2 часа
Урок физики: 7 класс.
Тема урока: Сила Всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела.
Цели: развивать мыслительные операции, практические умения.
Учебно – организационные умения: вникать в смысл целей и задач, организовывать свой труд.
Учебно – информационные умения: работать с учебником, инструкцией
Учебно – коммуникативные умения: слушать, управлять своим вниманием, развивать монологическую речь.
Учебно – интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать.
Форма организации учебного пространства: коллективная.
Методы обучения: исследовательский.
Проблемно – поисковый подход.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование и приборы: груз на пружине, груз на линейке, вращающийся диск, шарик на нити, набор грузов.
Демонстрации: наличие силы упругости в
пружине, линейке. Демонстрация действующей
модели Солнечной системы.
Лабораторный эксперимент: шарик на нити, груз на линейке.
Время | Этап урока |
Что делают |
результат | |||
название |
цель |
учитель |
ученики |
|||
2 мин. | Начальный | Постановка целей урока: обучающая, воспитывающая, развивающая. | 1. Сейчас вы посмотрите
видеофрагмент из в/ф “Небесная механика”,
который важен для всех, и скажете какова тема
нашего урока. Дает указания о структуре урока: постановка опытов, слушание выступлений, выполнение лабораторного эксперимента. |
1. Слушают учителя. Формулируют тему урока. | Интерес к проблеме, мотив к познанию. | |
5 мин | Повторить основные понятия
|
2. Ставит вопросы. Что такое сила? Как влияет действие силы на характер движения? Григорий Остер “Физика” №87. Каким
прибором измеряют силу? Рекомендуем эту книгу учащимся. |
2. Отвечают на поставленные вопросы. | Созданы условия для восприятия новых понятий. | ||
5 мин | Постановка проблемы | 3. Почему все тела падают на Землю? 4. Что стало бы с Землей, если бы исчезла сила тяготения между Землей и Солнцем? 5. Демонстрируем опыт: действие
центробежной силы на тело при вращении диска. |
3. Дают ответы.
|
Интерес к проблеме. | ||
6. Из второй книги Я.И. Перельмана
“Занимательная физика” зачитываем “Стальной
канат от Земли до Солнца” Рекомендуем эти книги. 7. Почему не видим мы, чтобы притягивали друг друга столы, люди? Приводим значение силы тяготения между двумя взрослыми. 1/100 от 1 мг |
6. Слушают. Обсуждают. | |||||
8. Демонстрируем через кодоскоп опыт
Кавендиша и даем краткое пояснение. Почему возникают приливы и отливы? |
8. Учащиеся дают ответ, что Луна притягивает водную массу. | |||||
5 мин.
5 мин. |
Основной | Изучить новый материал. Подводим к пониманию силы Всемирного тяготения. Подводим к пониманию силы тяжести. |
9. Определение: в заимное
притяжение всех тел Вселенной названо всемирным
тяготением. 10. Что стало бы со всеми земными предметами, если бы не было тяжести? Если нужно, то для понимания демонстрируется опыт с диском. 11. Можно ли укрыться от силы тяготения? Зачитываем Я.И. Перельман часть 2 – “Можно ли укрыться от силы тяготения?” 12. Учитель демонстрирует опыт с шариком на нити.
16. Буквенное обозначение силы F. Изображается сила вектором. Рисует на доске вектор силы тяжести.
8. Ответьте на вопрос: Какая сила больше?: |
9. Учащиеся записывают в
тетради определение.
16. Учащиеся записывают в тетради обозначение. |
||
13. Поднимите шарик за нить. Почему
шарик натягивает нить? По какому направлению натягивает нить? Отпустите нить. По какому направлению падает нить? 14. Определение: Силу, с которой Земля притягивает к себе тело, называют силой тяжести. 15. Учитель говорит о зависимости силы тяжести от массы. Когда мы говорим что, тело легкое или тело тяжелое, то мы выражаем зависимость силы тяжести от массы. F = ma |
13. Учащиеся выполняют
мини-лабораторную работу. Отвечают на вопросы.
14. Учащиеся записывают в тетради определение.
15. Записывают формулу. |
|||||
5 мин
5 мин. |
Возникновение силы упругости
Обнаружение веса тела.
|
17. Положите линейку на две книги и на
середину линейки положите груз. Что произошло в результате взаимодействия груза и линейки? Какие силы возникли в линейке и в грузе в результате их взаимодействия? 18. Определение: силой упругости называют силу, возникающую в теле при его деформации и направленную противоположно деформирующей тело силе. Учитель демонстрирует опыт с грузом на линейке. К какому телу приложена сила упругости и сила тяжести? На доске рисунок с изображением силы упругости. 19. Обратите внимание на изменение формы линейки. Определение: сила, с которой тело давит на опору или растягивает подвес, вследствие притяжения к Земле, называется весом тела. Изображаем на рисунке вес тела самостоятельно. |
17. Учащиеся выполняют
лабораторную работу и отвечают на вопросы.
18. Записывают определение в тетради и делают рисунок. 19. Записывают определение в тетради и делают рисунок.
|
|||
2 мин. | итоговый | Свести воедино полученные сведения | 20. Какие виды сил вы знаете? Расскажите о силе тяжести? Расскажите о силе упругости? 21. Лирически завершаем сегодняшний урок и предлагаем ученицы прочитать стихотворение. Раздаем всем учащимся текст стиха. |
20. Пытаются рассказать.
21. Ученица читает стих “Только одна история из жизни Великого Ньютона” |
Суммируются полученные знания | |
2 мин. | Закрепление | Применить новые знания. | 22. Отвечаем на вопросы по книге
Григория Остера “Физика” №96- 100, 104, 106.
|
22. Дают ответы
|
||
1 мин. | Домашнее задание | 23. Комментирует домашнее задание и оценки. | 24. Записывают домашнее задание.§24, 25, 27. |
На доске СЕРИЯ №!
Под какими номерами изображены:
а) сила тяжести
б) сила упругости №1 №2 №3 №4
в) вес тела
Только одна история
Из жизни великого английского ученого Исаака Ньютона
Деревня Вульсторп, в 120 милях от Лондона 666 год
Ньютон под яблоней сидел –
Вот – вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы. Тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым яблоком Луна
Повисла в небе.
И светила.
Он мыслил . . .
А Луна кружась,
С Землею Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь яснее проступала
Ньютон взглянул на небосвод..
Но ветка дрогнула –
и вот
на Землю яблоко
упало!
И понял ученый, что нитью одной
Связано яблоко с желтой Луной.
И яблоком спелым упала б Луна,
Когда б не вращалась так быстро она.
Все тяготеют друг к другу!
И падая, мчатся по кругу.
Он понял закон для Земли и Небес:
Вращаясь, планеты теряют свой вес!
И яблоко, падая, - тоже
По весу с планетою схоже.
И, самый великий, быть может закон –
Всеобщий закон тяготения –
Врашенье планет обьясняет нам он
И яблок румяных паденье.
Задачи из “Физики” Григория Остера:
№87. Вовочку вызвали к директору школы. Вовочка остановился перед дверью кабинета и твердо решил не входить никогда. Но тут на Вовочку налетел кто-то сзади и Вовочка, несмотря на свое твердое решение, не только вошел в кабинет, но и, пробежав по директорскому ковру, прыгнул директору на шею.Что, с точки зрения физики, побудило Вовочку на эти отважные действия?
№89. Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается?
№94. Какую силу должен прилагать пятиклассник Егор Букин, чтобы одной рукой держать за шивороты в воздухе трех первоклассников, общая масса которых 53 кг?
№96. Массы голубого большого воздушного шарика и мелкого ржавого гвоздика, который мечтает это шарик когда-нибудь проткнуть, одинаковы. Как отличаются силы тяжести, действующие на шарик и гвоздик?
№100. Какая сила тяжести действует на один килограмм картошки, висящий у дяди Пети на авоське за окном?
№104. Талантливый мальчик, на которого действует сила тяжести, равная 200-м ньютонам, стоит на стуле и читает своим гостям стихи. Каков вес мальчика?
№106. Печальный дядя Боря забрел в магазин и рассеянно попросил взвесить 1 ньютон сосисок и 2 ньютона повидла.
Вычисли, какова общая масса дядибориной покупки.