, обеспечение побуждения учащихся к деятельности.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Психологическая комфортность при опросе, при проверке домашнего задания

- +

12345678910987654321

(обвести предлагаемую цифру со знаком «+» или «-»)

Учащиеся определяют свой уровень подготовленности к уроку, к изучению нового материала.

Этап изучения нового материала

Приём «Кластер» - систематизация новой темы. В центре тема урока, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Приём «Кластер» является технологичным и обеспечивает повышение эффективности УВП.

Этап проверки первичного усвоения новой темы

Карточки со знаками (или знаки ставятся учениками на полях тетради)
! - всё понял (а);
? - есть вопросы;
… - недостаточно информации;
: - жду разъяснений;
!!! - всё отлично.

Осознание учащимися уровня освоения, анализ субъектного опыта (слияние имеющихся знаний с навыками).

Этап итогового обобщения урока

1. Приём «Паучка»


Я - личный вклад в урок;
Мы - анализ работы всего класса;
Дело - степень новизны темы.

2. Приём «Плюс - минус- интересно»

«+»

«-»

«интересно»

Записать всё, то понравилось на уроке (положительные эмоции)

Что не понравилось, показалось скучным

Любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать.

3. Приём «Всё в твоих руках. Метод пяти пальцев».

Большой - Как бы вы назвали урок?
Указательный - Что было самым важным на уроке?
Средний - Что для тебя было легко (трудно)?
Безымянный - Довольны ли вы работой своей группы?
Мизинец - За что ты хочешь похвалить себя, группу или кого-то из одноклассников?

4. «Дерево чувств». По окончании урока учащиеся прикрепляются на дереве

Плоды - урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок - урок прошёл довольно неплохо;
Зелёный листок - не совсем удовлетворён уроком;
Жёлтый лист - урок не понравился, прошёл скучно

Учащиеся дают оценку уроку по нескольким критериям; сформирована субъектная позиция учащихся.

Кроме того, содержательная рефлексия является ведущим приёмом формирования мотивации учения. На каждом этапе учебной деятельности рефлексия выполняет разные функции. На этапе организационного момента и целеполагания она обеспечивает побуждение учащихся к деятельности. На этапе актуализации ЗУН учащихся рефлексия позволяет определить полноту знаний по теме. Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности. При изучении новой темы используется содержательная рефлексия для осознания учащимися интеллектуального «конфликта», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу, расширить границы. В этом случае учащиеся переходят с позиции пассивного слушателя в активного субъекта познавательной деятельности. На завершающем этапе урока степень выраженности рефлексии - наивысшая, происходит осознание учащимися уровня освоения, понимания и личностного продвижения.

Рефлексивные приёмы позволяют превратить «ничьи», личностно отчуждённые, знания в собственные, личностно значимые и поэтому - востребованные.

Таким образом, в рамках внутренней (внутрисубъектной) индивидуализации образовательного процесса ученик, овладевая рефлексивными навыками, становится субъектом собственного учения и развития, с большой степенью осознанности и самореализации, влияя на построение и реализацию своей образовательной траектории (жизненного пути в школе).

Итак, развитие рефлексии изучается в тесной взаимосвязи со становлением ученика как субъекта учебной деятельности. При этом появляется ориентировочно-смысловая основа, когда происходит переход от статусного «Я - школьник к позиционному «Я - учащийся».

Таким образом, рефлексия на уроках русского языка выполняет определённые функции. Её наличие

  • позволяет школьнику сознательно планировать, регулировать и контролировать своё мышление;
  • позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;
  • позволяет найти ответы задач, которые без её применения решению не поддаются.

Из всего выше сказанного следует, что основной путь формирования субъектной позиции школьников - это формирование рефлексии и управленческих умений, содержательно направленных на средства познания и развития ученика.

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке как субъекта деятельности.

Работа по организации рефлексивной деятельности на уроках русского языка - это не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии учащихся, к развитию очень важных субъектных качеств личности современного школьника: самостоятельность, предприимчивость, инициативность, целенаправленность, осознанность, активность и принятие мнения других.

При этом, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и одноклассниками.

Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности // А.В.Карпов. - М.: институт психологии РАН, 2004. - 40 с.
  2. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся // Иностранные языки в школе, 2005 - № 5.
  3. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и её проблемы // Г.П.Щедровицкий. - М., 1975.