Конспект урока по теме "Что такое слог?"

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: слоги


Цель: уточнение представлений обучающихся о слогах как частях слова, на которые оно делится при произношении, развитие умения различать в слове количество слогов по количеству гласных.

Ход урока

I. Организационный момент

Создание эмоционального настроя.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Я улыбаюсь вам, Вы улыбаетесь мне. С хорошим настроением и учиться интересней.

- Желаю, чтобы у вас все получилось на уроке.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний

Л, О, С, Г

- Какая буква лишняя? (о).

- Почему? (буква о обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки).

- Чем отличается гласный от согласного?

- Закончите предложения

Мы пишем и видим … (звуки, буквы)

Мы слышим и произносим … (звуки, буквы)

- Чего больше: букв или звуков?

- Составить из букв слово. (Слог)

III. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

На какие вопросы мы должны найти ответы?

IV. Работа над изучением материала

  1. Что такое слог? (Части слова, на которые делится слово при произношении)
  2. Чем отличаются слоги от слов?
  3. Как узнать, сколько в слове слогов?

На доске:

Ветер, ша, дует, кры, сильный

- Внимательно прочитайте, что написано на доске. Разделите написанное на 2 группы.

- Что вы отнесли к первой группе? (ветер, дует, сильный).

- Как можно назвать то, что вы отнесли к первой группе? (слова).

- Что вы отнесли ко второй группе? (ша, кры).

- Как называется то, что вы отнесли ко второй группе? (слог).

- Чем отличается слог от слова? (Слово что-то обозначает, а слоги ничего не обозначают).

V. "Открытие" детьми нового знания

- Что можно составить из слогов? (слова).

Составьте из данных слогов слова. (Крыша).

Запишите это слово и поделите на слоги. (Кры I ша).

- Так, что такое слог? (Слог - часть слова).

Физкультминутка

Игра называется "Слог, слово"

  • Слог - хлопаете в ладоши.
  • Слово - приседаете.

птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под.

САДЫ, РЕ, ЗИМА, ГРА, ЗО, ГРАЧИ, ДУ, ЁЖИК, Я? - Это и слог, и слово.

- Приводите примеры.

VI. На доске


- Назовите общую часть для слов, которые начитаются со следующих букв. (ень)

- Распределите полученные слова на 2 группы. (По слогам)

- Два раза читаем слова, закрываем глаза, повторяем. Записываем по памяти, распределяя на 2 столбика.

Проверка.

- Определите количество букв и звуков

I вариант

II вариант

Осень
5 б., 4 зв.

Ясень
5 б., 5 зв.

Ученики 1 варианта - работают с тестами

Тест

1. Выбери верное утверждение:
а. Гласная буква образует слог.
б. Согласная буква образует слог.

2. Выбери верное утверждение:
а. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
б. Слогов в слове больше, чем гласных.

3. Разделите слова на слоги:
волк, лиса, вишня, ягода, синица.

4. Указать цифрой количество слогов:
сорока___ синица___ гусь___ галка___

5. Допиши слог, чтобы получились новые слова:
вол___лиси___о___

- Чтобы проверить себя, проведём игру "Да - нет". Ставим + или - (веера)

  • Слогов в слове больше, чем гласных.
  • Слог может состоять из одного гласного звука.
  • В каждом слоге есть гласный звук.
  • Согласного звука в слоге может и не быть.
  • В слове УРОК 4 слога.
  • Любое слово из двух слогов можно переносить.

Проверка: - + + + - -

VII. - Списать слова, разделяя их чёрточкой на слоги

Машина, поехали, Илюша, Елена.овощи, карандаш, орёл, крыжовник, оркестр, пианино.

- Какое слово нельзя перенести? Почему?

VIII. Устная работа

-Убрать слог, чтобы получилось новое слово
Радуга, смородина, волки, бабочка, баранка, платочки, стрекоза, лесник

IX. Итог

- Что такое слог?

- Как определить количество слогов?

- В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов?

- В слове 3 согласных и 3 гласных. На сколько слогов можно разделить это слово?

- В слове кот 3 звука и в слове мяу 3 звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему?

Х. Рефлексорно-оценочный этап

- Вспомните, какую учебную задачу мы ставили в начале урока?