ИГРА «КЛУБ НАХОДЧИВЫХ ФИЗИКОВ»
I. Направление.
Внеклассное событие в рамках проведения недели естественных наук.
II. Содержание материала.
1. Цели и задачи.
- Формирование познавательного интереса к физике.
- Развитие логического мышления.
- Формирование мировоззренческих взглядов на окружающий мир.
- Формирование умения выстраивать план выполнения задания.
- Формирование умений и навыков устной речи.
- Воспитание взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности.
2. Этапы игры.
Первый этап «Представление».
Второй этап «Разминка».
Третий этап «Домашнее задание».
Четвертый этап «Экспериментальный».
Пятый этап «Теоретический».
Шестой этап «Подведение итогов».
3. Участники игры.
Учителя физики.
Учащиеся 7-х классов, играющие в командах по 6 человек (игру можно провести в классе, разбив на отдельные команды, не больше четырех, или среди классов параллели).
4. Принцип участия в игре.
Участие школьников в игре на добровольной основе.
5. Описание хода игры.
Каждая команда предварительно получает домашнее задание.
1. Придумать название, эмблему, девиз.
2. Каждая команда тянет табличку с названием физического явления, которое должны обыграть в течение 3-х минут.
Явления:
1) инерция;
2) диффузия;
3) гравитация;
4) сложение сил;
5) смачивание.
3. Во время выполнения заданий, требующих некоторого времени, для болельщиков и зрителей звучит информация «А знаете ли вы, что…».
4. По завершении каждого этапа жюри подводит промежуточные итоги, по окончании игры – общее количество набранных баллов и победителя.
6. Ход игры.
Ведущий сообщает о цели сегодняшнего события, приглашает команды, которые выходят под веселую музыку.
I. Представление.
После жеребьевки каждая команда представляет себя. Жюри оценивает представление (максимальная оценка 5 баллов).
II. Разминка.
Каждой команде по очереди задаются загадки, за правильный ответ команда получает по одному очку, если у команды нет ответа, ответ могут дать соперники, первые поднявшие руку, за что получают дополнительный балл.
1.Стою на крыше, Всех труб выше. (Антенна) 2. Наведем стеклянный глаз, 3 Что за машина: 4. Без головы, а в шляпе. 5. Держусь я только на ходу, |
1. Не человек, А разговаривает. (Радио) 2. Всю жизнь крыльями машет, 3. Зубы есть, а хлеба не ест. 4. Ходит город-великан 5. Живет в нем вся вселенная, |
1. Сам металлический, Мозг электрический. (Робот) 2. Два конца, два кольца, 3. На пальце одном 4. Начинает он копать, 5. Что всегда идет, |
1. В Москве говорит, А у нас слышно. (Радио) 2. На что ни взглянет этот глаз – 3. Гладит все, чего касается, 4. Сам деревянный, 5. Поверну волшебный круг, |
III. Домашнее задание.
После жеребьевки каждая команда демонстрирует физическое явление, которое готовили заранее.
IV. Провести опыт и объяснить.
Капитаны команд по очереди вытягивают карточку – задание.
Карточка № 1.
Оборудование: мел, дощечка.
Ход работы.
1. Напишите на дощечке какое-нибудь слово. Объясните, какое явление лежит в основе этого процесса?
2. Разломите кусочек мела, рассмотрите место разлома. Попытайтесь придать мелу первоначальный вид. Что у вас получилось? Объясните результат.
Карточка № 2.
Оборудование: пузырек с кристаллами марганцовокислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.
Ход работы.
1. Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовокислого калия. (Будьте осторожны! Не до конца растворенные кристаллы или крепкий раствор этого вещества вызывают ожог!)
2. Размешайте раствор палочкой и перелейте немного раствора во второй стакан, затем, размешав, перелейте немного раствора в третий стакан. Объясните, что у вас получилось.
Карточка № 3.
Оборудование: пузырек из-под шампуня, медицинский шприц.
Ход работы.
1. Сожмите пузырек руками как можно сильнее. Прокомментируйте происходящее.
2. Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попытайтесь сжать воздух в нем как можно сильней. Обоснуйте происходящее.
Карточка № 4.
Оборудование: стакан с водой, стакан с растительным маслом, листочки бумаги.
Ход работы.
1. Приложите 2 листочка бумаги друг к другу. Соединились ли они? Объясните.
2. Смочите листочки водой и проделайте то же самое. Объясните.
3. Один листочек смочите водой, а другой в растительном масле. Приложите их друг к другу. Объясните.
V. Провести опыт и рассчитать.
Капитаны команд вытягивают карточки – задания.
Карточка № 1.
Оборудование: мензурка, стакан с водой, коробок скрепок, калькулятор.
Задание: рассчитать объем одной скрепки.
Карточка № 2.
Оборудование: мензурка, стакан с водой, коробок кнопок, калькулятор.
Задание: рассчитать объем одной кнопки.
Карточка № 3.
Оборудование: проволока, карандаш, линейка, калькулятор.
Задание: рассчитать диаметр проволоки.
Карточка № 4.
Оборудование: книга, линейка, калькулятор.
Задание: рассчитать толщину книжного листа.
Результаты опытов каждая команда заносит в свой бланк отчета:
Этап опыта | Что делали |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
ОТВЕТ |
VI. Найти все правильные формулы.
За каждую правильно выбранную формулу команда получает один балл, за ошибку – одно штрафное очко, которое вычтется из итогового количества баллов. Участники по одному подходят к своему столу и берут только одну карточку с формулой, вкладывают в конверт и последний участник конверт с формулами доставляет на стол жюри.
VI. Подведение итогов.
Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей, вручает им дипломы.
Используемая литература.
- Перышкин А.В. Физика 7 класс. - М., Дрофа, 2001.
- Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике.7класс.М., Вако, 2003.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9. – М., Просвещение, 2000.
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Под редакцией Елкиной Н.В., Тарабариной Т.И. – Ярославль, 1997.