Цель: уточнение представлений обучающихся о слогах как частях слова, на которые оно делится при произношении, развитие умения различать в слове количество слогов по количеству гласных.
Ход урока
I. Организационный момент
Создание эмоционального настроя.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Я улыбаюсь вам, Вы улыбаетесь мне. С хорошим настроением и учиться интересней.
- Желаю, чтобы у вас все получилось на уроке.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний
Л, О, С, Г
- Какая буква лишняя? (о).
- Почему? (буква о обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки).
- Чем отличается гласный от согласного?
- Закончите предложения
Мы пишем и видим … (звуки, буквы)
Мы слышим и произносим … (звуки, буквы)
- Чего больше: букв или звуков?
- Составить из букв слово. (Слог)
III. Формулировка темы урока, постановка учебных задач
На какие вопросы мы должны найти ответы?
IV. Работа над изучением материала
- Что такое слог? (Части слова, на которые делится слово при произношении)
- Чем отличаются слоги от слов?
- Как узнать, сколько в слове слогов?
На доске:
Ветер, ша, дует, кры, сильный
- Внимательно прочитайте, что написано на доске. Разделите написанное на 2 группы.
- Что вы отнесли к первой группе? (ветер, дует, сильный).
- Как можно назвать то, что вы отнесли к первой группе? (слова).
- Что вы отнесли ко второй группе? (ша, кры).
- Как называется то, что вы отнесли ко второй группе? (слог).
- Чем отличается слог от слова? (Слово что-то обозначает, а слоги ничего не обозначают).
V. "Открытие" детьми нового знания
- Что можно составить из слогов? (слова).
Составьте из данных слогов слова. (Крыша).
Запишите это слово и поделите на слоги. (Кры I ша).
- Так, что такое слог? (Слог - часть слова).
Физкультминутка
Игра называется "Слог, слово"
- Слог - хлопаете в ладоши.
- Слово - приседаете.
птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под.
САДЫ, РЕ, ЗИМА, ГРА, ЗО, ГРАЧИ, ДУ, ЁЖИК, Я? - Это и слог, и слово.
- Приводите примеры.
VI. На доске
- Назовите общую часть для слов, которые начитаются со следующих букв. (ень)
- Распределите полученные слова на 2 группы. (По слогам)
- Два раза читаем слова, закрываем глаза, повторяем. Записываем по памяти, распределяя на 2 столбика.
Проверка.
- Определите количество букв и звуков
I вариант
|
II вариант |
Осень
|
Ясень
|
Ученики 1 варианта - работают с тестами
Тест
1. Выбери верное утверждение:
а. Гласная буква образует слог.
б. Согласная буква образует слог.
2. Выбери верное утверждение:
а. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
б. Слогов в слове больше, чем гласных.
3. Разделите слова на слоги:
волк, лиса, вишня, ягода, синица.
4. Указать цифрой количество слогов:
сорока___ синица___ гусь___ галка___
5. Допиши слог, чтобы получились новые слова:
вол___лиси___о___
- Чтобы проверить себя, проведём игру "Да - нет". Ставим + или - (веера)
- Слогов в слове больше, чем гласных.
- Слог может состоять из одного гласного звука.
- В каждом слоге есть гласный звук.
- Согласного звука в слоге может и не быть.
- В слове УРОК 4 слога.
- Любое слово из двух слогов можно переносить.
Проверка: - + + + - -
VII. - Списать слова, разделяя их чёрточкой на слоги
Машина, поехали, Илюша, Елена.овощи, карандаш, орёл, крыжовник, оркестр, пианино.
- Какое слово нельзя перенести? Почему?
VIII. Устная работа
-Убрать слог, чтобы получилось новое слово
Радуга, смородина, волки, бабочка, баранка, платочки, стрекоза, лесник
IX. Итог
- Что такое слог?
- Как определить количество слогов?
- В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов?
- В слове 3 согласных и 3 гласных. На сколько слогов можно разделить это слово?
- В слове кот 3 звука и в слове мяу 3 звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему?
Х. Рефлексорно-оценочный этап
- Вспомните, какую учебную задачу мы ставили в начале урока?