На начальном этапе обучения физике особое внимание уделяется формированию умений и привитию учащимся интереса решать задачи. Это является одним из важнейших средств закрепления теоретического материала, а также показателем его осознания. Для этого на своих уроках использую различные приемы. Одним из них является блок взаимосвязи изучаемых формул в седьмом классе (см. рис. 1).
Блоки выполняются в двух вариантах: демонстрационном и индивидуальном. Они используются для составления логических цепей решения задач.
Пример: Какая работа совершается при подъеме гранитной плиты объемом 2м3 на высоте 12 м?
Данная схема содержит два способа поиска (рис.2). Пользуемся блоком (рис.1).
I ветвь: искомую А можно найти из треугольника 7, для этого нужно знать А и S (S=h) , из условия известна S, а F определяется из треугольника 5, для этого нужно знать m и g (g=9,8Н/кг), m определяется из треугольника 2, для ее нахождения должны быть известны V и r . Объем в условии задачи дан, значение r определяем по таблице “Плотность”.
II ветвь: искомую А можно найти из треугольника 8, зная N и t , время в данной задаче неизвестно, следовательно, этот путь неприемлем и для решения данной задачи используется только первый способ.
Рис.№2
Дано: Мрамор Найти: А -? |
Решение: A=F*S Ответ: А=2268кН. |
Блоки взаимосвязи помогают учащимся найти способ решения задачи. Применение этого приема дает хорошие результаты обученности.