Урок-мастерская по физике. 60-летию победы в Великой Отечественной войне посвящается: "Вклад ученых Ленинграда в дело Великой Победы"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цели урока:

Для ученика

  • овладеть новыми знаниями по истории физических открытий в годы Великой Отечественной войны в Ленинграде;
  • создать презентацию, отражающую личное отношение к услышанному на уроке.

Для учителя

  • создать условия для проявления творческой индивидуальности личности учащихся;
  • формировать коммуникативную культуру учащихся через привлечение их к обсуждению заинтересовавших вопросов.

Основные этапы урока: Данный урок состоит из трёх частей.

1. Теоретической. Учитель рассказывает учащимся об открытиях, сделанных учёными Ленинграда в годы блокады.

2. Обобщающей. Закрепление полученных знаний учащимся предлагается провести при помощи игры-тренажёра.

3. Лабораторно-практической. Учитель предлагает либо каждому учащемуся, либо группе учащихся создать свою презентацию по материалам, наиболее запомнившимся из рассказа учителя.

После выполнения работы учащимся предлагается посетить виртуальную экскурсию “Зелёный пояс славы”. Целесообразно сделать это перед закреплением знаний в игре-тренажёре.

Организация урока: Урок проводится в кабинете информатики. Он рассчитан на 2 часа. Если в кабинете есть возможность использовать сеть, то папка с сайтом, который служит поддержкой урока, может находиться на главном компьютере. Если же нет возможности использовать сеть, то предварительно учебный материал к уроку загружается на каждый компьютер.

Данный урок ориентировочно рассчитан на учащихся 9-11 классов, которые владеют навыками работы с программой Microsoft Power Point. Его целесообразно проводить в конце января, в дни празднования снятия блокады Ленинграда. Для учащихся 9-х классов он служит и закреплением темы “Резонанс”.

Желательно, чтобы учащиеся индивидуально работали над созданием презентации, но это условие не является обязательным. Иногда в классе могут быть учащиеся, которые не совсем хорошо владеют компьютерными технологиями, тогда целесообразно их объединить с учащимися, которые хорошо владеют программой по созданию презентаций.

Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с теоретическим материалом, в котором рассказывается об открытиях учёных Ленинграда в годы войны. По ходу рассказа учитель предлагает учащимся записать наиболее заинтересовавшие или поразившие их моменты. По завершении рассказа учитель предлагает вернуться ещё раз к теоретическому материалу при помощи, размещённого на сайте текста. (http://Shishkina-MN.narod.ru по ссылке “Урок по физике”)

В этот момент учащиеся могут скорректировать записанные моменты. Фрагментов, которые будут записаны учащимися, не должно быть очень много. На это в начале урока учитель обращает особое внимание. В дальнейшем учащимся предлагается на рабочем столе компьютера создать свою папку, в которую они могут поместить данный текстовый материал, скопировать наиболее понравившиеся при просмотре фотографии. Все эти материалы они смогут в дальнейшем использовать при создании собственных презентаций.

После того, как работа учащихся с текстом закончена, учитель строит беседу с учащимися по следующим вопросам:

  1. Согласны ли Вы с утверждением: Любая война, помимо разрушительного, несёт в себе и созидательную функцию. Если согласны, постарайтесь привести свои суждения в защиту этого утверждения.
  2. О каких ещё открытиях, сделанных учёными в годы войны Вам приходилось слышать?
  3. Зачем необходимо знать историю своего народа?
  4. О каком физическом явлении упоминается при рассказе о переправе по льду Ладожского озера?

Чтобы ещё больше заинтересовать учащихся военной темой, привить у них чувство патриотизма, им предлагается посетить виртуальную экскурсию, посвящённую подвигу ленинградцев в годы блокады. От того, насколько учащиеся будут внимательны, может зависеть правильность их ответов в дальнейшем на вопросы игры - тренажёра. Желательно, чтобы, отвечая на вопросы, учащиеся больше не обращались к материалам предложенной презентации о дороге жизни.

Для закрепления изученного материала учащимся предлагается проверить свои знания при помощи игры-тренажёра, которая потребует от учащихся найти соотношение между фотографиями и их названиями. Полученную комбинацию пар чисел учащиеся записывают в своей тетради и сдают учителю на проверку.

Далее учащимся предлагается создать свою собственную презентацию, которая может содержать до 5 слайдов. В ней учащиеся должны представить наиболее заинтересовавший их материал, быть может, даже поразившие их факты. Теоретические фрагменты в презентации не должны быть большими. Если учащиеся выполняют презентацию по одному, то их работа будет сугубо индивидуальна, такая форма работы наиболее приветствуется.

В завершении урока учитель знакомит класс с работами учащихся, они оцениваются. Можно провести конкурс на лучшую презентацию, посвящённую военной теме.

Данный урок не ставит целью отработать навыки создания презентаций учащимися. Этот момент урока является сопутствующим. Если учитель решил провести урок в классе, где учащиеся не знакомы с техникой построения презентаций, то эта часть урока может быть заменена показом презентаций, выполненных другими учащимися.

Материалы урока: Ниже приводятся материалы урока, которые учитель использует при своём рассказе.

Быстро летит время. Стареют ветераны Великой Отечественной войны. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчётливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. "Вся масса учёных Ленинграда с величайшей готовностью включалась в борьбу с фашизмом. В начале войны при городском комитете партии была создана комиссия по реализации оборонных предложений. Её председателем стал академик Н. Н. Семёнов. Он обратился к учёным Ленинграда с призывом искать и находить новые средства для борьбы с врагом, помогать в совершенствовании всех видов вооружения, словом всячески способствовать быстрейшему достижению победы. И прежде всего привлёк к этой работе Физико-технический институт.

Стояли необычайно злые морозы, многие бойцы обмораживались и выходили из строя. Тогда коллективными усилиями учёных была сотворена знаменитая грелка. Промышленность в короткий срок освоила её выпуск. Среди членов комиссии по оборонным предложениям были многие выдающиеся учёные - А. Ф. Иоффе, М. А. Шателен, Н. Н. Миролюбов, А. А. Петров и др.

Пожалуй, самый весомый, главный вклад в оборону Ленинграда наши учёные внесли своими знаниями. Люди науки в самых невероятных условиях искали и находили новые средства и ресурсы для борьбы с врагом. В Физтехе была создана база для испытания новых образцов боевой техники, разрабатывались способы сделать землю, из которой возводятся укрепления, водонепроницаемой. В институте железнодорожного транспорта испытывали рельсы, балки, стальные плиты, подбирали материал, из которого лучше и быстрее можно сваривать противотанковые ежи, делать покрытия для дотов. Многие укреплённые районы вокруг Ленинграда проектировали академики и профессора архитектуры.

Над маскировкой Смольного, как и других военных объектов города, много поработали учёные и художники. Предстояло найти такую окраску, которую не мог бы отличить от зелени деревьев ни глаз, ни оптический прибор даже при спектральном анализе. Осенью 1941 года многие ленинградцы носили небольшие значки, фосфоресцирующие в темноте как светлячки. Они помогали людям ориентироваться на тёмных улицах. Светящиеся составы требовались, прежде всего, для многочисленных приборов - зенитчикам, артиллеристам-полевикам, морякам - балтийцам. Производство светящихся составов во время войны организовал в Радиевом институте А. Б. Вериго. Сотрудники института стали добывать радий с поверхности стен, с полов и потолков тех комнат, где раньше применялся радий для научных исследований, пустили в дело отходы. И они обеспечили светосоставами фронт.

В Ленинграде и Кронштадте во время войны действовало несколько станций по размагничиванию боевых кораблей. Научные сотрудники Физтеха размагничивали корабли в боевых условиях, конструировали траловые устройства для вылавливания мин в море. Уже в начале вражеской блокады на Ленинградском фронте имелись радиолокационные установки. Не многим известно, что первый в мире радиолокатор создан в 1934 году в ленинградском Физтехе выдающимся учёным Д. А. Рожанским.

Для радиолокации потребовались специальные высокочастотные кабели. Их производство было налажено в Ленинграде. Для изоляции кабеля применили эскапон, созданный П. П. Кобеко до войны. Сведения о том, что в блокадном Ленинграде получен высокочастотный кабель на отечественной изоляции быстро дошли до Большой земли. Оттуда стали поступать просьбы изготовить эскапоновые детали.

В городе имелись некоторые запасы красок, изготовленных на растительных маслах. Без краски в это время можно было бы обойтись, а вот если бы удалось извлечь из неё масло, то это бы послужило бы определённым подспорьем. Наши физики и химики быстро нашли способ превращения красок в пищу.

Откуда же брали снаряды, мины, авиабомбы в то время, когда Ленинград их не мог получить из глубины страны? Они делались в самом городе, из материалов, которые раньше совсем не предназначались для этих целей. Нафталин, например, во время блокады стал исходным материалом для производства взрывчатки.

Со дна рек, которыми так богат Ленинград, начали доставать топливо. По предложению учёных, сконструировавших специальные механизмы, из-под воды доставали утонувшие когда-то брёвна. В городе не было кокса. Учёные нашли способ плавить металл для снарядов и мин на термически обработанном антраците и торфе. Горючее для боевых самолётов извлекали из низкосортного топлива.

На фабрике имени Урицкого сумели наладить производство аскорбиновой кислоты, необходимой для борьбы с болезнями, порождёнными блокадой.

Сотрудники Института морского флота придумали простой прибор - "карманный перископ". Он позволял бойцам вести постоянные наблюдения за противником, видеть всё, что делается в поле, не поднимая головы из окопа. По предложению учёных совершенствовалась технология производства боеприпасов. Не хватало меди для снарядных поясков. Учёные Физтеха пересчитали баллистические характеристики и нашли возможность уменьшить расход меди на пояске почти в два раза.

Во время боёв в районе Синявина наши войска захватили большой склад стальных баллонов. Учёные предложили превратить их в мощные зажигательные мины. П. П. Кобеко составил зажигательную смесь, которую могли выпускать в городе из наличного материала. Потребовались и миномёты, способные стрелять новыми снарядами. Их тоже изготовили в Ленинграде.

Н. М. Рейнов сконструировал автоматическую установку, которая регистрировала механические колебания ледяного покрова. Был изобретён прогибограф - прибор, способный регистрировать колебания льда продолжительностью от 0,1 с до суток.

После проведённых экспериментов сделали выводы:
Наиболее опасной скоростью движения для автомобиля по льду Ладожского озера являлась скорость 35 км/ч. При ней собственные колебания льда совпадали с колебаниями, вызванными идущим по льду автомобилем. По возможности не нужно везти машины колоннами, не делать обгонов на льду. Если автомобили движутся по параллельным путям, то расстояние между ними должно быть более 70 - 80 метров. Были рассчитаны динамические нагрузки на лёд. Установлено, при каких условиях танки смогут пройти по Неве.
27 января 1944 года ленинградцы впервые услышали в своём городе победный салют. Над Невой прогремели 24 залпа из 324 орудий.

Вот лишь небольшой отрывок о работе учёных в блокадном Ленинграде. Я надеюсь, что смогла Вас заинтересовать, и Вы захотите полностью прочитать о славном подвиге учёных в годы Великой Отечественной войны. Вы можете сделать это, например, прочитав книгу Н. М. Рейнова "Физики - учителя и друзья" и, конечно, много других книг. Дальнейших Вам успехов.

Данный теоретический материал представлен на странице сайта по адресу http://Shishkina-MN.narod.ru по ссылке “Урок по физике”.

Здесь же представлены материалы виртуальной экскурсии и игры - тренажёра. Если у учителя есть возможность воспользоваться Интернетом, то можно предложить учащимся обращаться прямо к страницам данного сайта.

Материал данного урока может быть использован и как внеклассное мероприятие. В нём прослеживается межпредметная связь физики с предметами гуманитарного цикла.