Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, и привнесение игровых элементов в процесс обучения делает этот процесс более увлекательным, позволяет детям усваивать даже трудные для восприятия темы легко и непринужденно. В настоящей работе изложен опыт использования игровых моментов в процессе преподавания физики в школе 550 города Санкт-Петербурга.
Игровые элементы, применяемые нами в преподавании физики в средней школе, достаточно условно можно разделить на несколько групп:
- творческие задания, выполняемые в игровой форме: сообщения-сказки, фантазии на заданную тему, ролевые игры;
- детские игрушки как инструмент исследования окружающего мира;
- домашние лабораторные работы, выполнение которых содержит игровые элементы;
- использование игровой мотивации при работе с компьютером и цифровой техникой.
Разного типа творческие задания по физике предлагаются ученикам к выполнению в течение всех лет обучения в школе. Для учеников 7-8 классов автор использует такие творческие задания, выполнение которых детьми воспринимается как игра. Игровые моменты могут содержаться как в формулировке задания (написать сообщение-сказку на заданную тему, представить мир, в котором реализовалась физически невозможная ситуация, и описать события в таком мире), так и в тех инструментах, которыми для выполнения задания приходится пользоваться. Таковыми могут являться многие из технических новшеств, воспринимаемых детьми как любимые игрушки – это компьютер, цифровые фотоаппараты, видеотехника. Особое место на начальном этапе знакомства с физикой занимают ролевые игры. Одно из первых сообщений по физике семиклассники пишут о температуре (ученикам на выбор предлагается ряд тем: о температурных шкалах, о людях, чьи имена присвоены температурным шкалам, о методах измерения температуры). По итогам написанных и доложенных на уроке сообщений, проводится урок-игра “Суд над температурой”. Заранее назначаются обвинители, которые должны выявить негативные для человека свойства этого явления, защитники, один ученик исполняет роль обвиняемого - температуры. Во время заседания суда заслушиваются свидетели – авторы температурных шкал. Состав суда также назначается заранее. Как правило, вердикт суда – “оправдать”, но дебаты разыгрываются не на шутку. В декабре семиклассники получают задание написать сообщение-сказку по теме “Мир без силы трения”. Им предлагается в произвольной литературной форме изобразить мир, в котором силы трения по каким-то причинам отсутствуют. Требуется описать события в таком мире. Эта тема очень увлекает детей, в 2003 году в этом проекте кроме учеников нашей школы участвовали дети из нескольких школ города и ученики литовской школы имени Альгирдаса Бразаускаса <http://a.brazausko-vm.lm.lt>. С некоторыми работами участников проекта можно познакомиться на сайте школы <http://school.ort.spb.ru/library/physics/friction>.
Игрушка как инструмент исследованиядетьми окружающего мира
Большое место в жизни любого ребенка занимают игрушки. Настоящим откровением для детей оказывается простая мысль, что игрушки могут демонстрировать конкретные физические явления, иногда очень сложные. Пристальный взгляд на любимые игрушки приводит к осознанию того, что физика занимается не какими-то книжными истинами, а изучает явления окружающего мира. Методика использования игрушек как инструмента познания физических законов стала традиционной для школы 550. В текущем учебном году в четвертый раз в рамках “Дня проектов” школы откроет двери секция “Музей физической игрушки”. Экспонатами этого музея служат игрушки, принесенные учениками, самодельные физические демонстрационные приборы, созданные руками учеников.
Данный проект можно разделить на два этапа: урок игрушки, в котором участие принимают все ученики 7-х классов, и “Музей физической игрушки”, в котором в качестве гидов участвуют по нескольку представителей от каждого класса и несколько учеников- старшеклассников.
Урок игрушки проводится в начале марта, об этом проекте учитель рассказывает ученикам 7-го класса на первом уроке физики. В начале 3 четверти объявляется дата проведения урока игрушки и объясняется задание - представить игрушку-демонстрацию какого-нибудь физического явления, объяснить это явление. <Рисунок 1> На уроке игрушки ребята выступают с короткими докладами, показывая принесенные из дома игрушки. <Рисунок 2> В конце урока назначаются 3 ученика-гида экспозиции класса в будущем "Музее физической игрушки". Гиды отвечают за оформление экспозиции, наличие поясняющих табличек с именами авторов “экспонатов”, дают пояснения посетителям музея. Вместе с игрушками в музее выставляются самодельные устройства, выполненные по заданию учителя при прохождении тем "Закон Паскаля", "Сообщающиеся сосуды", "Атмосферное давление".
Рисунок 1
Рисунок 2
“Музей физической игрушки” работает в рамках традиционного для школы “Дня проектов”, который в течение ряда лет проводится в последний учебный день третей четверти. Кроме гидов, “сотрудниками музея” являются администраторы – старшеклассники, в обязанности которых входит организация экскурсий учеников младших классов в день работы музея. <Рисунок 3> Заранее составляется план-график экскурсионного посещения, один из администраторов музея в назначенный срок приглашает посетителей соответствующего класса на экскурсию. <Рисунок 4> Администраторы предлагают посетителям сделать запись в книге отзывов музея и проголосовать за лучшую игрушку и лучшего гида. К концу дня результаты голосования обобщаются, объявляется имя автора лучшего самодельного изделия, хозяина наиболее понравившейся посетителям игрушки и лучшего гида. Все они получают награды на общешкольной конференции, завершающей "День проектов". По окончанию работы музея администраторы должны подготовить рассказ-отчет о работе музея в текущем году. Обязанности директора музея берет на себя учитель физики. Таким образом, заключительный этап проекта оформляется как увлекательная ролевая игра.
Рисунок 3
Рисунок 4
Домашние лабораторные работы
Особый класс детских игрушек составляют разнообразные игрушки-“конструкторы”. В качестве аналогов таких игрушек детям предлагаются домашние лабораторные работы, воспринимаемые большинством из них как игра в “конструктор”. При выполнении таких работ ученику необходимо в домашних условиях самостоятельно составить из бытовых предметов устройство, демонстрирующее изучаемое физическое явление. В процесс “конструирования” с удовольствием включаются взрослые, помогают найти ребенку неожиданные решения и материалы для самодельных устройств. Одним из примеров такого задания может служить домашняя лабораторная работа по созданию самодельной электрической батарейки, выполняемая учениками 8-го класса при прохождении темы "Электрический ток". Перед началом работы детям раздается описание нескольких вариантов самодельных гальванических элементов, отдельный урок посвящается измерению параметров изготовленных устройств. С помощью цифрового вольтметра измеряется ЭДС созданных батареек, микроамперметром измеряется ток. <Рисунок 5> При этом присутствует часто возникающий в играх соревновательный элемент, поскольку автор устройства с наилучшими показателями объявляется победителем и получает символический приз. Всем классом анализируются причины низких результатов, показываемых некоторыми устройствами, вырабатываются рекомендации по улучшению технологии их создания. Устройства выполняются детьми из монеток, фруктов, овощей и т.д. В качестве совершенно неожиданного выполнения такого задания можно упомянуть солнечную батарейку, которую в 2003-04 учебном году изготовил ученик Корженевский А. с помощью своего папы на основе старых полупроводниковых триодов. Наиболее интересные модели самодельных батареек занимают отдельный стенд в "Музее физической игрушки". Основный вывод, который дети делают по итогам выполнения данной домашней лабораторной работы: “батарейка – это очень просто”.
Рисунок 5
Кроме домашних лабораторных работ, развивающих навыки конструирования, детям также предлагается ряд работ, которые условно можно назвать исследовательскими. Такие работы выполняются учениками с не меньшим энтузиазмом, они увлеченно играют в предложенную учителем игру-исследование. Задания для таких работ могут быть очень простыми, не требующими больших затрат времени. Приведем несколько примеров такого рода заданий. Так при прохождении темы “Работа и мощность”, детям предлагается найти работу, затраченную при подъеме самих себя по школьной лестнице в кабинет физики и мощность, развиваемую при этом. Задание выполняется учениками 7-го класса, позже оно повторяется в 10 классе. Интересно наблюдать за учениками во время выполнения этого задания. Как правило, для измерения времени им служит сотовый телефон, возможности которого они знают в совершенстве. При изучении механических колебаний ученики получают задание измерить собственный рост с помощью нитки и секундомера. При прохождении темы “Электризация” в 8 классе необходимо исследовать это явление в домашних условиях и представить отчет в электронном виде. Отчеты обычно представляют в самых неожиданных вариантах – в виде цифровых фотографий, богато иллюстрированных документов Word, документов Power Point, флэш-анимации. Особое место занимают самостоятельно изготовленные видеоролики, демонстрирующие, например, взаимодействие бумажной гильзы с наэлектризованными предметами. В отчетах ученики обсуждают полученные результаты, пытаются понять причины отдельных неудач. Так же как и при выполнении конструкторских работ, в исследовательских работах присутствует элемент соревнования. Представленные материалы демонстрируются всему классу, и учитель выделяет те работы, в которых найдены неожиданные решения проблемы.
Использование любимых игрушек детей –компьютера и цифровой техники
Многие задания, которые детям в традиционном варианте показались бы скучными, при появлении любимой игрушки – компьютера приобретают особую привлекательность. В качестве примера можно привести опыт использования компьютерного тренажера по решению стандартных задач “Активная физика”, разработанного около 10 лет назад авторским коллективом Белорусского педагогического института. Достаточно подробно методика использования этого тренажера и другие аспекты применения информационных технологий при изучении физики в школе изложены в предыдущих публикациях автора. <https://urok.1sept.ru/2003_2004/index.php?member=100976> <http://www.school.ort.spb.ru/library/physics/itech> В данной работе хотелось бы остановиться на игровом моменте, присутствующем при работе с этой программой, особенно это касается учеников 7 класса. В школьной практике неоднократно возникала ситуация, когда в качестве разрядки после напряженной работы за компьютером на уроках информатики дети просили разрешить поиграть в “физику”, имея в виду указанный тренажер. Те, кто работали с программой “Активная физика”, знают, насколько детям нравится доброжелательный настрой программы, ее логотип-человечек <Рисунок 6>, который радуется вместе с ребенком, если задание выполнено удачно и плачет, если итог неутешителен. Оценка выставляется компьютером объективно, всегда можно посмотреть, в каких заданиях были допущены ошибки, и получить указания, как задание нужно было выполнять. С одной стороны для ребенка это компьютерная игра, с другой – очень серьезный процесс обучения.
Рисунок 6
Компьютерная техника, фото и видео, звукозапись активно используются школьниками при выполнении творческих заданий и оформлении отчетов о домашних лабораторных работах, создавая дополнительный положительный эмоциональный настрой в их учебной деятельности. Детям очень нравится вести поиск учебных материалов в сети Интернет. Этот процесс для них также содержит игровые элементы, азарт соревнования – кто сможет найти самую интересную информацию по заданной учителем теме. Игровые моменты делают уроки для детей более привлекательными, красочными. Положительный настрой, с которым дети идут на урок, сказывается на атмосфере в классе, создает комфортную ситуацию как ученикам, так и учителю. Существенно повышает эффективность процесса преподавания.