Физика
-
Модель "Обучение исследованию" 2005
В модели "Обучение исследованию" формируются исследовательские навыки. При использовании данного метода обучение служит не усвоению знаний как обобщений, принятых в настоящее время, а освоению самого процесса, в котором создаются и проверяются эти обобщения. Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая познавательный конфликт. Предлагается разработка урока, смоделированного на основе данной модели.
-
Театрализованный урок по физике в 10-м классе по теме: "Законы Ньютона". Обобщающий урок 2005
Основные цели данных уроков - в интересной форме познакомить учащихся с биографией ученых; повторить основные законы физики; воспитывать у учащихся потребности в саморазвитии, самосовершенствовании. Театрализованные уроки помогают развивать у учащихся интерес к предмету (физике) на примере биографических данных видных ученых.
-
Активизация мыслительной деятельности учащихся при проведении фронтального эксперимента 2005
Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует его подготовки. Фронтальные экспериментальные задания позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе. Благодаря кратковременности выполнения, этот ученический эксперимент применим на любом этапе урока: при объяснении нового материала, отработке практических навыков, повторении и обобщении изученного на уроке.
-
Интегрированный урок по дисциплинам: физика и информатика. Тема урока: "Основные положения молекулярно-кинетической теории" 2005
Интегрированный урок с мультимедийным сопровождением позволил студентам углубить знания, полученные ранее при изучении темы "Строение вещества". На уроке формулируются основные положения МКТ, раскрывается значение броуновского движения, устанавливается характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами.
-
Физико-математический праздник: "Ты помнишь, как все начиналось…" 2005
Целью организации предметных праздников является повышение интеллектуальной активности учеников подросткового возраста. Участие в их проведении способствует эмоциональной разрядке, развивает личность учащихся, помогает ребенку любого возраста проявить свои способности, учит коммуникативности и бережному отношению друг к другу. Каждый детский коллектив вносит в такие праздники свою "изюминку", сочиняет новые песни, обращает внимание на интересные им исторические личности. Неизменным остается интерес, с которым разные дети берутся за эту работу и то удовлетворение, которое они получают по ее окончании.
-
Урок-зачет по теме "Электромагнитные волны"для классов с углубленным изучением физики. 11-й класс 2005
Урок-зачет по теме "Электромагнитные волны" (11-й класс) для класса с углубленным изучением физики. На первом этапе урока работа организуется по группам, в основе оценивания результатов - бальная система. На втором этапе осуществляется индивидуальный тестовый контроль знаний.
-
Диагностика сложности учебных задач по физике в 7-м классе по теме: "Скорость" 2005
Принцип доступности является одним из ведущих в педагогике. Реализация этого принципа в обучении осуществляется через распределение учебного материала по степени его сложности и трудности усвоения. Несмотря на то, что общие теоретические положения по трудности и сложности учебного материала разработаны, детальная оценка сложности и трудности конкретного учебного материала не решена. Для этого требуется разработка диагностики сложности учебного материала. Наличие такой диагностики будет способствовать осуществлению управленческой деятельностью учителя, в частности регулированию уровня достижения учащихся в процессе обучения.
-
Внеклассное мероприятие по физике: "Конкурс юных лаборантов" 2005
Представлен урок, на котором в форме соревнования двух команд, сформированных из всех учащихся класса, повторяется тема "Силы в природе". Соревнование проводится в 2 тура, итогом является составленная блок-схема "Силы в природе".
-
Внеклассная работа по физике "Самый умный" 2005
Ежегодно в нашей гимназии проходит декада математики и физики, во время которой мы проводим различные интересные мероприятия, позволяющие расширить кругозор учащихся, развить интерес к предметам, закрепить изученный материал в игровой форме.
-
Физический турнир. 9-й класс. Повторение и закрепление знаний по теме "Закон сохранения и превращения механической энергии" 2005
На уроке я использую для повторения и закрепления курса физики «Закон превращения и сохранения механической энергии» следующие педагогические технологии: сотрудничество, проблемное обучение, индивидуальные и дифференцированные задания, поисковый метод. На мой взгляд, это способствует лучшему усвоению материала учащимися. Занятие рассчитано на 80 минут учебного времени.
-
Три этапа в развитии физики элементарных частиц 2005
Урок по физике элементарных частиц. Данная тема всегда очень абстрактна и для понимания учащихся трудна. Этот урок - попытка связать философию, историю физики, химию, экологии, показать прикладной характер знаний об элементарных частицах. Он дается в конце данной темы и имеет цель - систематизировать и обобщить весь материал темы. Буквы - химические элементы - что общего? Как из атомов можно составить молекулы, и следовательно вещества, так и из букв можно составить слова. Мы можем общаться с помощью слова, значит и природа может общаться с нами с помощью атомов. Урок также носит профориентационный характер.
-
Неделя физики и химии 2005
Каждый год в нашей гимназии проводятся Недели, посвященные различным предметам, при этом обязательно учитываются межпредметные связи. Например, проводится совместная Неделя физики и химии. Заранее составляется программа, в которой мы стараемся учесть интересы и старших и младших гимназистов, так чтобы как можно большее количество ребят могло проявить себя, свои знания и умения. В статье приводится программа Недели физики и химии, проведенной в 2003 - 2004 учебном году, а также сценарий "Турнира знатоков физики и химии".
-
Линейная функция 2005
Данный урок направлен на повторение и обобщение пройденного материала по теме "Линейная функция", на развитие интереса к предмету и расширение общего кругозора учащихся. Использование исторического контекста позволяет показать историю развития взглядов учёных на вопросы данной темы, а также позволяет показать взаимосвязь между различными школьными предметами: математикой, физикой и историей.
-
О некоторых модулях технологии критического мышления 2005
Технологию КМ можно использовать на уроках - лекциях, уроках обобщения материала. На остальных уроках - отдельные модули технологии. Каждый из модулей призван решить определенные задачи, а все вместе нацелены на развитие критического мышления ребенка, на развитие его личности.
-
Личностно-ориентированный подход в обучении физике 2005
В предлагаемой статье рассматриваются особенности использования личностно-ориентированного подхода на уроках физики. В работе предложен личностно-ориентированный урок решения задач по теме «Звуковые волны».
-
Курс по выбору для 11-го класса "Физическая задача" 2005
В настоящее время, к числу актуальных вопросов физического образования относится умение решать физические задачи. Введение данного курса, как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что успешность обучения окончательно обеспечивается только при закреплении и углублении знаний и умений. Решение и анализ задач позволяет использовать долговременную память учащихся, способствует развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей.
-
Внеклассное мероприятие по физике. Тема: "Электрическое поле". 10-й класс 2005
Внеклассное мероприятие по физике, целью которого является повторение и обобщение знаний по материалу раздела.
-
Полное внутреннее отражение. Урок-исследование в 11-м классе 2005
Основная идея урока - "Исследуй!". Через фронтальный проблемный эксперимент, проблемные задачи - к новым знаниям! На уроке используются доклады учащихся о применении полного внутреннего отражения.
-
Физика на кухне. Домашний эксперимент 2005
Почему? Каждый ребенок желает получить ответ на этот вопрос. Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ребенок сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет ребенка. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества. Чтобы развить интерес к физике, создана программа «Занимательная физика» для младших школьников в системе дополнительного образования. Третий год ведется работа по этой программе среди учащихся от 8 до 12 лет. Здесь представляется одна из форм работы: домашний эксперимент, который пользуется у ребят и их родителей большим успехом.
-
Урок физики в 10-м классе по теме: "Принцип действия тепловых двигателей. КПД. Охрана окружающей среды" 2005
Разработка урока в 10-м классе по данной теме обобщает опыт нескольких учителей. Позволяет провести динамичный, интересный урок по данной теме.
-
Блоки, ворот, лебёдка 2005
Два урока по теме "Блоки" проведены по учебнику С.В. Громова, Н.А. Родина Физика 7 класс. М. Просвещение 2000 г. Особенность уроков в том, что в них применяется технология программированного опроса для классов с наполняемостью до 15 человек.
-
Внеклассное мироприятие-турнир "Живая природа и законы химии и физики" 2005
Турнир "Живая природа и законы химии и физики" проводился как открытое внеклассное мероприятие на городском уровне учителями химии и биологии лицея №1. Идея турнира: найти точки соприкосновения дисциплин естественнонаучного цикла, развивать навыки коммуникативного общения. Эти дисциплины - физика, химия и биология - формируют научное мировоззрение, развивают логику мышления. Вопросы подобраны так, что не требуют много времени на ответы на них. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Домашнее задание - химические опыты для конкурса "Что бы это значило?" и сценки для рекламной паузы - оценивается по 3-х балльной системе.
-
Личностно-ориентированное обучение. Урок, построенный на инициативе учащихся. "Новый взгляд"на электрический заряд и связанное с ним электрическое поле 2005
Личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. В этом смысле очень хороши уроки, построенные на инициативе учащихся. Такие уроки стимулируют учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, к самостоятельному выбору и применению наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.
-
Тема урока по физике: "Вес тела. Невесомость. Перегрузки" 2005
Представлен обобщенный урок, целью которого является повторение понятий веса тела, выяснение причин невесомости, перегрузки, а также использование теории в практической жизни и деятельности человека.
-
Открытый урок по физике по теме: "Влажность воздуха" 2005
Представлен урок, на котором у восьмиклассников формируется представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы. Наглядно показаны способы измерения влажности воздуха при помощи соответствующих приборов, отмечается важность этой физической величины для жизнедеятельности человека.
-
Урок физики в 8-м классе (физико-математический профиль). Тема урока: "Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли" 2005
Данный урок проводится мною в представленном виде в классах физико-математического профиля.
-
Дидактический материал по физике на основе сказок, мифов для 6-го физико-математического класса. Программа А.Е. Гуревича 2005
Данные отрывки из сказок, сюжеты мифов подобраны к учебнику А. Е. Гуревича "Физика. Химия" - 5-6 класс. Их можно использовать при объяснении нового материала, закрепления, индивидуальной работы. Использование отрывков из художественной литературы развивает интерес к предмету, повышает внимательность и активность детей на уроке.
-
Серия уроков по физике. Тема: "Электризация тел. Виды зарядов и их взаимодействие" 2005
Разработка урока, цели которого сформулировать понятие электризации тел, виды зарядов, изучить виды взаимодействия зарядов.
-
Программа курса по выбору: "Мои открытия". Физика. 9-й класс 2005
Наиболее эффективным обучение станет тогда, когда учащийся проявит максимальную активность, а преподаватель будет выполнять функцию консультанта и организатора учебного процесса, в котором осуществляется самостоятельная учебно - познавательная, учебно - исследовательская деятельность учащихся.
-
Урок-праздник знаний по теме: "Тепловые явления" 2005
Урок решения качественных задач - способ повышения интереса к предмету. На этом уроке учащиеся объясняют причины наблюдаемых природных явлений, предлагают способы решения бытовых вопросов, с которыми сталкиваются в реальной жизни. Вопросы расположены в конверты по темам: "Физика на кухне", "Юные детективы", "Физики и лирики" и т. д. Капитан вытягивает конверт. Оценка ставится после ответа. На уроке есть возможность исправить оценку, участвуя в разборе решения задач, вызвавших затруднения.