Физика
-
Интегрированный урок — физика + математика + английский язык. "Путешествие в страну МИФ" 2005
Разрабатывая данный урок, мы ставили перед собой следующие цели: т.к. урок проводился по окончании первой четверти, необходимо было систематизировать знания учащихся по предметам: в математике - понятие функции, в физике - механика, в иностранном языке - страноведение, показать учащимся интеграцию предметов, развивать интерес к предметам.
-
Алгоритмический подход к обучению физике в Северо-Кавказском суворовском военном училище 2005
Привычка пользоваться алгоритмическими приёмами в практической работе становится требованием эпохи. Обучение алгоритмам не только не умаляет инициативы, творческого поиска, догадки, интуиции, но, наоборот, служит развитию ряда важных качеств логического и творческого мышления. Для педагогики значение алгоритмов состоит в том, что, обучив суворовца некоторому алгоритму решения задач, мы даём ему не только средство управления теми объектами, которые он будет преобразовывать с помощью алгоритма, но и средство управления самим собой, своим мышлением и практическими действиями.
-
Интегрированный урок: природа + физика 2005
Для поддержания интереса к физике целесообразно проводить уроки в нетрадиционной форме: урок-игра, урок-"путешествие" и т.д. предлагаются разработки конспектов таких уроков.
-
Изучение дисперсии света в 11-м классе 2005
Сценарий урока на тему "дисперсия света" разработан на основе деятельностного подхода. Можно управлять процессом усвоения и создания знаний через специально организованную деятельность учащихся. Именно ученики должны быть главным действующим лицом на уроке, они должны создавать знания, а не получать их в готовом виде. Учитель выступает в роли организатора деятельности учащихся, организации ситуаций, в которых у них будет возникать потребность в той или иной деятельности. Таким образом, данная теория предполагает активную деятельность учащихся на уроке. Поэтому, можно сказать, что на уроках физики происходит формирование мировоззрения учащихся. При многократном создании и применении тех или иных знаний у учащихся возникают устойчивые убеждения в материальности окружающего мира, в диалектическом характере процессов природы и познания.
-
Урок-игра "Поиграем в физику" 2005
Представленный урок-игра "Поиграем в физику" предназначен для учащихся 7-го класса. Можно проводить его в качестве итогового занятия в конце учебного года или во время проведения предметной недели по физике. Игровые уроки вселяют в ребят уверенность в своих силах. Увлекшись игрой, учащиеся не замечают, что они учатся, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний.
-
Урок "Закон Ома для участка цепи" 2005
Закон Ома для участка цепи - этот вопрос является стержневым при изучении раздела "Электрические явления". Большое число новых величин, формул, единиц измерения, правил подкрепляется целесообразностью систематизации материала. Поиск путей повышения качества обучения и воспитания заставили меня найти такие формы проведения урока, которые помогли бы каждому ученику участвовать и в коллективной, и индивидуальной познавательной работе. Во время урока совместно составляем опорный конспект.
-
Законы геометрической оптики и принцип Ферма 2005
Сценарий урока, который служит как бы "мостиком" от экспериментального изучения законов оптики в 8-м классе к построению теории оптических явлений в 11-м классе. В ходе урока с помощью учителя учащиеся вспоминают законы, "открытые" ими экспериментально в 8-м классе, уточняют их формулировки, "открывают" количественно закон преломления света, осуществляют построение теории для объяснения явлений геометрической оптики, основанной на принципе Герона - Ферма, а в завершении урока делают вывод о том, что построенная теория не объясняет всех оптических явлений.
-
Формирование физических понятий на основе методологии физики 2005
Одной из целей обучения физике является формирование физической картины мира. Эта цель достигается в процессе преподавания физики, результатом которого является сформированная у учащихся система физических понятий. Реализация современной личностно-ориентированной парадигмы на уроках физики возможна через методологический подход к формированию физических понятий, который способствует: развитию личностных качеств учащихся; формированию глубоких и прочных знания учащихся.
-
Урок-конференция: "Атмосферное давление и жизнь на Земле" 2005
Групповая работа – это работа по способностям всех и каждого, это достижение каждым высших результатов и помощь другим в достижении более высоких результатов. В группах создается творческая обстановка, повышается умственная активность каждого ребенка. Усиливается интеллектуальное наполнение уроков. Совместная работа учащихся в коллективе способствует улучшению их взаимоотношений. Создаются благоприятные предпосылки для развития как всего коллектива, так и личности каждого ученика. На таких уроках полнее можно учесть возрастные особенности школьников и в, частности, удовлетворить естественную их тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности. Такие уроки пробуждают, поддерживают и развивают их интерес к процессу обучения и к самому предмету. Они служат хорошим средством снятия умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида работы на другой, при том интересный.
-
Модель "Обучение исследованию" 2005
В модели "Обучение исследованию" формируются исследовательские навыки. При использовании данного метода обучение служит не усвоению знаний как обобщений, принятых в настоящее время, а освоению самого процесса, в котором создаются и проверяются эти обобщения. Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая познавательный конфликт. Предлагается разработка урока, смоделированного на основе данной модели.
-
Театрализованный урок по физике в 10-м классе по теме: "Законы Ньютона". Обобщающий урок 2005
Основные цели данных уроков - в интересной форме познакомить учащихся с биографией ученых; повторить основные законы физики; воспитывать у учащихся потребности в саморазвитии, самосовершенствовании. Театрализованные уроки помогают развивать у учащихся интерес к предмету (физике) на примере биографических данных видных ученых.
-
Активизация мыслительной деятельности учащихся при проведении фронтального эксперимента 2005
Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует его подготовки. Фронтальные экспериментальные задания позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе. Благодаря кратковременности выполнения, этот ученический эксперимент применим на любом этапе урока: при объяснении нового материала, отработке практических навыков, повторении и обобщении изученного на уроке.
-
Интегрированный урок по дисциплинам: физика и информатика. Тема урока: "Основные положения молекулярно-кинетической теории" 2005
Интегрированный урок с мультимедийным сопровождением позволил студентам углубить знания, полученные ранее при изучении темы "Строение вещества". На уроке формулируются основные положения МКТ, раскрывается значение броуновского движения, устанавливается характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами.
-
Физико-математический праздник: "Ты помнишь, как все начиналось…" 2005
Целью организации предметных праздников является повышение интеллектуальной активности учеников подросткового возраста. Участие в их проведении способствует эмоциональной разрядке, развивает личность учащихся, помогает ребенку любого возраста проявить свои способности, учит коммуникативности и бережному отношению друг к другу. Каждый детский коллектив вносит в такие праздники свою "изюминку", сочиняет новые песни, обращает внимание на интересные им исторические личности. Неизменным остается интерес, с которым разные дети берутся за эту работу и то удовлетворение, которое они получают по ее окончании.
-
Урок-зачет по теме "Электромагнитные волны"для классов с углубленным изучением физики. 11-й класс 2005
Урок-зачет по теме "Электромагнитные волны" (11-й класс) для класса с углубленным изучением физики. На первом этапе урока работа организуется по группам, в основе оценивания результатов - бальная система. На втором этапе осуществляется индивидуальный тестовый контроль знаний.
-
Диагностика сложности учебных задач по физике в 7-м классе по теме: "Скорость" 2005
Принцип доступности является одним из ведущих в педагогике. Реализация этого принципа в обучении осуществляется через распределение учебного материала по степени его сложности и трудности усвоения. Несмотря на то, что общие теоретические положения по трудности и сложности учебного материала разработаны, детальная оценка сложности и трудности конкретного учебного материала не решена. Для этого требуется разработка диагностики сложности учебного материала. Наличие такой диагностики будет способствовать осуществлению управленческой деятельностью учителя, в частности регулированию уровня достижения учащихся в процессе обучения.
-
Внеклассное мероприятие по физике: "Конкурс юных лаборантов" 2005
Представлен урок, на котором в форме соревнования двух команд, сформированных из всех учащихся класса, повторяется тема "Силы в природе". Соревнование проводится в 2 тура, итогом является составленная блок-схема "Силы в природе".
-
Внеклассная работа по физике "Самый умный" 2005
Ежегодно в нашей гимназии проходит декада математики и физики, во время которой мы проводим различные интересные мероприятия, позволяющие расширить кругозор учащихся, развить интерес к предметам, закрепить изученный материал в игровой форме.
-
Физический турнир. 9-й класс. Повторение и закрепление знаний по теме "Закон сохранения и превращения механической энергии" 2005
На уроке я использую для повторения и закрепления курса физики «Закон превращения и сохранения механической энергии» следующие педагогические технологии: сотрудничество, проблемное обучение, индивидуальные и дифференцированные задания, поисковый метод. На мой взгляд, это способствует лучшему усвоению материала учащимися. Занятие рассчитано на 80 минут учебного времени.
-
Три этапа в развитии физики элементарных частиц 2005
Урок по физике элементарных частиц. Данная тема всегда очень абстрактна и для понимания учащихся трудна. Этот урок - попытка связать философию, историю физики, химию, экологии, показать прикладной характер знаний об элементарных частицах. Он дается в конце данной темы и имеет цель - систематизировать и обобщить весь материал темы. Буквы - химические элементы - что общего? Как из атомов можно составить молекулы, и следовательно вещества, так и из букв можно составить слова. Мы можем общаться с помощью слова, значит и природа может общаться с нами с помощью атомов. Урок также носит профориентационный характер.
-
Неделя физики и химии 2005
Каждый год в нашей гимназии проводятся Недели, посвященные различным предметам, при этом обязательно учитываются межпредметные связи. Например, проводится совместная Неделя физики и химии. Заранее составляется программа, в которой мы стараемся учесть интересы и старших и младших гимназистов, так чтобы как можно большее количество ребят могло проявить себя, свои знания и умения. В статье приводится программа Недели физики и химии, проведенной в 2003 - 2004 учебном году, а также сценарий "Турнира знатоков физики и химии".
-
Линейная функция 2005
Данный урок направлен на повторение и обобщение пройденного материала по теме "Линейная функция", на развитие интереса к предмету и расширение общего кругозора учащихся. Использование исторического контекста позволяет показать историю развития взглядов учёных на вопросы данной темы, а также позволяет показать взаимосвязь между различными школьными предметами: математикой, физикой и историей.
-
О некоторых модулях технологии критического мышления 2005
Технологию КМ можно использовать на уроках - лекциях, уроках обобщения материала. На остальных уроках - отдельные модули технологии. Каждый из модулей призван решить определенные задачи, а все вместе нацелены на развитие критического мышления ребенка, на развитие его личности.
-
Личностно-ориентированный подход в обучении физике 2005
В предлагаемой статье рассматриваются особенности использования личностно-ориентированного подхода на уроках физики. В работе предложен личностно-ориентированный урок решения задач по теме «Звуковые волны».
-
Курс по выбору для 11-го класса "Физическая задача" 2005
В настоящее время, к числу актуальных вопросов физического образования относится умение решать физические задачи. Введение данного курса, как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что успешность обучения окончательно обеспечивается только при закреплении и углублении знаний и умений. Решение и анализ задач позволяет использовать долговременную память учащихся, способствует развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей.
-
Внеклассное мероприятие по физике. Тема: "Электрическое поле". 10-й класс 2005
Внеклассное мероприятие по физике, целью которого является повторение и обобщение знаний по материалу раздела.
-
Полное внутреннее отражение. Урок-исследование в 11-м классе 2005
Основная идея урока - "Исследуй!". Через фронтальный проблемный эксперимент, проблемные задачи - к новым знаниям! На уроке используются доклады учащихся о применении полного внутреннего отражения.
-
Физика на кухне. Домашний эксперимент 2005
Почему? Каждый ребенок желает получить ответ на этот вопрос. Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ребенок сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет ребенка. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества. Чтобы развить интерес к физике, создана программа «Занимательная физика» для младших школьников в системе дополнительного образования. Третий год ведется работа по этой программе среди учащихся от 8 до 12 лет. Здесь представляется одна из форм работы: домашний эксперимент, который пользуется у ребят и их родителей большим успехом.
-
Урок физики в 10-м классе по теме: "Принцип действия тепловых двигателей. КПД. Охрана окружающей среды" 2005
Разработка урока в 10-м классе по данной теме обобщает опыт нескольких учителей. Позволяет провести динамичный, интересный урок по данной теме.
-
Блоки, ворот, лебёдка 2005
Два урока по теме "Блоки" проведены по учебнику С.В. Громова, Н.А. Родина Физика 7 класс. М. Просвещение 2000 г. Особенность уроков в том, что в них применяется технология программированного опроса для классов с наполняемостью до 15 человек.