Рабочая программа. Родной русский язык 1–4-й классы

Разделы: Русский язык

Классы: 1, 2, 3, 4


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Родной русский язык» составлена в соответствии с требованиями: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной русский язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В.,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Цели:

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского родного языка в начальной школе являются:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка, об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи:

  • воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, включать в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • обогащать активный и потенциальный словарный запас, развивать у обучающихся культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • формировать первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, осваивать основные единицы и грамматические категории родного языка, формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • способствовать овладению первоначальными умениями ориентирования в целях, задачах, средствах и условиях общения, формировать базовые навыки выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

Общая характеристика

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной русский язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Родной русский язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи' внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной програмы

Личностные результаты:

  • представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него - к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
  • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметные результаты:

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Предметные результаты:

  • умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
  • понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
  • понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
  • характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
  • определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
  • осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
  • овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
  • использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

Описание места в учебном плане в учебном плане.

  • 1 класс - 5 часов
  • 2 класс - 17 часов (0,5 часа в неделю)
  • 3 класс - 17 часов (0,5 часа в неделю)
  • 4 класс - 17 часов (0,5 часа в неделю)

Тематическое планирование

1 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во диагностических работ

Кол-во проектных работ

Виды деятельности обучающихся

1

Секреты речи и текста.

1

1.Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда).
2. Понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
3. Использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
4. Понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
5. Произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного).

2

Язык в действии.

1

3

Русский язык: прошлое и настоящее.

2

4

Повторение пройденного материала за 1 класс.

1

Итого:

5 ч

2 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во диагностических работ

Кол-во проектных работ

Виды деятельности обучающихся

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

7

1

1

1. Восстанавливать деформированный текст;
2. Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов;
3. Использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
4. Определять прямое и переносное значение слова;
5. Различать антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы.

2

Язык в действии.

5

1

3

Секреты речи и текста.

3

4

Проектная задача.

1

5

Повторение пройденного материала за 2 класс.

1

Итого:

17 ч

3 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во диагностических работ

Кол-во проектных работ

Виды деятельности обучающихся

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

6

1

1

1. Использовать изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
2. Определять грамматические значения заимствованных слов;
3. Распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
4. Использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
5. Распознавать типы текстов;
6. Выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;

2

Язык в действии.

7

1

3

Секреты речи и текста.

2

4

Проектная задача.

1

5

Повторение пройденного материала за 3 класс.

1

Итого:

17

4 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во диагностических работ

Кол-во проектных работ

Виды деятельности обучающихся

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

6

1

1

1. Различать многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны;
2. Распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
3. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
4. Сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
5. Определять лексическое значение слова.

2

Язык в действии.

6

1

3

Секреты речи и текста.

3

4

Проектная задача.

1

5

Повторение пройденного материала за 4 класс.

1

Итого:

17

Тематическое планирование для заочной формы обучения

1 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во диагностических работ

Кол-во проектных работ

Виды деятельности обучающихся

1

Секреты речи и текста.

1

1.Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда).
2. Понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
3. Использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
4. Понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
5. Произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного).

2

Язык в действии.

1

3

Русский язык: прошлое и настоящее.

2

4

Повторение пройденного материала за 1 класс.

1

Итого:

5 ч

2 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во диагностических работ

Кол-во проектных работ

Виды деятельности обучающихся

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

2

1

1

1. Восстанавливать деформированный текст;
2. Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов;
3. Использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
4. Определять прямое и переносное значение слова;
5. Различать антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы.

2

Язык в действии.

2

1

3

Секреты речи и текста.

3

4

Проектная задача.

1

5

Повторение пройденного материала за 2 класс.

1

Итого:

9 ч

3 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во диагностических работ

Кол-во проектных работ

Виды деятельности обучающихся

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

2

1

1

1. Использовать изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
2. Определять грамматические значения заимствованных слов;
3. Распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
4. Использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
5. Распознавать типы текстов;
6. Выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;

2

Язык в действии.

2

1

3

Секреты речи и текста.

3

4

Проектная задача.

1

5

Повторение пройденного материала за 3 класс.

1

Итого:

9 ч

4 класс.

Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во диагностических работ

Кол-во проектных работ

Виды деятельности обучающихся

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

2

1

1

1. Различать многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны;
2. Распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
3. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
4. Сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
5. Определять лексическое значение слова.

2

Язык в действии.

2

1

3

Секреты речи и текста.

3

4

Проектная задача.

1

5

Повторение пройденного материала за 4 класс.

1

Итого:

9 ч

Содержание

1 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

Раздел 2. Язык в действии.
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста.
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Раздел 4. Повторение изученного материала за 1 класс.

2 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Раздел 2. Язык в действии.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков

Раздел 3. Секреты речи и текста.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Проектное задание: «Наши домашние питомцы и русская фразеология».

Раздел 4. Проектная задача.
Проектная задача №1 «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живёшь».

Раздел 5. Повторение изученного материала за 2 класс.

3 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда - ложь, друг - недруг, брат - братство - побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Раздел 2. Язык в действии.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста.
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Проектное задание: «История моего имени и фамилии»

Раздел 4. Проектная задача.
Проектная задача №1 «Ну, что тебе сказать про Сахалин?».

Раздел 5. Повторение пройденного материала за 3 класс.

4 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

Раздел 3. Секреты речи и текста.
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Проектное задание: «Откуда это слово появилось в русском языке».

Раздел 4. Проектная задача.
Проектная задача №1 «Наш класс».

Раздел 5. Повторение пройденного материала за 4 класс.

Планируемые результаты.

  • сформированность представлений о русском языке как родном языке русского народа, являющемся основой его культурного и нравственного самоопределения;
  • сформированность ответственного отношения к русскому родному языку и желания сохранять и преумножать его богатство;
  • сформированность представления об истории возникновения русской письменности и книжной культуры;
  • понимание слов, обозначающих предметы русского быта;
  • понимание русских пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; умение использовать их в повседневной речи;
  • представление о русских именах в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках);
  • представление об особенностях русского речевого этикета;
  • понимание правил ведения диалога и применение этих правил в речевой практике;
  • представление о целях и видах вопросов;
  • умение создавать устные и письменные высказывания в разговорном стиле;
  • знание основных орфоэпических норм русского литературного языка (ударение);
  • представление о звукописи как изобразительно-выразительном средстве;
  • знание основных грамматических норм русского литературного языка (сочетаемость слов);
  • обогащение словарного запаса и навыков грамматического построения речи;
  • потребность в использовании словарей: толковых, орфографических и орфоэпических.
  • определение нравственных ценностей русского народа, нашедших выражение в языковой картине мира в сопоставлении с языками других народов (на примере произведений устного народного творчества);
  • подготовка устных высказываний с использованием материалов и упражнений учебника;
  • работа со словарями разных типов;
  • работа в творческих группах;
  • сопоставление произведений разных видов искусства;
  • выполнение письменных заданий;
  • выполнение творческих и проектных заданий.

Перечень используемой литературы

Основные пособия:

  1. Русский родной язык. 1 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М.Александрова и др. - М.: Просвещение, 2019.
  2. Русский родной язык. 2 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М.Александрова и др. - М.: Просвещение, 2019.
  3. Русский родной язык. 3 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М.Александрова и др. - М.: Просвещение, 2019.
  4. Русский родной язык. 4 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М.Александрова и др. - М.: Просвещение, 2019.
  5. Александрова О.М., Кузнецова М.И., Л.В.Петленко и др. Русский родной язык: 1 класс: методическое пособие. Под ред. О.М.Александровой. - М.: Учебная литература, 2018. - 32 с.

Дополнительные пособия для учителя:

  1. Даль В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
  3. Курочкина И.В. Учусь правильно образовывать слова: словообразовательный словарик: пособие для учащихся начальной школы.
  4. Лопатин В.В. Русский орфографический словарь.
  5. Львов М.Р. Учусь различать слова и их значения.
  6. Неусыпова Н.М., Стригина О.М. Учусь понимать слова: толковый словарик: учебное пособие для учащихся начальной школы.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
  8. Полищук Е.Г. Учусь правильно произносить слова: орфоэпический словарик: пособие для учащихся начальной школы.
  9. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок.
  10. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей.