Урок русского языка в 5-м классе "Разряды имен прилагательных"

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: Имя прилагательное, разряды имен прилагательных


Урок 2.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с первичным закреплением знаний.

Методы и формы обучения:

  • наблюдение над языком;
  • эвристический метод;
  • индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.

Цель урока: закрепить знания о разрядах прилагательных.

Задачи урока:

  • обучающие: научить различать разряды прилагательных.
  • развивающие:
    • развивать речевые, творческие способности учащихся на материале урока;
    • создать условия, направленные на развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы), навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
  • воспитывающие: воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать интерес к формированию правильной грамотной устной и письменной речи.

Используемые современные образовательные технологии: эвристический метод, ИКТ, здоровьесберегающие элементы.

Образовательные ресурсы: Рик Т.Г., Доброе утро, Имя Прилагательное, Вако, М., 2022.

Техническое оборудование: проектор, экран, компьютер.

Планируемые результаты:

Предметные умения (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • знать разряды прилагательных, их грамматические особенности;
  • уметь определять разряд прилагательного.

Метапредметные:

  • способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;
  • умение поставить цель и организовать её достижение;
  • способность к нормотворчеству;
  • рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные УУД:

  • формулировать и аргументировать собственное мнение;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД:

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
  • осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений - анализ объектов с целью выделения признаков;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
  • уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Подумайте и ответьте на вопрос МОЖЕТ ЛИ СЫРОЕ БЫТЬ СУХИМ?

3. Новая тема (стадия вызова на "поверхность" имеющейся информации)

Ребята, какую часть речи мы начали с вами проходить? Давайте вспомним её основные признаки.

К доске пойдет …, она рисует цифры от 1 до 5 в столбик, отвечает на вопросы ДА/НЕТ напротив каждой. Каждый из вас делает это в тетради самостоятельно, потом проверяем.

ВОПРОСЫ:

  1. Прилагательное - служебная часть речи.
  2. Прилагательное изменяется ТОЛЬКО по падежам.
  3. Притяжательное прилагательное отвечает на вопрос ЧЕЙ?
  4. В предложении прилагательное чаще всего бывает ДОПОЛНЕНИЕМ.
  5. У прилагательного есть 3 разряда.

А теперь посмотрите на правильные ответы и оцените себя. Поднимите руку, у кого не т вообще ошибок? Поднимите руку у кого 3 и больше ошибки?

Презентация

СЛАЙД 4. Теперь давайте поговорим о разрядах имен прилагательных. Измените эти словосочетания, образовав от существительных прилагательные. К какому разряду относятся эти прилагательные?

СЛАЙД 5. Что мы вчера с вами вывели, чтобы облегчИть себе поиск разряда прилагательного? Кто мне напомнит алгоритм?

Слайд 6

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд 7. А теперь давайте потренируемся в определении разрядов прилагательных. Вместо слов вы записываете буквы, коротко запишите условные обозначения: К - качеств., О - относ., П - притяжат.

Слайд 8. Проверим ответы: П, К, О, К, О, П, П, О, К, О, П.

Поднимите руки, у кого так.

А КАКИЕ БУКВЫ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ?

Слайд 9

СЛАЙД 10. Игра Я иду в поход и беру… (называем прилагательные только 1 разряда).

СЛАЙД 11. Давайте определим разряд каждого прилагательного. Что вам понадобилось, чтобы определить разряды прилагательных? Определить значение выражения, вспомнить, что такое переносное значение. ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - переносит наименование предмета на другой предмет.

Слайд 12. ВАЖНО: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ МОГУТ МЕНЯТЬ СВОЙ РАЗРЯД

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам:

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
  3. Как вы их преодолевали?
  4. Понравилось ли вам на уроке?
  5. Какое настроение у вас сейчас? Урок понравился - большой палец вверх, нет - палец вниз.

Домашнее задание по уровням:

  • Базовый - УПР. 800, П. 103 ВЫУЧИТЬ выделенное жирным.
  • Продвинутый - написать мини-текст, используя прилагательные только одного (любого) разряда.