Урок-зачет по теме "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Цель урока: Систематизировать материал по теме, осуществить коррекцию знаний, частичное обобщение знаний материала, некоторое углубление. Развивать внимание, наблюдательность, воображение и фантазию. Воспитание самоценности учащихся.

Приборы: пустой стакан на 250 см 3, мензурка, стакан со льдом (100 г), горячая вода, термометр; карточки с практикумом; таблицы постоянных величин; рисунки.

Метод ведения: урок - зачет.

Ход урока

Оформление: «Жизнь украшается двумя вещами: занятием физикой и ее преподаванием».

Эпиграф: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное применение этих сведений.» А.Н. Толстой

Критерий оценок:

«5» - 25-30 б
«4» - 19-24 б
«3» - 12-18 б

Здравствуйте, садитесь!

Сегодня мы проводим релейный зачет по теме: «Тепловые явления».

Почему релейный зачет? Потому, что в течение всей нашей работы вы сами будете выбирать темп работы, вид работы и сами подведете итог, на каком уровне успешности находится каждый из Вас. В переводе с французского языка «Реле» означает сменить, заменить.

Итак, вы покажете свои знания, умения, демонстрационные навыки по теме: «Тепловые явления». Каждое задание будет оцениваться определенным количеством баллов. В итоге, кто набирает 25-30 б - получает «5», 19-24 б - получает «4», 12-18 б - получает «3».

Итак, в путь!

Представьте, ребята, что мы с вами идем в страну «Тепловых явлений», но, чтобы попасть в эту страну, мы должны с вами открыть волшебную дверь золотым ключиком. Ключевое слово, написанное на нем, поможет вам во время путешествия по стране «Тепловых явлений». Давайте определим его.

I

1. Какие вам известны способы передачи тепла при помощи инфракрасных лучей?

Излучение

Из ответа возьмите вторую букву и поставьте ее в первую клетку ключа. (3)

2. Какой вы знаете процесс увеличения внутренней энергии тела при повышении температуры?

Нагревание

Из ответа возьмите первую букву и поставьте ее во вторую клетку ключа. (Н)

3. Какой вам известен процесс перехода вещества из жидкости в газ?

Испарение

Из ответа возьмите четвертую и седьмую буквы и поставьте их соответственно в третью и четвертую клетки ключа , Н).

4. Какой вы знаете процесс перехода воды из жидкого состояния в твёрдое?

Кристаллизация

Из ответа возьмите две последние буквы и поставьте их в последние клетки ключа. (И. Я)

img1.jpg (168120 bytes)

Мы определили ключевое слово - это ЗНАНИЯ.

Но как хорошо мы знаем и можем ориентироваться в стране «Тепловых явлений»?

II

1. Написать на листочке за 2 минуты как можно больше терминов, относящихся к теме «Тепловые явления» (каждые два термина - одно очко).

2. На доске записаны буквы: Q, с, m, t, ?, L, q. Назвать каждую величину и единицу измерения

Q - количество теплоты (Дж)

с - удельная теплоемкость вещества (Дж/кг* ° С)

m - масса тела (кг)

t - температура тела(° С)

? - удельная теплота плавления (Дж/кг)

L - удельная теплота парообразования (Дж/кг)

q - удельная теплота сгорания топлива (Дж/кг)

3. Сейчас, ребята, я буду показывать вам рисунки, а вы объясните назначение вещей, изображенных на рисунках и назовите тепловые процессы, связанные с этими приборами. За правильный ответ ученик получает жетон.

а) газовая плита - конвекция

б) печь - излучение

в) чайник на газовой плите греется - конвекция

г) пробирка, на дне лед залит водой и на границе воздух-вода греют - теплопроводность

д) светильник - конвекция

е) горящая свеча - конвекция

ж) Солнце и Земля - излучение

з) пробирка одета на палец и греют в верхней части - теплопроводность

и) комната (с отоплением) - конвекция

к) обогреватель - конвекция

л) утюг - излучение

м) птица на озере, реке (озеро, река начинают замерзать) - теплопроводность

4. Взять карточку, где указано одно из тепловых явлений. Напишите, пожалуйста, где в технике, природе, быту, в сельском хозяйстве можно применить данное тепловое явление:

а) хорошая теплопроводность;

б) плохая теплопроводность;

в) испарение;

г) конвекция;

д) конденсация;

е) излучение;

ж) плавление.

III

Д/3: нужно было составить минирассказ, сказку или составить кроссворд по тепловым явлениям. Ребята могут получить от 3 до 5 баллов за эту работу. Консультанты оценили каждую работу. Показать и зачитать наиболее удавшиеся работы.

IV

По учебному планированию мы в этом году сделали лабораторную работу «Определение удельной теплоемкости твердого тела (цилиндра)». Я предлагаю сейчас сделать вам лабораторную работу сверх нашей учебной программы и определить удельную теплоту плавления льда.

Лабораторная работа: «Определение удельной теплоты плавления льда».

Цель работы: Ознакомление с экспериментальным методом определения удельной теплоты плавления вещества.

Оборудование: два пластмассовых стакана объемом 250 см 3, лед, термометр(0-100° С) горячая вода, измерительный цилиндр.

Задание: используя предложенное оборудование, определите удельную теплоту плавления льда.

Содержание работы.

img2.jpg (97798 bytes)

Порядок выполнения работы.

1. Положите в стакан объемом 250 см 3 примерно 100 г льда. Поместите в стакан со льдом термометр и дождитесь начала плавления льда. Термометр в стакане со льдом должен показывать при этом температуру около 0° С.

2. Вылейте из стакана со льдом всю воду, образовавшуюся при плавлении льда.

3. Получите от учителя 100 г горячей воды. Измерьте температуру горячей воды и вылейте ее в стакан со льдом. Дождитесь установления теплового равновесия в стакане со льдом. При установлении теплового равновесия температура смеси воды и льда в стакане станет равной 0° С.

4. Удерживая лед, вылейте воду из стакана со льдом в измерительный цилиндр. Измерьте объем воды V. Вычитая из объема V объем налитой горячей воды V1, определите объем V2 и массу m2 воды, образовавшейся при плавлении льда (m2 = pводы V2).

5. Вычислите удельную теплоту плавления льда по формуле (2).

6. Результат измерений и вычислений запишите в отчётную таблицу.

Отчетная таблица

img3.jpg (206939 bytes)

V

Устали, ребята?! Давайте отдохнём (включается музыка и проводим релаксацию).

Релаксация. «Дыхание счастья» по Г. П. Молохову.

При входе вы мысленно вдыхаете ароматы любимых цветов, радость, счастье, здоровье, улыбку, любовь, тепло, успех, свет, разум, красоту, продолжительные эмоции, жизненные силы... При выдохе вы мысленно выдыхаете мусор и нечистоты, грязь, болезни, печаль, тревоги и обиды, неудачи и грусть, усталость, несчастья, ненависть, глупость.

VI

Графический - физический диктант.

Да —— Нет /\

I Вариант

II Вариант

1. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты требуется для измерения температуры вещества массой 1 кг на 1° С, называется удельной теплоёмкостью ?

ответ: Да ——

1. Физическая величина, показывающая, какое кол-во теплоты выделится при сгорании топлива массой 1 кг, называется удельной теплотой плавления тела?

ответ: Нет /\ (называется удельной теплотой сгорания топлива)

2. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называется кристаллизацией?

ответ: Нет /\ (плавлением)

2. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое называется отвердеванием?

ответ: Да ——

3. По формуле Q = сm( t2-t1) мы находим кол-во теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении?

ответ: Да ——

3. По формуле Q = q m мы находим количество теплоты, необходимое для отвердевания тела?

ответ: Нет /\ (Q выделяется при полном сгорании топлива)

4. Единицей измерения удельной теплоёмкости является Дж/кг оС ?

ответ: Да ——

4. Ед. измерения удельной теплоты сгорания топлива является Дж/кг оС ?

ответ: Нет /\ (Дж/кг)

5. Одно и то же вещество отвердевает и плавится при разных температурах?

ответ: Нет. /\ (при одинаковых температурах)

5. Температура, при которой вещество плавится, называется температурой плавления?

ответ: Да ——

6. Температуру, при которой вещество отвердевает, называют кристаллизацией?

ответ: Да ——

6. Удельная теплота плавления обозначается: q? ответ: Нет /\ (?)
7. Кол-во теплоты, выделяющейся при кристаллизации тела массой m, определяется по формуле Q = ? m ?

ответ: Да ——

7. Чтобы вычислить Q, необходимое для плавления кристаллического тела массой m, взятого при его температуре плавления и нормальном атмосферном давлении, нужно удельную теплоту плавления ? умножить на массу тела m (Q = ? m) ?

ответ: Да ——

8. Единицей измерения удельной теплоты сгорания топлива является Дж/кг?

ответ: Да ——

8. Единицей измерения удельной теплоты плавления является Дж/кг ?

ответ: Да ——

Получается график правильных ответов на вопросы:

img4.jpg (76386 bytes)

img5.jpg (81631 bytes)

(Ребята меняются вариантами, проверяют работу товарища, ставят оценку.)

VII

Практическая работа по трем уровням.

На столе у каждого ученика лежит лист, на котором напечатана практическая работа, каждое задание по 3 уровням: на «3», «4», «5». Ребёнок сам выбирает, какого уровня ему решать задание. Он может переходить с одного уровня на другой. Консультанты фиксируют все ответы учащегося.

ПРАКТИКУМ по теме «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ».

1. Что можно сказать о внутренней энергии тела?

1) Почему пила нагревается, если ею пилить длительное время? 2) Почему врач, поставив медицинский термометр больному, смотрит показание термометра не раньше, чем через 5-7 мин.? 3) Со дна водоема всплывает пузырёк воздуха. За счёт чего увеличивается его потенциальная энергия?

2. Найти неизвестную величину:

1) Какое кол-во теплоты пере-даст окружающим телам кирпичная печь массой 1.5 т при охлаждении от 30 до 20 °С? 2) Какое кол-во теплоты, отдаст стакан кипятка объемом 0,25x10-3 м3 , остывая до температуры 14° С. 3) До какой температуры остынут 5 л кипятка, взятого при температуре 100 °С, отдав в окружающее пространство 1680 кДж энергии?

3. Решение задач на удельную теплоту сгорания топлива.

1) Какое кол-во теплоты выделится при полном сгорании бензина массой 5 кг; каменного угля массой 10 кг? 2) Смешали бензин массой 2 кг и керосин массой З кг. Какое кол-во теплоты выделится при полном сгорании полученного топлива? 3) Сколько спирта надо сжечь, чтобы изменить температуру воды массой 2 кг от 14 до 50°С, если вся теплота, выделенная спиртом, пойдет на нагревание воды?

4. Плавление. Отвердевание.

1) Почему лёд не сразу начинает таять, если его внести с мороза в натопленную комнату? 2) Какое кол-во теплоты поглощают при плавлении тела из серебра, золота? Масса каждого тела 10 кг. Тела взяты при их температурах плавления. 3) Сколько энергии приобретает при плавлении кусок свинца массой 0,5 кг, взятого при температуре 27 °С?

VIII

Выставление оценок за урок по кол-ву набранных баллов.

Таблица результатов работы по теме «Тепловые явления».

img6.jpg (687213 bytes)

Строится график:

img7.jpg (287678 bytes)