“Тысячи вещей необходимы здоровому,
и только одна больному: здоровье”
И. Вильде
Медицинские осмотры показывают, что сегодня совершенно здоровым является только один ученик из десяти. Поэтому сохранение здоровья это потребность не только нашего, но и будущих поколений. Безусловно, и на уроках физики вопросам сохранения здоровья должно уделяться достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогание, а дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это так важно. Исходя из этих соображений, мы включили в программу курса физики 5–9-го классов по программе А.Е. Гуревича здоровьесберегающие знания и способы оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.
Например, на уроке в 7-м классе, изучая тему “Испарение”, ученики на опыте убедились, что при испарении понижается температура тела. Учитель поясняет, что эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи, если мама на работе, а у братика или сестренки поднялась высокая температура, то вы должны сделать следующее:
- вызвать врача;
- до прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться до трусиков;
- взять мягкую тряпочку, воду (капнуть в нее несколько капель уксуса или спирта);
- тряпочку намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела понизится;
- дождаться врача;
- если будет необходимость, эту процедуру можно повторить.
5 класс
Человек - часть природы, зависит от нее | Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды в лесу, на реке, в городе, по месту проживания и учебы. |
Что изучает химия? | Меры безопасности при знакомстве с незнакомыми веществами. |
Измерительные приборы | Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Уметь осуществлять простейшие физиологические измерения (вес, рост, частота пульса). |
Масса | Уметь измерять вес тела. |
Температура | Уметь осуществлять измерения температуры тела. Влияние повышенной и пониженной температуры на организм человека. Оказание первой помощи при высокой температуре (физические методы охлаждения тела человека при высокой температуре и согревание тела при обморожении). Соблюдение теплового режима в школе и дома. Сколько лет термометру? |
Кислород | Правило проветривания помещения. Значение и применение аэратора для аквариума. Озон. Применение люстры Чижевского. Значение озона и озонового слоя для жизни человека. |
Вода | Личная гигиена и охрана водной среды. Фильтрование и другие способы очищения воды. |
Сила | Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека. Уметь осуществлять тесты на силу. |
Трение | Меры предосторожности при гололеде. Безопасное поведение на дорогах во время гололеда и дождя. Безопасный спуск по канату. Оказание первой медицинской помощи при травмах. |
Электрические силы | Электризация одежды и методы ее устранения. |
Давление | Безопасная работа с режущими и колющими инструментами. Первая медицинская помощь при резаных и колющих ранах. |
Давление на глубине | Глубоководные погружения с аквалангом и требования безопасности. |
Архимедова сила | Правила безопасного поведения на воде. |
Механическое движение или скорость | Правила дорожного и пешеходного движения. Режим учебы, отдыха и сна. |
Звук | Воздействие шумов на организм. Признаки утомления органов слуха и способы их снятия. |
6 класс
Электрический ток | Безопасное значение силы тока и напряжения |
Свет. Источники света. Плоское зеркало | Почему солнечный свет полезен для здоровья? Профилактика защиты глаз в яркий солнечный день, в ясный зимний день, на воде. |
Глаз. Очки | Дефекты зрения. Профилактика коррекции зрения. Глазодвигательная гимнастика. Признаки утомления органов зрения, способы его снятия. |
Химические явления | Инструкция безопасной работы с химическими реактивами и чистящими средствами. |
Кислоты | Способы хранения кислоты, правила работы с ней и оказание первой медицинской помощи при химических ожогах. |
Основания (щелочи) | Способы хранения оснований (щелочей), правила работы с ними и оказание первой медицинской помощи при химических ожогах. |
Белки, жиры, углеводы | Значение белков, жиров, углеводов для жизни и здоровья человека, их источники. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы потребности в основных пищевых веществах и энергии. |
Астрономия | Ориентация по звездному небу, по Солнцу. Определение времени дня по Солнцу. Преодоление страха перед небесными явлениями. |
Солнце | Активные дни солнца и их влияние на организм человека. Правила приема солнечных ванн. Тепловые удары и оказание первой медицинской помощи. |
Луна | Влияние Луны на жизнь человека и растений. |
Атмосфера | Загрязнение атмосферы. Влияние озона на жизнь на Земле. Охрана окружающей среды. Аромотерапия. |
Атмосферное давление | Применение и принцип работы медицинских банок, шприца, пипетки, присоски ЭКГ. Ученики должны уметь объяснять, как мы пьем и дышим. |
Влажность | Ее влияние на здоровье и самочувствие человека. Баня и сауна, их влияние на здоровье человека. Наиболее благоприятная влажность воздуха 40-60 %. |
Атмосферные явления | Поведение человека во время грозы. |
Источники энергии | Энергетическая ценность питания. |
Двигатели внутреннего сгорания | Загрязнение атмосферы выхлопными газами и их влияние на здоровье человека. Охрана окружающей среды. |
Взаимосвязь человека и природы | Бережное отношение к растительному и животному миру. |
7 класс
Температура | Сосудистые реакции на повышение температуры. Принципы закаливания. Правила проветривания помещений. Факторы, способствующие обморожению. Как надо одеваться зимой, чтобы не получить обморожение, правила приема солнечных ванн. Оказание первой помощи при тепловом ударе и обморожении. |
Диффузия | Диффузия в живой природе, ее роль в питании и дыхании человека и живых организмов. Искусственное дыхание. |
Атмосферное давление | Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие человека. Применение и принцип работы медицинских банок, шприца, пипетки, присоски ЭКГ. |
Давление на глубине в жидкости | Кессонная болезнь. Глубоководные погружения с аквалангом и их безопасность. |
Исследование морских глубин | Профилактика дефицита морепродуктов в питании, морской капусты и их влияние на наш организм. |
Архимедова сила. Плавание тел | Безопасность поведения на воде. Профилактика первой помощи. Правила тушения бензина и спирта. Знать средства спасения утопающего на воде в теплое и холодное время года, последовательность действий при спасении и умение их выполнить. |
Смачивание | Гигиена кожи. Моющие средства и правила хранения и использования чистящих средств в быту. |
Капиллярность | Ее роль в кровообращении животных и питании растений. Назначение бинтов и ваты и их замена подручными средствами при травмах во время похода или на природе. |
Испарение | Роль испарения при понижении температуры во время болезни и при охлаждении продуктов питания в летнее время на природе. |
Влажность воздуха | Влияние влажности на самочувствие человека. Правила проветривания. Научить самостоятельно регулировать воздушно-тепловой режим в школе и дома. Влияние банных процедур на организм человека. |
Плавление и отвердевание | Одежда по сезону. Объяснить, почему опасно мокрыми руками на морозе хвататься за железо. |
Внутренняя энергия Теплопередача Теплопроводность Конвекция |
Применение тел хорошо и плохо проводящих тепло. Проветривание помещения. Гигиенические требования к воздухообмену в классе. Круговорот воздуха в природе. |
Тепловое излучение и от чего зависит его интенсивность? | Гигиена и правила одежды в жару и холод. Применение теплового излучения для установки диагноза заболевания или диагностики здоровья (тепловизор). Приборы ночного видения. |
8 класс
Электростатика | Электрические явления в нервной системе животных и человека. Биологические усилители. Регистрация биопотенциалов человека, ЭЭГ, ЭКГ. Применение статического электричества. Электротерапия, физиолечение. Электроемкость человека. |
Магнитные взаимодействия | Влияние магнитных бурь на самочувствие человека. Применение магнитов в медицине. Использование магнитных сережек, браслетов, магнитных приборов для проращивания семян. |
Электрический ток Ток короткого замыкания Напряжение |
Правила безопасной работы с
электрическими приборами в школе и дома.
Знакомить учащихся со значениями безопасного
напряжения и силы тока. Короткое замыкание и его последствия. Предохранители и вред “жучков”. Роль заземления. Рассказать о поведении во время грозы. Объяснить учащимся, почему опасно касаться опор высокого напряжения или трансформаторной будки. Биоэлектропотенциалы. Правила поведения вблизи места, где оборванный провод высокого напряжения соприкасается с землей. |
Оптика Глаз. Зрение |
Оптические приборы в медицине - микроскопы, медицинская техника для лор-врача, стоматолога, окулиста. Светочувствительность глаза. Правила освещения рабочего места. Познакомить с признаками утомления органов зрения, способы его снятия. Дефекты зрения и их коррекция при помощи очков. Гимнастика для глаз. |
9 класс
Механика Скорость. Путь |
Безопасность поведения на дорогах. Расчет
скорости движения транспорта и тормозного пути.
Расчет траектории движения транспорта. Дорога
глазами водителя. Ожидаемые результаты. Уметь объяснить младшим детям принципы безопасного поведения на дороге и продемонстрировать их на примере реальной улицы. |
Инерция | Переход улицы на регулируемом перекрестке, увеличение тормозного пути тяжелого автомобиля. Правильность приземления во время прыжков, правила безопасного спуска на лыжах с горы. |
Трение | Безопасность дорожного движения, увеличение тормозного пути автомобиля во время гололеда и на сырой дороге. Правила безопасной работы с напильником, наждачной бумагой и т. д. |
Звук | Влияние шума на здоровье человека. Признаки утомления органов слуха, способы их снятия. Микроклимат в классе и квартире. Голосовой аппарат человека. Слуховой аппарат человека. Профилактика нормального слуха человека. Перкуссия в медицине. Ультразвук и инфразвук, их влияние на человека. Роль ультразвука в биологии и медицине. Акустические очки. Наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин, особенно во время дождя, когда капюшоны и зонтики мешают детям увидеть приближающиеся издалека автомобили. |