Физика

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Методика изучения, контроля и систематизации знаний при изучении темы "Электрический ток в разных средах" 2005

    Автор: Кузьмина Людмила Александровна

    В статье рассматривается одна из методик изучения темы с помощью составления сводной таблицы и применения ее на разных этапах урока. Такой подход позволяет развивать у учащихся способность сравнивать различные процессы, анализировать их, находить общие закономерности и различия.

  • Тематическое планирование элективного курса по физике. 7-й класс. Тема: "Познай физику в задачах и экспериментах" 2005

    Автор: Мосейчук Василий Александрович

    Элективный курс в 7-м классе рассчитан на 1 час в неделю для учащихся, проявляющих интерес к физике. В своей программе ставлю задачу не расширения изучаемого материала, а общего развития школьников. Для этого 30% всего времени отводится на экспериментальные задания, проводимые школьниками самостоятельно. В предлагаемом пособии подобраны качественные и расчетные задачи повышенной степени сложности по основным темам традиционного курса физики 7-го класса.

  • Самостоятельная работа учащихся на уроках физики 2005

    Автор: Пелих Андрей Васильевич

    Самостоятельная работа над материалом учебника перед изложением учителя есть один из приемов включения учащихся в оценочную деятельность, который развивает у них способность наблюдать и анализировать, что является основой процесса восприятия и систематизации знаний. Учащиеся воспринимают изложения учителя, которое следует за их самостоятельной работой в системе тех знаний, с которыми они они знакомы. Очень важно, чтобы роль ученика на уроке была активной, а не пассивной, и при этом он мог делать самостоятельные выводы. Я считаю, что две проблемы решаются, когда урок построен в виде беседы. Уроки-беседы имеет еще один плюс-это элементы деловой игры. Такая форма урока способствует активизации познавательного интереса и дает положительные результаты. Уроки неоднообразны, нескучные, и такие уроки полезны и для самого учителя, т.к. заставляют его повышать свой профессиональный уровень.

  • Урок-обобщение по теме: "Световые волны". Тема: "Тайны световых лучей" 2005

    Автор: Голубева Любовь Дмитриевна

    В предлагаемой программе реализованы задачи, стоящие перед преподаванием оптики в средней школе. Профессиональной направленности обучения посвящается конкурс "Зеркала и наши профессии", научить экспериментировать - конкурс "Любители чудес", воспитанию графической грамотности - конкурс художников; связь с современными достижениями физики отражена в конкурсе "Поэзия красок". Исследовательская работа учащихся отражена в сообщениях под названием "Необыкновенные оптические явления в природе".

  • Внеклассное мероприятие по физике в 8-х классах. Конкурс "Знатоки электричества" 2005

    Автор: Гордеева Лариса Сергеевна

    Главной целью конкурса является развитие творческих способностей учащихся. Для подготовки конкурса в классе выбирают инициативную группу (экспериментаторы, актеры, художники, музыкальный оформитель). Испытание состоит из восьми туров. В проведении конкурса участвуют и болельщики. Ребята конструируют приборы, изучают историю физики, повторяют тему "Электрические явления". Конкурс проходит весело, зрелищно.

  • Физический хоккей 2005

    Автор: Прокопенко Ольга Ивановна

    Физический хоккей проводится с целью активизации деятельности учителя и учащихся, закрепления познавательных наклонностей и развития интереса к физике через нетрадиционные формы работы.

  • Интегрированный урок по теме: "Вода — уникальное вещество природы" 2005

    Автор: Шапошникова Татьяна Сергеевна

    Урок-семинар позволяет дать комплексное представление о воде с точки зрения естественных наук (биологии, химии, физики, географии, экологии). Рекомендуется использовать на уроках биологии 8-11-х классах. А также данный материал можно использовать и на других занятиях естественного цикла.


  • Интегрированный урок изучения нового материала по теме: "Изотопы" 2005

    Автор: Агапова Алла Леонидовна

    Представленный конспект урока, проводимого в 9-м классе, раскрывает межпредметные связи физики и химии. Урок показывает учащимся глубину взаимопроникновения наук, единство законов физики и химии.

  • Научные экспедиции школьников как одна из форм организации и проведения исследовательской работы по физике 2005

    Автор: Русанова Ольга Борисовна

    Большие возможности для развития мышления учащихся и их творческих способностей дает специально организованная внеклассная работа. Из многообразия форм и методов организации внеклассных занятий наиболее эффективными являются исследовательские работы учащихся. Научно-исследовательская экспедиция как выездная форма проведения исследовательской работы учащихся представляется мне наиболее привлекательной и перспективной в ряду других форм выездной деятельности (походы, экскурсии и др.). Это связано с тем, что экспедиция, помимо чисто эмоциональной стороны, наполнена глубоким и важным для детей предметным содержанием, является итогом учебного года и вместе с тем возможностью наиболее полно приложить на практике полученные в течение года знания.

  • Практико-ориентированный подход в обучении физики 2005

    Автор: Кулакова Наталья Анатольевна

    В последние десятилетия в обществе интерес к физике у значительной части учащихся заметно упал. Реализация идеи повышения научного уровня школьного курса физики, безусловно, повысила уровень физического образования. Однако некоторые его разделы приобрели наукообразность, стали ухудшенным вариантом вузовского курса. Такой курс физики не привлекает учащихся, интересы которых лежат в области гуманитарных наук или изобразительного искусства, он также труден для школьников с недостаточно развитым логическим мышлением. Поиски путей побуждения этого интереса - одна из главных задач физиков-педагогов. При обучении физике акцент необходимо перенести с информационного на методологическое обучение, от трансляции готовых знаний к развитию самостоятельности, творческого мышления, способностей учащихся. Учебный процесс в значительной мере должен побуждать учеников к применению полученных знаний и умений в нестандартных, новых ситуациях.

  • Технология формирования представлений учащихся основной школы о современной измерительной технике 2004

    Автор: Марущак Светлана Владимировна

    Изучая основы работы, устройство современной измерительной техники, учитель реализует на практике принцип политехнизма. Этот "мостик" между физической теорией и практикой, помогает ученикам более спокойно воспринимать окружающий мир и справляться с потоком новой, для него, информации.

  • Межпредметные связи в преподавании физики 2004

    Автор: Неверова Светлана Владимировна

    Cущественное развитие идеи межпредметных связей - это переход от согласованного преподавания физики и смежных предметов к диалектическому взаимодействию предмета "Физика" с другими предметами, причем не только естественного, но и гуманитарного цикла. В этой статье приводится пример, как можно реализовать межпредметные связи физики с биологией, химией, историей в разделе двух уроков: "Первый Закон Термодинамики" (10 класс), "Глаз как оптическая система" (11 класс). Переход на профильное обучение позволяет реализовать межпредметные связи также через элективные курсы, цель которых - интеграция знаний о природе. Содержание некоторых из них разработанных мною, предлагаю вашему вниманию в данной статье.

  • Межпредметные связи в процессе обучения физике и информатике по темам: "Электрические цепи", "Локальные сети" 2004

    Авторы: Лебедева Татьяна Ивановна, Мункина Светлана Юрьевна

    Нам в своей работе постоянно приходится отвечать на вопросы учащихся: А где это можно применить в моей профессии? Как это поможет мне в овладении профессией? и т. д. Поэтому на своих уроках мы часто применяем практику бинарных уроков. Такие типы уроков основаны на активном, эмоционально окрашенном общении учащихся друг с другом. При этом происходит интенсивное межличностное взаимодействие.

  • Самостоятельная работа учащихся на уроке физики 2004

    Автор: Легкова Елена Геннадьевна

    Представлен комплект урока физики по теме: виды теплопередач.


  • Решение физических задач с применением алгоритмов разветвляющейся и циклической структуры 2004

    Автор: Криволапова Дарья Ивановна

    Важная роль в программе курса "Основы алгоритмизации и программирования" отводится межпредметным связям с математикой, химией, физикой, экономикой и другими учебными дисциплинами, что достигается за счет подбора задач из соответствующих предметных областей. Это не только дает учащимся возможность проследить технологическую цепочку реше-ния задач с использованием компьютера, формирует их алгоритмическую культуру, но и усиливает интерес к традиционным учебным дисциплинам. Примером такой связи может служить интегрированный урок-игра "Решение физических задач с применением алгоритмов разветвляющейся и циклической структуры". Урок проводится в необычной форме - форме расследования, лучшие агенты сыска и их помощники решают "труднейшие" задачи, требующие знаний физики и способностей в информатике. Какие? Это учащиеся узнают из писем клиентов детективного агентства. Их шесть. Все письма оформлены в виде презентации. Кульминацией является письмо "Доброжелателя", который заблокировал письма и требует определить pin-код, решив предложенные задачи.

  • Интегрированный урок физика + биология по теме: "Клеточное строение вещества. Линзы. Оптические приборы и их применение" 2004

    Авторы: Бутакова Галина Николаевна, Легрова Марина Николаевна

    Если преподавание физики ведется с 5-го класса по программе А.Е Гуревича “Физики химия 5 – 6”, то в 6 классе в первых числах сентября можно провести интегрированный урок физика + биология. Для этого по физике в 6 классе с 1 сентября изучаю раздел оптика, а по программе биологии (уроки с увеличительными предметами идут вначале года). Интегрированный урок проходит в течение 90 минут. Урок ведут два учителя (физики и биологии). При выполнении практической части учителя помогают друг другу (один учитель в качестве ведущего, другой – в качестве лаборанта).

  • Дифференцированный подход в обучении физике 2004

    Автор: Арганы Нина Федоровна

    В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне.

  • Технология работы с учебным материалом по физике 2004

    Автор: Кислова Наталья Леонидовна

    Физика, один из самых трудных предметов, дает много возможностей "сэкономить" память. Содержание курса легко структурируется, что облегчает запоминание материала. Предлагается технология работы с учебным материалом по физике. Даны конкретные рекомендации по изучению теоретического материала, запоминанию формул, формулировок, алгоритмы решения задач по механике и молекулярной физике, образцы структурно-логических схем. Надеюсь, данная статья будет интересна как учащимся, так и начинающим учителям.

    подготовка к ОГЭ, подготовка к ЕГЭ

  • Урок физики: "Кипение" 2004

    Автор: Корнева Надежда Алексеевна

    Тема урока является промежуточной в изучении агрегатного состояния вещества. Демонстрационные эксперименты позволяют наглядно представить изучаемое явление и, опираясь на знание предыдущего материала, выявить их физическую сущность, дать сравнительную характеристику. Ход и содержание урока позволяют выявить глубину и систематичность усвоения изучаемого материала. Актуализация демонстрационных экспериментов, использование различных способов активизации мыслительной деятельности, позволяют отнести этот урок к здоровьесберегающим технологиям.

  • Открытый урок "Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Закон Ленца" 2004

    Автор: Лапина Анна Андреевна

    Обобщающий урок о магнитном поле, электромагнитной индукции с целью совершенствовать умения объяснять магнитные явления, раскрывать особенные и общие черты магнитного и электрического полей. Работа на уроке предусматривает развитие умственной деятельности учащихся: умение слушать, умение выделять главное, умение нестандартно мыслить, а также - развитие личностных качеств учащихся и их мировоззрение.

  • Интегрированный урок математика + физика по теме: "Изучение механического движения с использованием графиков" 2004

    Авторы: Бирюкова Анна Владимировна, Солошенко Светлана Славовна

    Математический аппарат необходим физике как язык для описания физических процессов и явлений. Графический язык, основа которого - математика, широко используется в курсе физики. График позволяет показать специфику происходящего, прогнозировать ожидаемый результат, наглядно пояснить ответ. На данном уроке учащимся предлагается на основе своих знаний построения графической зависимости двух переменных попытаться рассмотреть механическое движение и проанализировать различные способы решения задач по теме " Равномерное прямолинейное движение", выбрав наиболее рациональный из них.


  • Интегрированный урок по химии, биологии, географии, физике для 8-го класса: "Геологическое летоисчисление" 2004

    Авторы: Мигучкина Светлана Владимировна, Новоселова Юлия Евгеньевна, Тимакина Елена Сергеевна

    Интегрированный урок с использованием информационных технологий на уроках географии, физики, химии и биологии. Урок проводится на основе созданной учителями мультимедийной презентации. При изучении раздела географии в 8-м классе "Литосфера и рельеф России" один час отводится на тему "Геохронологичекое летоисчисление". Поскольку данная тема изучается в обзоре, то наиболее целесообразным считаем рассмотреть этот материал в интеграции с уроками химии, биологии и физики. Данный урок проводится как "урок изучения нового материала". Основной упор делается на уже полученные знания учащихся в данных дисциплинах, поэтому границы темы значительно расширяются.

  • Спуск с орбиты космических аппаратов 2004

    Автор: Старшинов Борис Сергеевич

    В настоящее время космические исследования перешли от отдельных экспериментов к повседневному использованию космической техники. Системы космических аппаратов обеспечивают мировую связь, включая телевидение и Интернет; наблюдения Земли из космоса позволяют вести разведку полезных ископаемых, более надёжно предсказывать погоду и метеорологические катастрофы, следить за экологической обстановкой, и многое другое. Но путь в космос всё ещё труден и опасен. Среди всех этапов полёта в космос спуск космического аппарата (КА) остаётся наиболее опасным.

  • Интегрированный урок информатики и физики в системе Electronics Workbench 2004

    Авторы: Виноградов Владимир Александрович, Сулейманов Ринат Рамилович

    Интегрированный урок информатики и физики в программной среде схемотехнического моделирования аналоговых и цифровых радиоэлектронных устройств позволяет решать следующие задачи: знакомство с программной средой Electronics Workbench и создание модели электрической схемы; расчет режимов работы модели; расчет частотных характеристик и переходные процессы модели; провести оценку и анализ модели.

  • Урок физики в 11-м классе естественно-математического профиля: "Законы геометрической оптики" 2004

    Автор: Рыжакова Вера Викторовна

    Способствовать развитию навыков и умений: решения задач на законы геометрической оптики; работы с компьютером; самостоятельной деятельности по добыванию знаний; ораторского искусства.

  • Гуманизация уроков физики как условие саморазвития личности школьников 2004

    Автор: Рыжакова Вера Викторовна

    Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Только применение приёмов и методов гуманистической педагогики, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении, их самостоятельность в учебном познании, позволили мне начать работу по этой теме.

  • Урок в 6-м классе развивающего обучения "Истина где-то рядом…" 2004

    Автор: Рыжакова Вера Викторовна

    Разработка урока развивающего обучения в 6-м классе с целью создания условий для осознания понятий "физика", его основных направлений.

  • Внеклассная работа: игра "Хочешь выиграть 5000?" 2004

    Автор: Нигматуллина Гузель Хайдаровна

    В игре может участвовать любой прошедший отборочный тур. Правила игры такие же как в телеигре: игрок может воспользоваться тремя подсказками: - помощью зала(отвечают поднятием руки); - помощью друга(просит кого то конкретно из зала или через телефон); - помощью ведущего(50Х50). С любого вопроса можно уйти, забрав деньги за правильные ответы. Ответив на 15 вопросов игрок может выиграть 5 000 копеек, т.е. 50 рублей. Есть 2 несгораемые суммы - 5 рублей (5 правильных ответов), 15 рублей (10 правильных ответов).


  • Интеграция физики с предметами естественно-научного цикла в рамках информационного ресурса 2004

    Автор: Семке Андрей Иванович

    Основными целями обучения физики в классах с естественно-научными профилями являются формирование и развитие личности средствами обучения, воспитания, коррекции и обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации. Исследовательские работы, проекты, лабораторные работы становятся необходимым звеном в процессе обучения, значительно помогающим углубленному усвоению материала. Кроме того, это позволяет привить учащимся некоторые начальные практические навыки в обращении с простейшими измерительными приборами и другой аппаратурой. Автор статьи ставит своей задачей помочь учителю, ученику в постановке и проведении исследовательских работ, лабораторных работ, выполнению исследовательских проектов по физике с элементами предметов естественнонаучного цикла, а также в разнообразии уроков физики, внеклассных мероприятий.

  • Сила упругости через систему решения экспериментальных задач 2004

    Автор: Шашина Мария Алексеевна

    Работа представляет собой один из вариантов раскрытия содержания понятия силы упругости и коэффициента жесткости различных систем через систему решения экспериментальных задач. Логика построения материала проста в исполнении и доступна для восприятия. При этом выдерживается научно-методический уровень. Усвоение материала начинается с его конкретно-чувственного восприятия, моделирование результатов эксперимента с помощью рисунков, графиков и физических символов, что создает условия для абстрактного обобщения материала.